КОНЦЕПЦИЯ «ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ» ПО ГЕРБЕРТУ САЙМОНУ

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭКОНОМИКА И МИКРОЭКОНОМИКА 1.1 Бремя выбора 1.2 Что? Как? Для кого?..Когда? 1.3 Кто и каким образом? 1.4 Позитивный и нормативный анализ 1.5 Микроэкономика.
Advertisements

Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Стохастические игры Игры с «природой». Основные определения К теории игр примыкает так называемая теория статистических решений. Зачастую принятие управленческих.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ.
Пурикова Татьяна, ээ-4041 На пути к общей теории нерациональности поведения хозяйствующих субъектов Розмаинский И.В., 2003.
Теория игр Теория игр – это совокупность математических методов анализа и оценки конфликтных ситуаций. Задача теории игр состоит в выборе такой линии поведения.
Рациональность принятия решений в условиях неопределённости Выполнили студенты 4-го курса Макаров Денис Питерсен Джоджина Собко Эдуард.
Патоша Ольга, Доцент кафедры организационной психологии.
Аналитическая база для решения бизнес-задач Экономическая теория МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКА.
Основы управления образовательными системами. Образовательные системы - социальные институты, цель которых - образование Образовательные системы имеют.
Модели принятия решений Богословский факультет ПСТГУ.
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Тема: Человек в системе экономических отношений Учитель: Васильева А.И.
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ «ОГРАНИЧЕННОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ» ПО ГЕРБЕРТУ САЙМОНУ

Рационально вести себя нерационально, когда издержки рациональности слишком высоки Ф. Найт

1978 г. – Премия по экономике памяти Альфреда Нобеля Герберт Саймон (1916 – 2001 гг.) «За новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций» «Люди намеренно рациональны, но обладают этой способностью лишь в ограниченной степени…»

Классическая модель «экономического человека» Такая модель описывает поведение рационального человека, который, сталкиваясь с разнообразными сложностями реального мира, всегда выбирает наилучший из возможных курсов действий с единственной целью максимизировать свою прибыль. При этом предполагается, что «экономический человек» знает все возможности выбора и способен «просчитать» все последствия каждой альтернативы. Любые действия фирмы в условиях свободной конкуренции являются объективно рациональными.

Концепция ограниченной рациональности Существуют издержки обработки информации и принятия решений. Ограничения в способности определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принимаемых решений.

Факторы ограниченности рациональности Ограниченные умственные способности; Сложность среды.

Таким образом, индивиды сознательно ограничивают объем приобретаемой информации, поскольку ее сбор связан для них с издержками и, кроме того, их способности по переработке полученной информации ограничены. Задачу поиска нужной информации индивиды никогда не решают полностью. Часто они пренебрегают даже рядом доступных альтернатив с тем, чтобы сузить рамки анализируемой проблемы и отсечь области, связанные с большой неопределенностью. То есть они руководствуются принципом удовлетворенности, а не максимизации.

Человек принимает удовлетворительное, то есть относительно хорошее решение вместо наилучшего

Поведенческие рутины Воспроизводство стратегий, зарекомендовавших себя как успешные в прошлом: формирование поведенческих рутин - Экономия на издержках принятия решения выбор решений на основе прошлого опыта использование неявного знания - Высокая степень неопределенности рутина как элемент страхования - Координация между участниками социальных и экономических отношений формирование системы взаимных ожиданий

Таким образом, концепция ограниченной рациональности, предложенная Гербертом Саймоном, базируется на следующих положениях: 1. принимаемые в сфере бизнеса решения могут быть лишь ограниченно рациональными, поскольку у экономических агентов нет достаточных когнитивных ресурсов для обработки имеющейся информации во всей её полноте и расчёта всех вариантов выбора; 2. хозяйствующие субъекты стремятся не максимизировать прибыль, а добиться некоторого варианта решения, который обеспечит приемлемый, но не обязательно максимальный результат; 3. поскольку для принятия решения индивидам приходится искать ответы сразу на несколько вопросов, то сокращается внимание, уделяемое отдельным проблемам; некоторые решения являются шаблонными или интуитивными, для других организации используют специальные методы.

Текст-пояснение к слайдам

1. Герберт Саймон – американский учёный в области социальных, политических и экономических наук. В 1978 году ему была присуждена Нобелевская премия по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях, в фирмах». В основе его работы заложена мысль, что «Люди намеренно рациональны, но обладают этой способностью лишь в ограниченной степени…». Эти слова отражают суть принципа ограниченной рациональности, который лежит в основе неоинституциональной модели поведения индивида. 2. Саймон подверг критике классическую модель «экономического человека», который в любых ситуациях принимает оптимальные решения. Ее постулаты приведены на слайде. Критикуя распространенный взгляд на менеджера как на рациональное существо, принимающее решение согласно логике, Саймон считал, что при этом принимается ряд ошибочных утверждений, например: лицо, принимающее решение, все знает и понимает, оно может все подсчитать и в состоянии оценить последствия принятого им решения. 3. Саймон обратил внимание на существование издержек обработки и принятия решений, говоря о том, что любые люди ограничены в своей возможности как определять цели, так и просчитывать долгосрочные последствия тех решений, которые они принимают. Связано это по крайней мере с двумя факторами. 4. Во-первых, каждый человек обладает ограниченными умственными способностями, он не может обработать всю информацию мгновенно, без потерь и принять оптимальное решение. Во-вторых, другим фактором является просто сложность среды. Среда генерирует такое большое количество информации, меняется так быстро, дает нам новые и новые дополнительные вводные в решаемую нами задачу, что мы не можем эту информацию обработать абсолютно полностью. Это означает, что мы, обрабатывая информацию, намеренно отказываемся от ее части и сужаем рассматриваемые нами решения на абсолютно неполном, ограниченном информационном множестве. 5. ПРОЧЕСТЬ СЛАЙД 6. Опять-таки, этот принцип означает, что человек ищет не максимизирующий полезность, а удовлетворительный для себя вариант. Приведем пример. Вспомните, как вы совершаете покупки. Возможно, вы обойдете несколько магазинов и сравните цены но вряд ли больше трех- четырех. И уж точно вы не станете изучать товары во всех магазинах Москвы или России, хотя могли бы заморочиться и значительно сэкономить. Грубо говоря, это и есть ограниченная рациональность - склонность человеческого сознания принимать решения на основании анализа лишь части сведений. 7. В реальном поведении каждого из нас формируются так называемые поведенческие рутины, то есть стратегии, которые зарекомендовали себя как успешные в прошлом, приводят к тому, что поведение, ориентированное на эти стратегии, оно воспроизводится в большом количестве случаев в следующих ситуациях, когда ситуации обладают более-менее типовыми характеристиками. Т.е. это устойчивые стереотипы поведения, на которые мы ориентируемся.

7. Пример. Мы обычно покупаем хлеб в одних и тех же магазинах, которые зарекомендовали себя ранее приемлемыми ценами и хорошим качеством. И в обыденном смысле такое поведение вполне рационально: если бы мы каждый раз обходили все магазины в округе, то, вероятно, нашли бы и более дешевый хлеб того же качества, но затраченное на поиски время стоило бы нам дороже, чем сэкономленная за счет этих поисков сумма. Повторяющееся действие формирует стереотип поведения. Мы уже выработали свой стереотип (или свою модель) поведения применительно к покупке хлеба. Один раз следование ей оказалось успешным, и мы продолжаем придерживаться той же линии поведения, пока не сталкиваемся с тем, что качество покупаемого хлеба уже не такое, как прежде. И тогда мы начинаем обход всех магазинов подряд. Чем важны рутины для ограниченно рационального человека? Прежде всего, рутины позволяют нам экономить на издержках принятия решений. Если мы выбираем решение на основе прошлого опыта, мы можем уже не анализировать каждый раз информацию заново, мы можем просто, отсылаясь к прошлому опыту, выбирать уже зарекомендовавший себя как успешный способ поведения. В данном случае мы получаем возможность использовать то неявное знание, которое мы накопили за все предыдущие периоды нашего взаимодействия. Помимо экономии на издержках принятия решений, рутины выступают для нас и как элемент страхования, когда мы окружены высокой степенью неопределенности и нам сложно принять решение, проанализировав быстро весь имеющийся массив информации, мы используем рутину, мы используем имеющиеся стереотипы поведения для того, чтобы получить пусть не очень высокий, зато гарантированный уровень полезности. Наконец, рутины позволяют нам формировать взаимное ожидание. Если наше поведение предсказуемо, если другие люди ведут себя с ориентацией на рутины и мы можем предсказать их линию поведения, это означает, что нам гораздо проще координировать между собой наши социальные и экономические отношения. Это означает, что рутины являются важным элементом социальных взаимодействий, на основании рутин уже формируются те правила, которые структурируют наши взаимодействия, а потом, обрастая механизмом принуждения, становятся институтами. 8. ПРОЧЕСТЬ СЛАЙД