1 Тема вебинара: «УЧЁТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН: ОПРОС ГРАЖДАН» (часть первая: ЗАЧЕМ и КАК это делать) СРОО ИЭКА «ПОВОЛЖЬЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМЫ УЧАСТИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА: «СОБРАНИЕ И КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН» ТЕМА: «СОБРАНИЕ И КОНФЕРЕНЦИЯ ГРАЖДАН» ЧАСТЬ - 1 АНАЛИЗ НПА СРОО ИЭКА «ПОВОЛЖЬЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМЫ.
Advertisements

Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
1 Тема вебинара: «УЧЁТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН: ОПРОС ГРАЖДАН» (часть вторая) СРОО ИЭКА «ПОВОЛЖЬЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ»
1. Анализ опыта муниципалитетов по созданию и организации деятельности структур государственно- общественного управления образованием на субмуниципальном.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Руководитель управления стратегии развития социальной защиты населения Целина Марина Эриковна.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
1 Формирование профессиональной, ответственной и результативной местной власти, ориентированной на потребности жителей (оптимизация функций органов местного.
ГОБОУ ЦПМСС МО Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса в образовательных организациях Учитель-дефектолог: Ященко Е. Н.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
« Разработка структуры и содержания мероприятий и обеспечивающих их программно-целевых инструментов после завершения Федеральной целевой программы развития.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Технология проведения мониторинга в учреждении дополнительного образования детей Измерова Я. Е. – ст. преподаватель кафедры теории и методики воспитания.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2014 г. © Пузанова Ж.В. Методы и процедура социологического исследования.
Транксрипт:

1 Тема вебинара: «УЧЁТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН: ОПРОС ГРАЖДАН» (часть первая: ЗАЧЕМ и КАК это делать) СРОО ИЭКА «ПОВОЛЖЬЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ» Преподаватель: КАРЕЛИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА, заместитель директора АНО «Самарский институт сравнительных исследований трудовых отношений», социолог

2 На все вопросы я отвечу по ходу семинара или в конце работы Чтобы задать вопрос подключите микрофон и нажмите «Вещать», ждите подключения Файлы вебинара размещаются в левом нижнем окне, вы можете их сохранить Налейте себе чай или кофе Удачной работы! Как будем работать? СОКРАЩЕНИЯ В ПРЕЗЕНТАЦИИ МС МС – местное самоуправление МО МО – муниципальное образование ОМСУ – ОМСУ – органы местного самоуправления НПА НПА – нормативный правовой акт СИ – социологическое исследование

3 Приходилось ли Вам изучать основы прикладной социологии и применять эти знания на практике в той или иной форме? 1.Не приходилось изучать 2.Изучал, но не приходилось применять эти знания на практике 3.Изучал и принимал участие в социологических исследованиях в качестве анкетера/интервьюера 4.Изучал и приходилось выступать заказчиком/организатором социологических исследований Внимание! - ОПРОС ?

4 К каким результатам сегодня будем стемиться… Что такое опрос и в каких случаях его целесообразно проводить? Какие требования надо соблюдать, чтобы результатам опроса можно было доверять? Что можем сделать сами, а в чем необходима помощь профессиональных социологов? стать не профессиональными социологами, а квалифицированными заказчиками, организаторами и пользователями результатов опросов граждан. Для этого сегодня получим ответы на следующие вопросы: стать не профессиональными социологами, а квалифицированными заказчиками, организаторами и пользователями результатов опросов граждан. Для этого сегодня получим ответы на следующие вопросы:

5 В ФЗ 131 определения нет! Коллеги, как вы понимаете, что такое опрос? Напишите в чате. ОПРОС ГРАЖДАН Определимся с понятием

6 ОПРОС – метод познания социальных явлений и процессов (Ф.Шереги, М.Горшков) ОПРОС – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях (В.Ядов) МАССОВЫЙ ОПРОС – это один из видов социологического исследования. Искусство использования социологического метода опроса в том, чтобы знать, кого и о чем именно спрашивать, как спрашивать, и в какой мере можно доверять полученным ответам. Ключевое звено в понятии Ключевое звено в понятии – метод получения информации, источником которой являются люди – непосредственные участники исследуемых социальных процессов и явлений. Какое определение дают социологи?

7 Когда целесообразно применять метод опроса? Ну, и зачем все эти сложности с опросом? Все можно понять и так. Жалуются люди, значит, не удовлетворены чем-то…

8 Задача Задача: необходимо определить уровень удовлетворенности граждан работой администрации МО. Имеющаяся информация Имеющаяся информация: по данным учета отдела по работе с обращениями граждан в 20 случаях из 40 заявители остались недовольны действиями власти по решению их проблемы. Можно ли на этом основании сделать вывод о том, что половина населения МО не удовлетворена работой местной администрации? 1.Да 2.Нет ПРОГОЛОСУЙТЕ И ОБЪЯСНИТЕ В ЧАТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ. ? СИТУАЦИЯ 1

9 Какими методами можно определить уровень удовлетворенности населения в целом доступностью и качеством медицинской помощи? ? СИТУАЦИЯ 2 Задача Задача: необходимо понять, насколько население в целом удовлетворено доступностью и качеством медицинской помощи в МО. 1. Анализ жалоб на работу медучреждений. 2. Наблюдение за процессом оказания медуслуг. 3. Опрос пациентов медперсоналом после получения медуслуги. 4. Социологический опрос населения МО. ПРОГОЛОСУЙТЕ И ОБЪЯСНИТЕ В ЧАТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

10 Социологический опрос – не самоцель, одно из средств получения информации. Необходимость его проведения должна быть обоснована практической целесообразностью. Главный мотив обращения к социологическому опросу – потребность располагать такой информацией, которая отражает те стороны и нюансы жизнедеятельности общества, которые подчас скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социального управления. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Как можно использовать результаты социсследований в управленческой практике? Для анализа управленческой деятельности: оценка состояния деятельности и оценка эффективности деятельности, для планирования работы. Для прогнозирования результатов управления. Для контроля и учета в менеджменте.

12 Показатели эффективности деятельности ОМСУ 15. медицинской помощью. 30. качеством дошкольного образования детей. 31. качеством дополнительного образования детей. 36. качеством общего образования детей. 55. деятельностью ОМСУ, в т.ч. их информационной открытостью. 58. качеством предоставляемых услуг в сфере культуры. Показатель: % от числа опрошенных УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ:

13 1. Да 2. Нет 3. Не знаю ? Внимание! Опрос Проводились ли в вашем МО опросы для получения информации по этим показателям эффективности деятельности ОМСУ?

14 Что такое социологическое исследование? Это система логически последовательных методологических, методических и организационно- технических процедур, связанных между собой единой целью: для их последующего использования в практике социального управления. получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе

- ЭТО БОЛЬШОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. - ТЕОРИЯ ВЫБОРОЧНОГО МЕТОДА ЗАИМСТВОВАНА ИЗ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ, ПОЭТОМУ ЗДЕСЬ ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП – РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ. - НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫБОРОЧНЫЙ ОПРОС. А сколько надо выбрать для опроса? Чем больше людей опросишь, тем точнее результаты? А сколько надо выбрать для опроса? Чем больше людей опросишь, тем точнее результаты? Если нас интересует мнение небольшой группы людей, например, отношение жильцов одного дома к созданию ТСЖ, можем провести сплошной опрос. А как быть, когда нужно изучить мнение населения целого района, города, страны?

16 Что такое репрезентативность? Генеральная совокупность – локализованный во времени и территориально объект исследования, на который распространяются выводы Выборочная совокупность – определенное число элементов ГС, отобранных по строго заданным правилам. Основной принцип – обеспечение всем элементам ГС равных шансов на попадание в выборку. Репрезентативность – свойство выборки отражать, моделировать значимые характеристики ГС. Ошибка выборки – оценивает меру подобия выборочной модели структуре ГС, допустимые пределы ошибки зависят от цели исследования. Повышенная надежность – до +/-3%, обыкновенная надежность - +\- 3-10% Построение выборки – сложная задача. Доверьте ее профессионалам! КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

17 Единой, унифицированной формы социологического исследования, пригодного для изучения различных проблем, не существует! Виды социсследования различаются в зависимости от глубины анализа, от методов сбора информации, от того, изучается ли предмет в статике или в динамике. Конкретный вид социсследования зависит от его целей и задач, но обязательно включает 4 последовательных, содержательно взаимосвязанных этапа: А может быть профессионалы подготовят образец опроса, выборку разработают, анкету, и все будут этот образец использовать? 1.Подготовка (разработка программы, рабочего плана, документов). 2.Сбор первичной информации. 3.Статистическая обработка данных. 4.Анализ информации и представление результатов.

18 Любой, даже самый простой опрос, требует разработки программы. Формулировка и обоснование проблемы Определение цели, объекта и предмета исследования Определение задач исследования Логический анализ основных понятий Формулировка гипотез Определение обследуемой совокупности (выборка) Определение методов сбора первичной информации Логическая структура инструментария для сбора информации Подходы к статистической обработке и анализу данных ЧТО НУЖНО ЧЕТКО ОПРЕДЕЛИТЬ? МЕТОДОЛОГИЯ МЕТОДИКА

19 Если надо изучить мнение небольшой группы людей, что позволяет провести сплошной опрос. Если возможно четко определить все программные моменты: кого, о чем, как и для чего спрашивать. Если тема опроса достаточно простая, и мы уверены, что сформулированные нами вопросы позволят получить именно ту информацию, которая нам нужна. В каких случаях опрос можно сделать без привлечения социологов? В каких случаях опрос можно сделать без привлечения социологов?

20 Если привлекаются социологи, мы, как заказчики, должны уметь: 1.Обозначить проблемную ситуацию (проблема, требующая дополнительной информации). 2.Определить цель (для чего нужна информация) и объект исследования (чье мнение изучаем). 3.Выдвинуть требования репрезентативности данных. 4.Обсуждать для согласования разработанную социологами методологическую и методическую части программы исследования.

21 - Выясните, какие НПА в вашем МО регулируют проведение опросов граждан. БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА!!! – пришлите заранее эти документы по электронной почте Если есть специальный НПА – текст целиком, если только статья в Уставе МО – текст этой статьи. - Прочитайте предлагаемый текст одного из действующих НПА (файл: НПА_опрос), сделайте вывод о возможности его применения на практике. Обсудим вместе. АНОНС следующего вебинара: В первой части вебинара выясним, какие нормативные рамки установлены для проведения опроса граждан. ЗАДАНИ Е

22 Во второй части вебинара – тренируемся планировать и организовывать опрос: Предлагаю отработать 2 варианта: 1.Подготовка и проведение сплошного опроса. 2.Подготовка и проведение выборочного опроса. АНОНС следующего вебинара: Для этого нужно наметить тему для каждого варианта опроса, которая была бы актуальной для ваших МО. ПРЕДЛОЖИТЕ В ЧАТЕ СВОИ ВАРИАНТЫ…

23 ЗАДАНИЕ ПО ВТОРОЙ ЧАСТИ ВЕБИНАРА: 1. Опираясь на полученную сегодня информацию и материалы (файлы: социссл_виды, социссл_программа, социссл_этапы) попробуйте разработать программные моменты по каждому запланированному нами исследованию (сплошному и выборочному опросу) с учетом потребностей вашего муниципального образования по схеме (файл: социссл_схема). На семинаре – вместе обсудим и скорректируем. ЗАДАНИ Е 2. Оцените наличие ресурсов для проведения опросов (финансовых, кадровых, организационных, технических). Подумайте, кто может привлекаться в качестве интервьюеров/анкетеров на добровольческой основе. СПАСИБО ЗА ВАШУ РАБОТУ! С материалами семинаров учебной программы и планом дальнейшего обучения можно познакомиться здесь (