Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.povolzje.ru
1 1 Тема вебинара: «УЧЁТ МНЕНИЯ ГРАЖДАН: ОПРОС ГРАЖДАН» (часть вторая) СРОО ИЭКА «ПОВОЛЖЬЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ» Преподаватель: КАРЕЛИНА МАРИНА ВИКТОРОВНА, заместитель директора АНО «Самарский институт сравнительных исследований трудовых отношений», социолог.
2 2 Рассматриваем нормативное регулирование проведения опроса Разрабатываем программные положения для проведения сплошного опроса населения. Проект темы: «Отношение населения к общественному самоуправлению по месту жительства» Разрабатываем программные положения для проведения выборочного опроса населения. Проект темы: «Электоральные ориентации населения» ЗАДАЧИ НА СЕГОДНЯ:
3 3 Специфика опроса, как формы участия граждан в местном самоуправлении ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ФЗ-131 Ст.22 «Местный референдум» п.1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. п.2. Местный референдум может проводиться на всей территории МО. Ст.31 «Опрос граждан» п.1. Опрос граждан проводится на всей территории МО или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений ОМСУ и должностными лицами МС, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Напишите, пожалуйста, в чате ваше мнение. И на референдуме, и в ходе опроса граждане дают ответ на поставленные вопросы. В чем принципиальная разница между двумя этими формами участия населения в МС? ?
4 4 МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ ОПРОС ГРАЖДАН Решение непосредственно населением вопросов местного значения Проводится на всей территории МО Процедура проведения универсальная, регулируется ФЗ-131 и Законом Самарской области «О местном референдуме» 12-ГД от г., по жесткости норм похожа на электоральную процедуру. Выявление мнения населения и его учет при принятии решений Проводится на всей территории МО или на части его территории Результаты носят рекомендательный характер ФЗ-131 регулирует только рамочные требования к проведению опроса. Какие именно? ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ
5 5 ЧТО РЕГУЛИРУЕТ ФЗ 131 В ПРОВЕДЕНИИ ОПРОСА ГРАЖДАН: Цель: выявление мнения населения и его учет при принятии решений Территория: вся территория МО или ее часть Результаты: носят рекомендательный характер Участники: жители МО, обладающие избирательным правом Инициаторы: представительный орган или глава МО, органы гос. власти субъекта РФ Порядок назначения и проведения: определяется Уставом МО и/или НПА НПА устанавливает: дата и сроки; формулировки вопросов; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей-участников опроса Информирование о проведении: не менее, чем за 10 дней до опроса Источники финансирования: местный бюджет, бюджет субъекта РФ
6 В прошлый раз предлагалось ознакомиться с одним из действующих НПА. Какие ограничения при проведении опроса фактически устанавливает этот НПА (извлечения) ? Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального или должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются. Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования в течение одного или нескольких дней. В список участников опроса включаются жители, имеющие право на участие в опросе, постоянно или преимущественно проживающие на территории (части территории) муниципального района. В списке указываются дата и место проведения опроса, фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц) и адрес места жительства опрашиваемых лиц (участников опроса). В качестве данных для составления списка участников опроса может быть использован список избирателей.
7 7 В этом НПА процедура опроса фактически подменена процедурой референдума Требования к опросу в НПА фактически исключают: проведение опроса с использованием выборочного метода; постановку вопросов, предусматривающих многовариантный выбор ответов и осложняют выявление уровня удовлетворенности населения по различным вопросам. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПРОСА В ДАННОМ НПА Как Вы полагаете, возможно ли разработать универсальный НПА, регулирующий процедуру опроса граждан? 1. Да 2. Нет Проголосуйте и объясните в чате свою позицию. ?
8 8 Поскольку единой, унифицированной формы социологического исследования (а значит, и опроса, как его разновидности), пригодного для изучения различных проблем, не существует, разработка универсального НПА не целесообразна. Оптимальный вариант общие нормативные рамки, установленные ФЗ-131, и подготовка НПА в виде решения о проведении конкретного опроса с описанием конкретных методических параметров. Универсальный НПА, регулирующий процедуру опроса граждан: есть ли смысл? Универсальный НПА, регулирующий процедуру опроса граждан: есть ли смысл?
9 МЕТОДОЛОГИЯ Формулировка и обоснование проблемы Определение цели, объекта и предмета исследования Определение задач исследования Логический анализ основных понятий Формулировка гипотез МЕТОДИКА Определение обследуемой совокупности (выборка) Определение методов сбора первичной информации Логическая структура инструментария для сбора информации Подходы к статистической обработке и анализу данных тема: «ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА» ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛИТЬ? Разрабатываем программные положения для проведения сплошного опроса населения.
10 ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ И УТОЧНЯЕМ ТЕМУ: Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социальной проблемой. тема: «ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА» В чем Вы видите основную проблему в развитии общественного самоуправления по месту жительства? В чем Вы видите основную проблему в развитии общественного самоуправления по месту жительства? Напишите в чате.
11 КАКУЮ ЦЕЛЬ СТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ, ПРОВОДЯ ОПРОС ПО ДАННОЙ ТЕМЕ? КАКОЙ ВАРИАНТ ФОРМУЛИРОВКИ ВЫ БЫ ПРЕДПОЧЛИ? Цель опроса - это: повышение общественной активности населения, формирование позитивного отношения населения к территориальному общественному самоуправлению, активизация объединения граждан в ТСЖ, другой вариант (какой именно?) Выскажитесь по этому поводу в чате. тема: «ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА» Цель определяется, исходя из потребностей принятия практических управленческих решений.
12 12 ОПРОС ДОЛЖЕН ВЫЯВЛЯТЬ МНЕНИЕ, А НЕ ФОРМИРОВАТЬ ЕГО, ПОЭТОМУ Если основной проблемой мы считаем недостаточную активность граждан в осуществлении территориального общественного самоуправления, то цель опроса – получение информации о причинах недостаточной активности с целью выработки мер по ее повышению Намечая цель опроса, мы должны четко определить для себя, какую информацию надо получить, чтобы на ее основе предпринимать какие-то шаги по коррекции проблемной ситуации
13 ОПРЕДЕЛЯЕМ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАШЕГО ОПРОСА тема: «ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА» Объектом выступает носитель проблемы КТО ЭТО В ДАННОМ СЛУЧАЕ? Варианты: - Собственники жилых помещений - Старшие по подъезду/дому - Жильцы (возрастные ограничения?) КАК ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ЛОКАЛИЗАЦИЕЙ ОБЪЕКТА? Если проводим сплошной опрос, определяем часть территории, исходя из своих возможностей. Выборки в данном случае нет. Предмет исследования включает те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. В нашем случае – это активность граждан, готовность участвовать в самоуправлении по месту жительства
14 ОПРЕДЕЛЯЕМ ЗАДАЧИ ОПРОСА Изучение уровня реального участия граждан в общественном самоуправлении по месту жительства и потенциальной активности. Изучение причин, препятствующих проявлению активности граждан Выявление актуальных проблем территории, в решении которых может быть задействован потенциал активности граждан Изучение уровня информированности о деятельности ТОС Изучение уровня удовлетворенности деятельностью ТОС И ТАК ДАЛЕЕ, ПРЕДЕЛОВ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА НЕТ. Главное - сконцентрироваться на самом важном, чтобы не «перегружать» респондентов, чтобы самим «не утонуть» в результатах тема: «ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОБЩЕСТВЕННОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА»
15 Определяемся с методами сбора информации и организационными вопросами Разновидности опроса: АНКЕТИРОВАНИЕ – письменная форма общения с респондентами, которые получают анкету и самостоятельно заполняют ее ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – устная форма общения с респондентами, когда беседу по вопроснику ведет интервьюер ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ С МЕТОДАМИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ВОПРОСАМИ Выбор формы сбора информации зависит от наших кадровых ресурсов Построение вопросника должно учитывать специфику анкетирования/интервьюирования. Разрабатывать вопросы надо еще и с учетом возможностей обработки результатов
16 РАЗРАБАТЫВАЕМ ПРОГРАММНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОЧНОГО ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ Цель – получение репрезентативной информации для определения электоральных предпочтений населения Объект – население территории избирательного возраста, постоянно проживающее на данной территории Предмет – электоральные предпочтения населения ТЕМА: «ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» Проблемная ситуация: отсутствие репрезентативной информации для прогнозирования электорального поведения населения
17 Задачи: Изучение реальной электоральной активности на прошлых подобных выборах и потенциальной активности применительно к будущим выборам Выявление уровня информированности о предстоящих выборах, об особенностях избирательного процесса Изучение отношения к выборности глав муниципалитетов (можно говорить о выборности-назначении и о принципе выборности: прямые выборы – из состава депутатов) Выявление уровня информированности о деят-ти ОМСУ и выявление удовлетворенности этой деятельностью Изучение партийных предпочтений избирателей Выявление уровня потенциальной поддержки действующих акторов (глав, депутатов) Изучение конфигурации актуальной проблематики Изучение структуры информационных предпочтений населения ТЕМА: «ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» ЗАДАЧИ:
18 ВЫБОРКА: ТЕМА: «ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» Должна быть репрезентативной и удовлетворять повышенным требованиям надежности Должна при необходимости отражать структуру территории (отдельные районы в крупном городе, районный центр и другие поселения сельского района, специфические населенные пункты, например ПГТ в сельском районе) В электоральных опросах чаще всего используют: систематическую выборку, если доступны общие списки избирателей, из которых с определенным шагом отбираются элементы в выборку; квотную выборку с маршрутным способом отбора респондентов. Квоты рассчитываются пропорционально поло-возрастной (и образовательной при наличии данных) структуре населения по данным госстатистики. Маршрутизация производится по специальной методике.
19 Рабочий план: В электоральных опросах это надо особенно учитывать, чтобы осталось время скорректировать ситуацию. Разработку программы, инструмента, выборки лучше доверить профессионалам. Качество сбора информации зависит от анкетеров/интервьюеров. СОВЕТ НА ОСНОВЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ: лучше не поручать проведение сбора информации депутатам и людям, имеющим большой опыт работы агитаторами в ходе избирательных кампаний. ТЕМА: «ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» Проведение массового выборочного опроса требует времени и очень хорошей организации. РАБОЧИЙ ПЛАН. Проведение массового выборочного опроса требует времени и очень хорошей организации. подготовка опроса 3-4 недели сбор информации 1-3 недели подготовка развернутого аналитического отчета 4 недели
20 20 КОНТАКТЫ КОНТАКТЫ: г. Самара, ул. Свободы, 145/30 Т/ф: (846) СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЮБОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.