БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» Инновационный комплекс «Образование детей «особой заботы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Advertisements

Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Публичная презентация плана работы стажерской площадки МКОУ « Черлакская гимназия » направление «Подготовка школьников к предметным олимпиадам и конкурсам»
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Региональная модель апробации ФГСОО второго поколения (начальная школа) в Омском регионе БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Кафедра специальной педагогики и психологии Цель: сформировать современные представления о системном подходе к организации и содержанию коррекционно-развивающего.
Заседание МО педагогов детского дома Октябрь 2011 года.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 32 города Белово»
МДОУ «Детский сад села Мошок» ПРОЕКТ «Внедрение ФГОС в ДОУ» «Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее!»
МИССИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. Миссия методической службы школы – создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
СЕМИНАР «О внедрении дистанционных технологий в деятельность образовательного учреждения» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя.
Система методической работы в рамках реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования Заместитель заведующего.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение.
Транксрипт:

БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» Инновационный комплекс «Образование детей «особой заботы»

Кто такие дети особой заботы? К детям «особой заботы» относятся: дети – сироты и лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица со специальными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, дети и подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, воспитывающиеся в государственных учреждениях и замещающих семьях.

Цель ИнКО «Образование детей «особой заботы» создание в регионе условий, обеспечивающих повышение качества образования и успешную социализацию детей «особой заботы»

Модель управления ИнКО Руководители педагогических площадок, назначенные приказами директоров школ, входящих в состав комплекса Организационно- управленческая группа Координационный Совет ИнКО

План работы ИнКО «Образование детей «особой заботы» ЗадачиМероприятияСроки Разработать технические задания Организационное заседание исследовательской группы и Координационного Совета январь Организовать деятельность участников ИнКО Установочные семинары для участников ИнКО (группа педагогических площадок, учебный центр, редакционно- издательская группа) январь – февраль Организация и проведение обучающих семинаров по основным направлениям работы ИнКО январь- март Организовать обсуждение промежуточных результатов деятельности участников ИнКО 1.Организация и проведение Областного конкурса профессионального мастерства для педагогов, работающих с детьми «особой заботы» - «Открытое занятие» 2.Организация и проведение дней педагогических работников детских домов и СКОУ в рамках VII Областного педагогического марафона 3.Организация и проведение конкурса программ и методических разработок педагогов ОУ всех видов и типов, направленных на работу с детьми особой заботы 4.Организация и проведение II Областной научно-практической конференции «Обновление региональной системы специального (коррекционного) образования: поиск, инновации, качество » март октябрь октябрь – ноябрь декабрь Экспертиза результатов работы Организация и проведение форума «Региональные инновационные комплексы в общем образовании – новой школе» ноябрь- декабрь

Актуальные направления Развитие проф. компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы Развитие проф. компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы Разработка и внедрение методического обеспечения процесса образования детей особой заботы Разработка и внедрение методического обеспечения процесса образования детей особой заботы Проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа Проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа Стимулирование и поддержка инновационных форм организации обучения детей особой заботы Стимулирование и поддержка инновационных форм организации обучения детей особой заботы Реализация современных технологий в процессе образования детей особой заботы Реализация современных технологий в процессе образования детей особой заботы Основные направления ИнКО Основные направления ИнКО Психолого- педагогическое сопровождение детей особой заботы Психолого- педагогическое сопровождение детей особой заботы

Обучающие семинары для участников ИнКО Направление ИиКОТема семинараСроки 1«Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы» «Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различного типа и вида» «Реализация современных технологий в процессе образования детей особой заботы» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми особой заботы: компьютерные, личностно-ориентированные, деятельностные и т.д.» «Стимулирование и поддержка инновационных форм организации обучения детей особой заботы» «Инновационные формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: дистанционное, инклюзивное и дифференцированное обучение» «Проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа» для педагогических работников общеобразовательных учреждений по проблеме «Особенности организации образовательного процесса для детей особой заботы» «Разработка и внедрение методического обеспечения процесса образования детей особой заботы» «Современные подходы к разработке и оформлению методического оснащения образовательного процесса» «Развитие профессиональной компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы» «Формы, методы и содержание работы со взрослыми, ответственными за воспитание детей особой заботы»

Проведено: заседаний Координационного Совета – 2 установочных семинаров – 1 обучающих семинаров – 8 Областных конкурсов профессионального мастерства – 2 веб-семинаров – 2 Областных семинаров, проведенных участниками ИнКО – 3 методических отчетов – 2

Результаты работы ИнКО «Образование детей «особой заботы» по каждому направлению 1.Стимулирование и поддержка инновационных форм организации обучения детей особой заботы. 2.Проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа 3.Реализация современных технологий в процессе образования детей особой заботы 4.Разработка и внедрение методического обеспечения процесса образования детей особой заботы 5.Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы 6.Развитие проф. компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы

Психолого-педагогическое сопровождение детей особой заботы В рамках данного направления были запланированы следующие мероприятия: Проведение обучающего семинара. Анализ существующих моделей психолого- педагогического сопровождения детей. Подбор методик диагностирования детей особой заботы. Структурирование диагностического пакета (который может быть использован при изучении особенностей детей особой заботы разной категории). Подготовка консультационных площадок по данному направлению. Адаптация модели психолого-педагогического сопровождения детей особой заботы к различным условиям ОУ всех видов и типов.

Результаты выполнения технического задания в данном направлении Разработка портфолио личных достижений воспитанников (Детский дом 5). Проведение консультаций и мастер-классов по данному направлению (всеми участниками). Проведение веб-семинара БОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад 301» по теме: «Организация комплексного психолого- педагогического сопровождения детей с нарушениями ОДА, интегрированных в общеобразовательные учреждения»

Реализация современных технологий в процессе образования детей особой заботы В содержании работы по данному направлению запланированы следующие мероприятия: Изучение современных образовательных технологий, анализ их внедрения в процесс образования детей особой заботы, выявление эффективного опыта. Проведение обучающего семинара-практикума «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: компьютерные, личностно-ориентированные, деятельностные». Структурирование и обобщение результатов проведенного анализа и семинара-практикума, написание статьи. Организация функционирования тьютерской площадки по реализации современных технологий в процессе образования детей особой заботы. Сбор видеоматериалов по внедрению современных технологий в процесс образования детей особой заботы. Структурирование видеотеки по данному вопросу.

Результаты работы в данном направлении: проведение индивидуальных консультаций участниками ИнКО изучение современных педагогических технологий составление педагогами Нововаршавской СКОШИ сборника практических материалов из опыта работы «Техническая поддержка учебно-воспитательного процесса в школе для детей с нарушениями интеллекта»

Стимулирование и поддержка инновационных форм организации обучения детей особой заботы Изучение вариантов организации обучения детей со специальными потребностями (дистанционное и инклюзивное образование) на территории региона, анализ практического опыта. Организация и проведение обучающего семинара. Разработка программы творческой лаборатории для педагогов «Инклюзивное (интегрированное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья». Исследование условий и механизмов включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья инновационных форм обучения. Апробация различных вариантов организации обучения детей со специальными потребностями на территории региона, формирование опыта работы. Обобщение материалов, разработка методических рекомендаций по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты работы в данном направлении: Разработка карт обследования и индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов для детей с комплексными нарушениями в развитии и выраженным недоразвитием интеллекта (Калачинская СКОШИ VIII вида). Распространение данного опыта в рамках веб- семинара по теме: «Современный этап развития системы специального образования: новые формы сопровождения детей с комплексными нарушениями в развитии и выраженным недоразвитием интеллекта». Разработка программы творческой лаборатории для педагогов «Инклюзивное (интегрированное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья».

Проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа В рамках данного направления были запланированы следующие мероприятия: Подготовка и проведение обучающего семинара для педагогических работников общеобразовательных учреждений. Изучение условий и механизмов сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа и взрослых, заинтересованных в их сопровождении (родители, учителя, воспитатели, замещающие семьи и др.) на территории региона. Организация работы консультационной площадки по сопровождению детей, интегрированных в учреждения общего типа. Проектирование технологии сопровождения детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения общего типа. Разработка технологической карты сопровождения детей, интегрированных в ОУ общего типа. Внедрение технологий (моделей) сопровождения детей, интегрированных в общеобразовательные учреждения общего типа.

Результаты работы: разработка модели и методических рекомендаций по теме «Специальная (коррекционная) школа как ресурсный центр оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии, интегрированным в ОУ общего типа» (Школа-интернат 5) Принципы сопровождения Системности Комплексности (мультидисциплинарности) Интегративности Приоритета особых потребностей ребенка Неприрывности педагогической деятельности Формы сопровождения Индивидуальная Групповая Фронтальная Этапы сопровождения ребенка I - Информационно Ориентировочный -Установление положительного эмоц. контакта с ребенком -Педагогическая диагностика -Психологическая диагностика -Первичная разработка концепции процесса сопровождения (составление инд. программы развития, кор.- образовательных маршрутов) -Коллективные обсуждения специалистами стратегии сопровождения интегрированного ребенка II - Содержательно-операционный -Утверждение и доработка программы сопровождения -Выработка плана деятельности группы специалистов -Реализация программы в ходе непосредственной деятельности с ребенком III - Оценочный -Итоговая педагогическая и психологическая диагностика -Анализ результатов

Разработка и внедрение методического обеспечения процесса образования детей особой заботы Для работы в данном направлении были предложены следующие шаги: Проведение проблемно-ориентированного анализа методического обеспечения процесса образования детей особой заботы, в т.ч. на уровне региона, определение стратегии решения выявленной проблемы. Проведение обучающего семинара-практикума, способствующего распространению накопленного опыта по данному вопросу. Формирование творческой группы по разработке методического обеспечения образования детей данной категории. Разработка учебных, учебно-методических и дидактических пособий по образованию детей особой заботы. Подготовка, обобщение и экспертиза разработанных материалов. Распространение методического обеспечения образования детей особой заботы.

Результаты работы в данном направлении: Разработка программ, учебных пособий и дидактических материалов Разработка и презентация учебного пособия для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида и методических рекомендаций к ним (автор директор БОУ «Школа 18», учитель обществознания Е.А.Харламова)

Развитие профессиональной компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы В содержании работы по данному направлению запланированы следующие мероприятия: Выявление проблемных зон в области развития профессиональной компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы. Создание программы мониторинга по выявлению уровня развития профессиональной компетентности взрослых, работающих с детьми особой заботы. Разработка учебных программ и учебно-методических материалов для обучения специалистов. Разработка моделей рефлексивной самоорганизации взрослых, работающих с детьми особой заботы, и моделей психолого- педагогической поддержки членов замещающих семей. Реализация данных учебных программ, моделей в процессе обучения взрослых, работающих с детьми особой заботы. Реализация моделей учебно-методической и психолого- педагогической поддержки членов замещающих семей.

Результаты работы : Активное посещение обучающих семинаров и Областных мероприятий. Отчеты о проведении семинаров на уровне образовательного учреждения. Проблемно-ориентированный анализ проблемы в выбранном направлении и подготовка аналитической справки. Проведение консультаций и методических отчетов учреждений, имеющих целью распространение лучшего педагогического опыта по выбранному направлению. Разработка участниками программ консультационного сопровождения других учреждений (участников ИнКО) по актуальным вопросам. Создание «Школы профессионального мастерства» в Артынском детском доме. Открытие Клуба воспитателей СКОУ.

Основными эффектами деятельности инновационного комплекса стали: развитие профессиональной компетентности педагогов благодаря проведению обучающих семинаров, работе Клуба воспитателей и Школы профессионального мастерства; составление, экспертиза и апробация программ, учебных пособий и методических разработок педагогов, работающих с детьми с особой заботы; распространение лучшего педагогического опыта психолого- педагогического сопровождения детей особой заботы через семинары- практикумы, мастер-классы, веб-семинары, педагогический марафон, индивидуальные консультации; создание сайтов, блогов и электронных портфолио учреждений – участников ИнКО; проектирование технологий сопровождения детей, интегрированных в учреждения общего типа; активизация внедрения современных форм организации образования детей особой заботы (интеграция, дистант, инклюзия); повышение качества коррекционно-развивающего процесса посредством внедрения современных образовательных технологий, в том числе компьютерных.

Перспективы работы ИнКО «Образование детей «особой заботы»: организация консультационной (стажерской) площадки с целью научно-методическое и организационно-методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми «особой заботы»; подготовка участников консультационной площадки в качестве тьютеров по основным направлениям работы ИнКО; структурирование и диссеминация лучших педагогических практик; выход на базовую модель ИнКО