СКАРЖИНСКАЯ Елена Николаевна Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор ФОМИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физическая культура
Advertisements

Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Исполнитель – Барабанова М.К. студентка 3 курса, направление подготовки «Психология», профиль «Спортивный психолог» ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
В современном футболе важным условием, обеспечивающим высокие результаты, является высокий уровень.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения Г.К. Лихтенберг.
Интеллектуальное развитие младших школьников Цупренко Светлана Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 51» г. Улан-Удэ.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Актуальность исследования Поиск новых организационно-методических подходов при проведении занятий рукопашным боем в группах начальной подготовки с учётом.
Спортивная деятельность в работе классного руководителя.
Исполнитель: Захарьева А. Е. Студентка 2 курса,группа 207, Очная форма обучения Специальность «Дошкольное образование» Руководитель : Кораблева.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района УЧЁТ ВНЕУЧЕБНЫХ.
«Формирование двигательной активности учащихся младших классов средствами подвижных игр» Фурсова Ирина Георгиевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛИАДА.
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Содержание Введение 1. НАУКА КАК СФЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 3. НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4.
На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Учебно – методическое пособие для 1 класса «Юный исследователь» Автор – составитель: В.А.Коктышева, учитель начальных классов МОУ «СОШ 16» г. Братска.
. 1. Соревновательная функция. 2. Воспитательная функция. 3. Функция повышения физической активности. 4. Оздоровительная и рекреационно- реабилитационная.
Транксрипт:

СКАРЖИНСКАЯ Елена Николаевна Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор ФОМИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить организационно- педагогические возможности развития творческих способностей интеллектуальными видами спорта. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ : 1.Провести анализ по выделению качественных признаков понятия «интеллектуальные виды спорта». 2.Разработать и апробировать методику тестирования творческих способностей занимающихся интеллектуальными видами спорта. 3.Изучить динамику развития творческих способностей при различных организационных формах проведения занятий по интеллектуальным видам спорта. 4.Выявить взаимосвязь роста показателей творческих способностей под воздействием занятий интеллектуальными видами спорта.

Объект исследования: занимающиеся интеллектуальными видами спорта. Предмет исследования: развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта.

Основные понятия «творчество» «творческие способности» «развитие»«спорт» «интеллектуальные виды спорта»

Классификация видов спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности (Матвеев Л.П., 1977) группы Краткая характеристика 1 Виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. 2 Виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения. Спортивный результат обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления. 3 Виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия. 4 Виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно- конструкторской деятельности спортсмена. 5 Виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника. 6 Многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные виды спорта. Красным выделено диссертантом

Результаты контент-анализа поисковой службы Яндекс Ру (1 июля 2004 года) на предмет употребления понятийного блока «интеллектуальные виды спорта» Первая российская мультимедиа-энциклипедия спорта (Компания «Кирилл и Мефодий», 2001) БРИДЖ СПОРТИВНЫЙ – интеллектуальная спортивная игра, результат которой не зависит от расклада карт, а определяется мастерством играющих, карт, а определяется мастерством играющих, проводятся командные, парные и индивидуальные соревнования. Красным выделено диссертантом

Результаты социологического опроса студентов МГАФК, проводимо для выявления качественных характеристик понятийного блока «интеллектуальные виды спорта» на уровне обыденного сознания. ИВС Ответы на вопрос: «Какие виды спорта Вы можете отнести к интеллектуальным?» Опрошено 240 респондентов (120 студентов первого курса, 120 студентов четвертого курса). На рассматриваемый вопрос всего было получено 402 варианта ответов. Красным выделено диссертантом

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА (ИВС)- те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, – то есть осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА (ИВС)- те виды, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи (правилами этого вида спорта) с преимущественным использованием интеллекта, – то есть осуществляется посредством «действия в уме» (или же во «внутреннем плане действия») при доминирующей роли сознательного над бессознательным.

ЕВСК гг. Виды спорта Спортивные звания и разряды Примечания Шахматы очные очные «быстрые шахматы» «быстрые шахматы» заочные заочные шахматные композиции шахматные композиции Гроссмейстер России, МС России, КМС, I, II, III, IV разряды классификационные права действительны только в одном виде Бридж спортивный ГоРэндзю Шашки русские и международные очные очные заочные заочные шашечная композиция шашечная композиция Мастер спорта России международного класса (звание всемирного мастера, европейского мастера), МС России, КМС, I, II, III разряды Гроссмейстер России, МС России, КМС, I, II, III р. Гроссмейстер России, МС России, КМС, I, II, III, IV р. Гроссмейстер России, МС России, КМС, I, II, III, IV разряды указывается список турниров с минимальным количеством призовых баллов (ПБ) классификационные права действительны только в одном виде ШахматыШашки Гроссмейстер России, МС России, КМС, I, II, III, IV разряды внесены изменения в разрядные требования Результаты анализа Единой Всероссийской спортивной классификации Красным выделено диссертантом

ФЕДЕРАЦИЯ ШАШЕК РОССИИ Общероссийская общественная организация Зарегистрирована 30 июля 1999г Россия, , Москва, ул. Мещерякова, 5, корп.1. Тел.,факс: (095) Русские шашки Международные (100-клеточные) шашки ПоддавкиЧекерс Бразильские шашки POOL Итальянские шашки Канадские шашки 80-клеточные шашки Русские башни Официальноепризнание Красным выделено диссертантом

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ гг.. ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ гг.. МОНОГРАФИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (октябрь-январь) 2003/2004 учеб. г.. педагогический эксперимент

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ методы сбора информации: анкетирование, тестирование (тесты Д. Гилфорда, Ф. Вильямса, П. Торренса, Г. Айзенка), интервью, включенное педагогическое наблюдение, эксперимент методы анализа и обработки полученной информации: анализ, в том числе контент-анализ, синтез, сравнение, методы математической и статистической обработки полученных результатов

1) Беглость (легкость, продуктивность) этот элемент характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов при тестированиях. 2) Гибкость элемент характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов. 3) Оригинальность элемент характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. 4) Точность элемент, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели. Критерии методики исследования развития творческих способностей непосредственно на занятиях интеллектуальными видами спорта: непродолжительность по времени (максимум 10 минут) соответствие содержания заданий задачам и целям тренировочного занятия учет основных элементов творческих способностей, отобранных нами в результате пилотажного исследования (гибкость, оригинальность, беглость, точность).

задание 2 по теме занятия (три варианта ответов) БЛАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ задание 3 не по теме занятия (1 вариант ответа) задание 1 по теме занятия (1 вариант ответа) задание 4 не по теме занятия (более трех вариантов ответов) ФАМИЛИЯ_____________Имя_______ Класс_________

Положения, выносимые на защиту Рост исследуемых показателей творческих способностей зависит от организационной формы проведения занятий, содержания тренировочных занятий, исходных данных показателей творческих способностей. Наибольший прирост развития творческих способностей фиксируется после соревновательной формы проведения занятий по интеллектуальным видам спорта. Развитие творческих способностей интеллектуальными видами спорта обусловлено спецификой этих видов спорта: во-первых, достижение намеченного спортивного результата обусловлено решением задач посредством действия в уме при доминировании сознательного над бессознательным; во-вторых, спортсмен, участвуя в соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта, не всегда обязан физически присутствовать на соревнованиях. во-вторых, спортсмен, участвуя в соревновательной деятельности в интеллектуальных видах спорта, не всегда обязан физически присутствовать на соревнованиях.

Динамика развития творческих способностей экспериментальной группы (2000/2001 уч. год) Динамика развития творческих способностей экспериментальной группы (2001/2002 уч. год)

Траектория развития творческих способностей участника монографического эксперимента с проекцией на матрицу творческих характеристик для детей 5-7 лет исходные данные данные, полученные после индивидуальных занятий данные, полученные после групповых занятий данные, полученные после активного участия в соревнованиях

Педагогический эксперимент В начальной школе «Сказка» Ш 48 п. Малаховка Тестирование творческих способностей (до эксперимента) модифицированные тесты П.Торренса и Ф.Вильямса Тестирование творческих способностей с 9 по 29 занятие по разработанной методике Тестирование творческих способностей перед соревнованием (середина эксперимента) модифицированные тесты П.Торренса и Ф.Вильямса Тестирование творческих способностей (после эксперимента) модифицированные тесты П.Торренса и Ф.Вильямса

Статусные характеристики обследуемых школьников ПолРаспределение по классам 1 класс2 класс3 классВсего Мальчики47516 Девочки1438

Динамика развития «оригинальности» участников педагогического эксперимента начальной школы Динамика развития «гибкости» участников педагогического эксперимента начальной школы Динамика развития «беглости» участников педагогического эксперимента начальной школы

Динамика развития «названия» участников педагогического эксперимента начальной школы Динамика развития «разработанности» участников педагогического эксперимента начальной школы

Показатели творческих способностей при групповой форме проведения занятий

Взаимосвязь показателей факторов творческих способностей у школьников На таблице представлена взаимосвязь исследуемых нами факторов: Г – гибкость, Б – беглость, О – оригинальность, Р – разработанность при нач. – начале проведения эксперимента, при сер. – середина эксперимента (после групповой формы проведения занятий по ИВС), при кон. – на момент окончания проведения педагогического эксперимента (после активной соревновательной деятельности).