Программы учебных дисциплин и практик в контексте Федерального государственного стандарта третьего поколения. (Филология. Бакалавриат) Е.Г. Елина (Саратовский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Advertisements

Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Методический семинар Разработка учебно- методического комплекса дисциплины (УМК) в НОУ ВПО «ИнЭУ» (г. Пятигорск) Учебно-методический отдел г.
НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
1 Дисциплина «ДКиФС», Раздел «Финансовая система» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК1-14,
1 Дисциплина «Финансы» Интерактивные формы, используемые в процессе проведения семинарских (практических) занятий Группа ФК2-16с к.э.н., доцент Растеряева.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Транксрипт:

Программы учебных дисциплин и практик в контексте Федерального государственного стандарта третьего поколения. (Филология. Бакалавриат) Е.Г. Елина (Саратовский государственный университет)

Компетентность Компетентность - качество, выражающееся в готовности (способности) на его основе успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с нею связаны Компетентность - качество, выражающееся в готовности (способности) на его основе успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с нею связаны

КОМПЕТЕНТНОСТЬ способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области

Компетентность способность эффективно действовать в ряде конкретных ситуаций, способность, основанная на знаниях, но не ограниченная ими, система способностей, необходимых и достаточных для достижения цели. способность эффективно действовать в ряде конкретных ситуаций, способность, основанная на знаниях, но не ограниченная ими, система способностей, необходимых и достаточных для достижения цели.

Главное в филологическом образовании обучение разнообразным коммуникативным технологиям, позволяющим сформировать специалиста, способного к созданию к созданию редактированию редактированию трансформации трансформации переводу переводу риторически корректному воспроизведению риторически корректному воспроизведению выразительному произнесению выразительному произнесению интерпретации разножанровых устных и письменных текстов. интерпретации разножанровых устных и письменных текстов.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров научно-исследовательская деятельность научно-исследовательская деятельность педагогическая деятельность прикладная деятельность педагогическая деятельность прикладная деятельность проектная деятельность проектная деятельность организационно-управленческая деятельность организационно-управленческая деятельность

Аннотация курса «История русской литературы» (бакалавриат) Курс истории русской литературы от древнейших времен до начала XXI века является фундаментальным в системе высшего филологического образования. Его системообразующее положение в учебном плане обусловливается универсальным характером художественно-смыслового пространства отечественной словесности, литературоцентричностью русской культуры, вследствие чего именно курс истории русской литературы и призван… Курс истории русской литературы от древнейших времен до начала XXI века является фундаментальным в системе высшего филологического образования. Его системообразующее положение в учебном плане обусловливается универсальным характером художественно-смыслового пространства отечественной словесности, литературоцентричностью русской культуры, вследствие чего именно курс истории русской литературы и призван…

Дидактические единицы Место и значение русской литературы в историческом бытии этноса – народа – нации. Основные периоды истории русской литературы. Эволюция форм и функций литературы в процессе развития отечественной культуры. Место и значение русской литературы в историческом бытии этноса – народа – нации. Основные периоды истории русской литературы. Эволюция форм и функций литературы в процессе развития отечественной культуры. Древняя русская литература как явление культуры средневекового типа. Тематический состав, стили и жанры древнерусской литературы на разных этапах ее исторического развития. Литература Древней Руси и христианство. … Древняя русская литература как явление культуры средневекового типа. Тематический состав, стили и жанры древнерусской литературы на разных этапах ее исторического развития. Литература Древней Руси и христианство. …

Цели: Сформировать у обучаемых целостное представление о русской литературе в ее историческом развитии и современном состоянии, о закономерностях литературного процесса, месте и роли литературы в истории и культуре России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно- философских идей отечественной литературы, раскрыть значение творческого наследия выдающихся писателей в формировании национального сознания; Сформировать у обучаемых целостное представление о русской литературе в ее историческом развитии и современном состоянии, о закономерностях литературного процесса, месте и роли литературы в истории и культуре России; ввести студентов в мир непреходящих художественных ценностей и нравственно- философских идей отечественной литературы, раскрыть значение творческого наследия выдающихся писателей в формировании национального сознания; научить студентов применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности. научить студентов применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.

Задачи: Научно-исследовательская деятельность: 1)анализ и интерпретация на основе существующих концепций отдельных литературных явлений и процессов, художественных произведений, литературно- критических и научных текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; Научно-исследовательская деятельность: 1)анализ и интерпретация на основе существующих концепций отдельных литературных явлений и процессов, художественных произведений, литературно- критических и научных текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; 2)устное и письменное представление материалов собственных исследований. 2)устное и письменное представление материалов собственных исследований.

Задачи: Производственно-прикладная деятельность: 1) сбор и обработка литературных фактов и явлений; Производственно-прикладная деятельность: 1) сбор и обработка литературных фактов и явлений; 2)создание различных типов текстов – устное выступление, обзор, реферат. 2)создание различных типов текстов – устное выступление, обзор, реферат.

Задачи: Проектная деятельность: 1)разработка проектов по созданию экспозиции литературного музея; Проектная деятельность: 1)разработка проектов по созданию экспозиции литературного музея; 2)разработка филологического проекта для рекламной кампании в связи с юбилеем писателя. 2)разработка филологического проекта для рекламной кампании в связи с юбилеем писателя. Организационно-управленческая деятельность:1)организация самостоятельного трудового процесса Организационно-управленческая деятельность:1)организация самостоятельного трудового процесса

Требования к уровню освоения содержания дисциплины Знать: основные положения и концепции в области истории литературы, основные этапы развития русской литературы в их фактической конкретности, предусмотренные программой произведения русских писателей и труды историков литературы. Знать: основные положения и концепции в области истории литературы, основные этапы развития русской литературы в их фактической конкретности, предусмотренные программой произведения русских писателей и труды историков литературы.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины Уметь: раскрыть своеобразие художественных произведений и творчества писателей в их связи с историко-литературным контекстом и с использованием основных понятий и терминов литературоведения, приемов и методов анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы; раскрыть своеобразие художественных произведений и творчества писателей в их связи с историко-литературным контекстом и с использованием основных понятий и терминов литературоведения, приемов и методов анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы; пользоваться научной, справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами; пользоваться научной, справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами; излагать устно и письменно свои суждения по вопросам истории русской литературы и создавать разного вида тексты: реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензия на современное произведение отечественной литературы; излагать устно и письменно свои суждения по вопросам истории русской литературы и создавать разного вида тексты: реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензия на современное произведение отечественной литературы; применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности. применять полученные знания в научно-исследовательской деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории русской литературы. основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области истории русской литературы. Демонстрировать способность и готовность: Демонстрировать способность и готовность: 1) к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач, 1) к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач, 2) устной и письменной коммуникации. 2) устной и письменной коммуникации.

Филологи овладевают компетенциями: а)общекультурными (ОК) Освоение русской литературы требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала базовых знаний в области истории, философии, культурологии, социологии, без которых невозможно полноценное понимание закономерностей литературного процесса изучаемой эпохи. Освоение русской литературы требует от обучающегося актуализировать и использовать для освоения нового материала базовых знаний в области истории, философии, культурологии, социологии, без которых невозможно полноценное понимание закономерностей литературного процесса изучаемой эпохи.

Филологи овладевают компетенциями: Предусмотренные программой курса контрольные работы, доклады, сообщения, экзаменационные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, способствуют формированию навыков сбора, обработки, интерпретации информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий (электронные библиотеки, электронные версии журналов, базы данных). Предусмотренные программой курса контрольные работы, доклады, сообщения, экзаменационные вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение, способствуют формированию навыков сбора, обработки, интерпретации информации, в том числе и с использованием современных информационных технологий (электронные библиотеки, электронные версии журналов, базы данных).

Филологи овладевают компетенциями: Изучение русской литературы, как никакой другой предмет, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности. Русская литература обладает особым воспитательным потенциалом. Сам предмет изучения способствует формированию нравственности, патриотизма, социальной ответственности, толерантности. Изучение русской литературы, как никакой другой предмет, способствует саморазвитию и самосовершенствованию личности. Русская литература обладает особым воспитательным потенциалом. Сам предмет изучения способствует формированию нравственности, патриотизма, социальной ответственности, толерантности.

Филологи овладевают компетенциями: Прослеживаемая в ходе изучения связь русской литературы с мировой, с театром, живописью, музыкой, философией, религией способствует расширению общекультурных компетенций обучающихся. Прослеживаемая в ходе изучения связь русской литературы с мировой, с театром, живописью, музыкой, философией, религией способствует расширению общекультурных компетенций обучающихся. В связи с этим в курсе «История русской литературы» формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ОК- 9, ОК-10,ОК-12. В связи с этим в курсе «История русской литературы» формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-2,ОК-3,ОК-6,ОК-8,ОК- 9, ОК-10,ОК-12.

Филологи овладевают компетенциями: Курс истории русской литературы предполагает изучение отечественной литературы в ее историческом развитии и современном состоянии. Он требует понимания закономерностей литературного процесса, знания основных этапов развития российской словесности. В ходе освоения этого курса происходит закрепление представлений об основных литературоведческих категориях, привлекаются сведения о ведущих отечественных и зарубежных литературоведческих направлениях, обозначаются актуальные вопросы современной науки о литературе. Курс истории русской литературы предполагает изучение отечественной литературы в ее историческом развитии и современном состоянии. Он требует понимания закономерностей литературного процесса, знания основных этапов развития российской словесности. В ходе освоения этого курса происходит закрепление представлений об основных литературоведческих категориях, привлекаются сведения о ведущих отечественных и зарубежных литературоведческих направлениях, обозначаются актуальные вопросы современной науки о литературе.

Филологи овладевают компетенциями: Курс истории русской литературы предполагает развитие и закрепление навыков владения основными методами филологического анализа. Лекции и, в особенности, практические занятия направлены на формирование умения раскрыть своеобразие художественных текстов и творчества писателя с использованием системы основных понятий и терминов литературоведения. Система практических занятий построена таким образом, что позволяет отработать основные приемы и методы анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы. Курс истории русской литературы предполагает развитие и закрепление навыков владения основными методами филологического анализа. Лекции и, в особенности, практические занятия направлены на формирование умения раскрыть своеобразие художественных текстов и творчества писателя с использованием системы основных понятий и терминов литературоведения. Система практических занятий построена таким образом, что позволяет отработать основные приемы и методы анализа и интерпретации текстов различной эстетической природы.

Филологи овладевают компетенциями: Необходимость освоения большого и разнообразного литературного материала предопределяет существенную долю самостоятельной работы студентов: умение пользоваться научной, справочной, методической литературой, владение навыками библиографического разыскания, знание основных библиографических источников и поисковых систем. Необходимость освоения большого и разнообразного литературного материала предопределяет существенную долю самостоятельной работы студентов: умение пользоваться научной, справочной, методической литературой, владение навыками библиографического разыскания, знание основных библиографических источников и поисковых систем.

Филологи овладевают компетенциями: Написание контрольных работ способствует формированию навыков разработки актуальной филологической темы, реферирования научной литературы, владения терминологическим аппаратом современной филологической науки, навыками библиографического описания, методами и приемами письменной коммуникации, создания разных типов и видов текстов (контрольная работа может представлять собой реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензию на современное произведение отечественной литературы). Написание контрольных работ способствует формированию навыков разработки актуальной филологической темы, реферирования научной литературы, владения терминологическим аппаратом современной филологической науки, навыками библиографического описания, методами и приемами письменной коммуникации, создания разных типов и видов текстов (контрольная работа может представлять собой реферат научных источников, самостоятельный анализ художественного текста, рецензию на современное произведение отечественной литературы). В связи с этим в курсе «История русской литературы» формируются следующие компетенции: ПК-1, ПК-2,ПК-3,ПК- 4,ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8,ПК-9, ПК-10,ПК-13, ПК-14.. В связи с этим в курсе «История русской литературы» формируются следующие компетенции: ПК-1, ПК-2,ПК-3,ПК- 4,ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8,ПК-9, ПК-10,ПК-13, ПК-14..

Контрольная работа Контрольная работа предусмотрена учебной программой как форма самостоятельной работы студента при освоении учебного курса истории русской литературы. Контрольная работа предусмотрена учебной программой как форма самостоятельной работы студента при освоении учебного курса истории русской литературы. В цели выполнения контрольной работы входит: В цели выполнения контрольной работы входит: 1.систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач… 1.систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач…

Экзамен Экзамен по курсу истории русской литературы предполагает выявление владения всеми видами компетенций, предусмотренных основной образовательной программой бакалавра филологии. Экзамен по курсу истории русской литературы предполагает выявление владения всеми видами компетенций, предусмотренных основной образовательной программой бакалавра филологии. Экзаменационные вопросы включают в себя как обширный историко-литературный материал, так и отдельные теоретические проблемы, актуальные для изучаемого периода отечественной литературы… Экзаменационные вопросы включают в себя как обширный историко-литературный материал, так и отдельные теоретические проблемы, актуальные для изучаемого периода отечественной литературы…

Содержание дисциплины Разделы дисциплин и виды занятий(лекции, практические занятия, контрольные работы, экзамены) Разделы дисциплин и виды занятий(лекции, практические занятия, контрольные работы, экзамены)

Тематика контрольных (курсовых) работ «Повесть временных лет» как исторический источник «Слова о полку Игореве». «Повесть временных лет» как исторический источник «Слова о полку Игореве». Когда было написано «Слово о полку Игореве»? Когда было написано «Слово о полку Игореве»? Автор «Слова о полку Игореве». Автор «Слова о полку Игореве». Воинская терминология феодальной эпохи, ее реальное и символическое значение в «Слове о полку Игореве» и Ипатьевской летописи, излагающей события похода князя Игоря… Воинская терминология феодальной эпохи, ее реальное и символическое значение в «Слове о полку Игореве» и Ипатьевской летописи, излагающей события похода князя Игоря…

Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная, научная и художественная литература по курсу. Аудио-и видеозаписи, связанные с программой курса, технические возможности для их просмотра и прослушивания. Учебная, научная и художественная литература по курсу. Аудио-и видеозаписи, связанные с программой курса, технические возможности для их просмотра и прослушивания.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Системы оценки для текущего контроля успеваемости собеседование, практическое задание для самостоятельной работы, письменная работа, эссе, тест (по усмотрению вуза). собеседование, практическое задание для самостоятельной работы, письменная работа, эссе, тест (по усмотрению вуза).

Вопросы к экзамену Своеобразие древнерусской литературы. Своеобразие древнерусской литературы. Особенности древнерусской литературы на разных этапах ее исторического развития. Периодизация. Особенности древнерусской литературы на разных этапах ее исторического развития. Периодизация. Жанры и стили древнерусской литературы (общая характеристика). Жанры и стили древнерусской литературы (общая характеристика). Древнейшая переводная литература. Библия (структура, содержание отдельных легенд, притч, мифов). Апокрифы. Жития. Светские переводные произведения (хроники, исторические повести, «научная» литература). Значение переводной литературы… Древнейшая переводная литература. Библия (структура, содержание отдельных легенд, притч, мифов). Апокрифы. Жития. Светские переводные произведения (хроники, исторические повести, «научная» литература). Значение переводной литературы…

Шаблон программы учебной практики 1. Цели учебной практики Цели фольклорной учебной практики Цели фольклорной учебной практики Целями фольклорной учебной практики являются: 1) практическое изучение фольклорной традиции в естественных условиях; 2) овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки фольклорного материала; 3) полевое исследование локальной / региональной традиции. Целями фольклорной учебной практики являются: 1) практическое изучение фольклорной традиции в естественных условиях; 2) овладение методиками собирания, систематизации, архивной обработки фольклорного материала; 3) полевое исследование локальной / региональной традиции.

Шаблон программы учебной практики 2. Задачи фольклорной учебной практики 1) актуализация теоретических знаний, полученных при изучении курса «Устное народное творчество»; 2) приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений; 3) пополнение фольклорного архива (фонда, медиатеки) вуза; 4) овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий. 1) актуализация теоретических знаний, полученных при изучении курса «Устное народное творчество»; 2) приобретение практических навыков записи, классификации и систематизации фольклорных произведений; 3) пополнение фольклорного архива (фонда, медиатеки) вуза; 4) овладение навыками архивной каталогизации с использованием новейших информационных технологий.

Шаблон программы учебной практики Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: Данные задачи учебной практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: – научно-исследовательская; – прикладная и задачами профессиональной деятельности: и задачами профессиональной деятельности: в научно-исследовательской деятельности в научно-исследовательской деятельности – анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых и литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; – сбор научной информации; в прикладной деятельности в прикладной деятельности сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий

Шаблон программы учебной практики 3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата Входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «Филология». Входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО – «Филология». Фольклорная практика является обязательным этапом обучения бакалавра филологии и предусматривается учебным планом соответствующих подразделений вузов; ей предшествует курс «Русское устное народное творчество», предполагающий проведение лекционных и семинарских занятий с обязательным итоговым контролем в форме экзамена. Требования к входным знаниям, умениям и готовности студентов, приобретенных в результате освоения предшествующих частей ООП: студент должен знать теоретические основы изучения устного народного творчества, классификации фольклорных родов и жанров, фольклорные традиции определенного региона; уметь собирать, записывать, обрабатывать, классифицировать и систематизировать произведения устного народного творчества; быть готовым к общению с носителями фольклорной традиции…

Шаблон программы учебной практики 4. Формы проведения учебной практики (Указываются формы проведения практики. Например, полевая, лабораторная, заводская, архивная и т.д.).

Шаблон программы учебной практики 5. Место и время проведения учебной практики (Указываются место проведения практики, объект, организация и т.д. Указывается время проведения практики).

Шаблон программы учебной практики 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции: – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – владение базовыми навыками сбора и анализа языковой и литературной информации с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2)… – владение базовыми навыками сбора и анализа языковой и литературной информации с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2)…

Шаблон программы учебной практики 7. Структура и содержание учебной практики 8. Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые на учебной практике 9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике (Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно). 10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Шаблон программы учебной практики 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики а) основная литература: б) дополнительная литература: в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 12. Материально-техническое обеспечение учебной практики