Проблемы и возможности организации финансового менеджмента, ориентированного на развитие вуза 25 ноября 2009 года г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А Л Ь В Ф Р Е Д ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ. Принятие взвешенных управленческих решений возможно на основе оперативной, точной, достоверной и объективной информации.
Advertisements

Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 2. Налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Понятие.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Отношения, связанные с обеспечением финансовыми ресурсами называются финансовыми отношениями. Сферу финансовых отношений в практической деятельности предприятия.
Реализация принципа бюджетирования, ориентированного на результат в системе образования Республики Алтай.
Бюджет автор: Кирюшина А.А. План лекции Содержание, цели и задачи финансового планирования и бюджетирования. Виды финансовых планов,
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Управленческий учет (management accounting). Учетные подсистемы в информационном поле предприятия Бухгалтерский учет Финансовый учет Налоговый учет Управленческий.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Использование возможностей программного продукта «Парус- Бюджет 8» для территориально- распределенных структур Компания «Совинтех»
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
1 О перспективах создания автономных учреждений в Сибирском федеральном округе Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского.
По дисциплине «Информационные системы в экономике» на тему «Системы мониторинга и анализа финансово- экономической деятельности предприятий и организаций.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Якимов О.В. – директор АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» пос. Селенгинск Республика Бурятия.
Выполнил: Кляпов Никита. Министерство финансов РФ это федеральный орган исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой.
Транксрипт:

Проблемы и возможности организации финансового менеджмента, ориентированного на развитие вуза 25 ноября 2009 года г. Москва

Финансовый менеджмент высшего учебного заведения процессы управления финансовыми ресурсами университета, направленными на достижение его стратегических и тактических задач включает два уровня управления: стратегический (определение приоритетных направлений и эффективных способов инвестирования финансовых ресурсов с целью выполнения основных – уставных - задач вуза в области образования и науки); тактический (комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами вуза, принятие оптимальных с точки зрения их влияния на финансовые результаты решений в области ценообразования, налогового планирования и прочее).

Направление финансового менеджмента (4 основных) 1. Анализ и диагностика финансово- хозяйственного состояния университета Реализуемые функции: Анализ источников финансирования вуза и получаемых доходов (как бюджетных, так и внебюджетных) Общий и постатейный анализ осуществляемых расходов Оценка имущественного состояния вуза Оценка финансовой устойчивости Выявление нецелесообразных и неэффективных расходов, а также резервов повышения финансовой эффективности

Направление финансового менеджмента 2. Планирование и контроль финансовой деятельности университета Реализуемые функции: Формирование бюджетов (для российских вузов - смет) университета и его структурных единиц (или центров ответственности) Формирование плана-графика платежей Контроль за использованием бюджетов

Основные модели бюджетирования университетов I 1. Традиционная. Все подразделения вуза финансировались по смете (incremental budgeting) на основе данных за прошедший финансовый год с учетом инфляции. 2. Формализованная. Часто применяется совместно со сметой - формализованное бюджетирование (formula- based budgeting).

Основные модели бюджетирования университетов II 3. Корпоративная. Использование университетами технологий относимых к практике корпоративного управления финансов, включая такие технологии, как стратегическое планирование, управление финансовыми рисками и т.п. 4. Формирование системы финансовой ответственности университета (Responsibility Center Management - RCM). децентрализованная система принятия решений и распределения финансовой ответственности по всем структурным подразделениям университета в соответствии с той ролью, которую они выполняют.

Направление финансового менеджмента 3. Обеспечение вуза финансовыми ресурсами Реализуемые функции: Обоснованная оценка объемов требуемых финансовых ресурсов Определение методов мобилизации финансовых ресурсов, соотнесенного со временем их поступления Оценка затрат и рисков, связанных с привлечением источников финансирования и выбранной схемой осуществления платежей

Направление финансового менеджмента 4. Распределение финансовых ресурсов Реализуемые функции: Разработка и сравнительный анализ инвестиционных проектов университета Оценка направлений, целесообразности и эффективности вложения финансовых ресурсов в основные средства Выбор направлений использования свободных финансовых средств (данное направление справедливо не для всех видов вузов)

Задача руководства вузов: создать механизм функционирования, обеспечивающий наиболее быструю адаптацию системы финансового менеджмента университета к изменяющимся внешним условиям. уменьшить неопределенность и риск в любого рода хозяйственной деятельности вуза и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. При этом внешние условия создают благоприятные возможности для лучшего использования внутренних, а хорошо организованные внутренние условия снижают остроту решения внешних

Условия, влияющие на изменение процессов ФМ в европейских вузах расширяется финансовая сфера деятельности университетов, предоставляется право удерживать финансовые средства, получаемые из источников общественного финансирования (Ex., путем сдачи помещений в аренду, коммерческое использование патентов, фандрайзинг и др.) - потребует введение дополнительных механизмов финансовой отчетности создаются новые организационные структуры: организационная перестройка вузов по типу экономических предприятий с выделением центров ответственности – проблемы четкости взаимодействия между внутренними структурными элементами вуза и распределения ответственности

Условия, влияющие на изменение процессов ФМ в европейских вузах происходит смещение в отношениях централизованных (президиум, ректорат, университетский совет) и децентрализованных (факультеты, подразделения, институты) структур: усиливается роль децентрализованных структур, происходит ослабление жесткости управления со стороны высшего руководства вуза реформирование университетов в сетевую организацию с выделением в собственной структуре управления звеньев, являющихся центрами финансовой ответственности изменение системы распределения финансовых ресурсов внутри вуза с учетом принципов бюджетирования ориентированного на результат (БОР)

Условия, влияющие на изменение процессов ФМ в европейских вузах страхование финансовой жизнеспособности вузов через заключение между вузами и региональными правительствами пактов о высшем образовании (рамочных контрактов), фиксирующих бюджетные залоговые суммы на определенный срок (обычно 5 или 10 лет) : Применяется в некоторых землях Германии (Баден-Вюртемберг, Нижней Саксонии, Гессен, Северной Рейн-Вестфалии) и городах-субъектах федерации (Берлине, Бремене, Гамбурге) Контракты (пакты) часто дополняются целевыми соглашениями с отдельными университетами, обладающими существенными ресурсами, в которых фиксируются основные условия дальнейшего развития вуза

Наблюдаемые тенденции в высшем профессиональном образовании России В условиях многоканального многоуровневого финансирования все большие масштабы и формы приобретают внебюджетные средства, получаемые вузом продолжается коммерциализация деятельности вузов ярко выраженный структурно-целевой характер государственного финансирования (финансирование по «бюджетной росписи») усиление контроля со стороны государства за использование средств (казначейское сопровождение всех финансовых операций) часто функции ведения бухгалтерского учета превалирует над другими функциями финансового менеджмента, отодвигая осуществление управленческого учета и бюджетирование на второй план

Источники формирования консолидированного бюджета вуза источники финансирования: Из феде- рального бюджета на обучение студентов по государст- венному заказу 1.1. Из феде- рального бюджета на науч- ные иссле- дования 2.2. От сдачи в аренду фе- дерального имущества, находящего ся в опера- тивном управлении вуза 3.3. Из региона- льного бюджета 4.4. От между- народной деятель- ности 5.5. Оплата за образоват ельные услуги 6.6. Из вне- бюджетных источников на иссле- довательские работы, проведение конференций, издатель-ские проекты 7 Спонсор- ская помощь на раз- витие ма- териально -техни- ческой базы 8.8. От другой, разрешен- ной вузу деятель- ности 9.9. Смета расходов консолидированный бюджет вуза

Задача руководства вузов в этих условиях - создать механизм обеспечивающий наиболее быструю его адаптацию к изменяющимся внешним условиям повышение роли финансовых служб вуза возникновение необходимости в оперативном анализе финансового состояния вуза повышение значимости оценки эффективности расходов и поиска путей ее повышения Меняется акцент работы финансовых служб: от «осуществления контроля за расходованием финансовых средств» к «повышению эффективности их использования»

Система финансового менеджмента в вузе Принципы эффективного финансового анализа: - целостность -долгосрочность - стратегическая направленность - сфокусированность на людях и работе - расчетность База осуществления: -стабильная система информационного обеспечения - бюджетирование Определение приоритетов развития ВУЗа и постановка целей Исполнение бюджета, утвержденног о Советом ВУЗа Контроль и анализ состояния бюджета Планирование бюджета Формирование управленческого решения Предложения факультетов Предложения по формированию нового бюджета

Постановка системы бюджетирования вуза Классификатор центры финансовой ответственности структура формирования бюджетов 1. Консолидированный бюджет 2. Бюджеты по источникам финансирования 3. Бюджеты по подразделениям ВУЗа 4. Бюджеты по статьям расходов Финансовая структура ВУЗа центры финансовой ответственности 1. Ученый Совет 2. Ректор 3. Проректора по направлениям 4. Планово-финансовое управление, бухгалтерия 5. Деканы факультетов, руководители структурных подразделений 6. Кафедры, отделы Коды экономической классификации структура бюджетов Проекция Центры финансовой ответственности / формирование бюджетов матрица центры финансовой ответственности / статьи 1. Ученый Совет 2. Ректор 3. Проректора по направлениям 4. Планово-финансовое управление, бухгалтерия 5. Деканы факультетов, руководители структурных подразделений 6. Кафедры, отделы 1. Консо- лидирован ный бюджет 2. Бюдже- ты по ис- точникам финанси- рования 3. Бюд- жеты по подразде- лениям ВУЗа 4. Бюдже- ты по статьям расходов Положение об учетной политике Финансирование доходов и расходование средств Положение (приказы) о финансовой структуре ВУЗа Регламенты 1. Принципы учета 2. Методика оценки 3. Техника ведения учетная политика 1. система планирования бюджетного управления Баланс Консолидиров анный бюджет ВУЗа

Информационная поддержка принятия решения Поддержка и контроль: Планово- финансовое управление Управление бухгалтерского учета Исполнение консолидированного бюджета Исполнение бюджетного плана по целевому назначению Исполнение бюджет- ного плана по источ- нику финансирования Исполнение бюджетного плана по статье расходов Потребитель информации: Ректор Проректор (по соответствующему направлению) Декан факультета, Начальник структурного подразделения Начальник управления, осуществляющего данный вид работ

Эффекты бюджетирования вуза: сокращение затрат времени и средств на сбор и обработку информации; эффективная организация планирования и оперативное осуществление анализа доходов (расходов в целом по вузу и его подразделениям и в разрезе источников доходов (направления расходов); оперативное получение информации об исполнении сметных назначений, усиление контроля за исполнением; повышение «прозрачности» бюджета вуза; оперативность корректировки бюджета (например, в связи с изменениями законодательства, ресурсов и т.д.)

ИКТ для финансового менеджмента Главная специфика ИКТ систем для финансового менеджмента в России заключается в том, что вместо функций менеджмента они в основном выполняют функции учета и контроля.

ИКТ для финансового менеджмента Российские университеты имеют различные подходы к внедрению систем автоматизации финансового менеджмента в своих университетах. Некоторые предпочитают внедрять у себя системы сторонних фирм-разработчиков, которые самостоятельно осуществляют мониторинг соответствия своего программного обеспечения всем последним нормам российского законодательства и несут ответственность за несвоевременное или некорректное обновление своих программных комплексов у заказчика. Пример: 1С, Парус, Галактика.

ИКТ для финансового менеджмента Другая часть университетского сообщества (меньшая) выбирает путь самостоятельной разработки соответствующего специализированного программного обеспечения силами специалистов своих IT-отделов. Преимущество последнего подхода заключается в том, что получающееся на выходе программное обеспечение в точности соответствует нуждам конкретной организации

ИКТ для финансового менеджмента Третья, самая малая часть университетов, имеющих достаточное количество ресурсов, идет по пути создания и внедрения силами компаний- интеграторов единой информационно- аналитической системы вуза с нуля. Пример : федеральные университеты.

ИКТ для финансового менеджмента Последняя тенденция в высшем образовании в России – использование систем с открытым исходным кодом. Но, к сожалению, вопросы финансового менеджмента в данном случае обходятся пока стороной.