Модели политической конкуренции Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Advertisements

Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
«ПАРТИИ СКОРЕЕ ФОРМИРУЮТ ПОЛИТИКУ С ЦЕЛЬЮ ПОБЕДЫ НА ВЫБОРАХ, А НЕ ВЫИГРЫВАЮТ ВЫБОРЫ С ЦЕЛЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ ПОЛИТИКИ» A. DOWNS Модель двухпартийной конкуренции.
5 октября 2007 г. Бюджеты регионов России после перехода к назначаемости губернаторов Институт экономики переходного периода Кадочников П.А.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Модель ценовой олигополии с дифференцированным продуктом Филатов А.Ю. к.ф.-м.н., с.н.с. ИСЭМ СО РАН, доцент ИГУ, каф. математической экономики Работа выполнена.
L/O/G/O Как организовать «правильные» выборы?. Известно, что через выборы народ вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым.
Модели олигополии: обзор. Часть 1. Олигополия без сговора Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Формирование целей экономической политики, общественный выбор и процесс планирования Механизмы общественного выбора и формирование правительственных программ.
Конкурсная - игровая программа по избирательному праву.
Парламентские выборы в России: опыт электорального прогнозирования.
Правило большинства: позитивный подход Выполнила студентка 245 группы Малюгина Юлия.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ Выполнила: Хитеева Олеся.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Транксрипт:

Модели политической конкуренции Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет

Введение в теорию политической конкуренции Участники: Избиратели Партии Кандидаты СМИ Группы интересов Ограничения: Число партий Бюджет Демографические характеристики Система голосования Ключевые вопросы: Кто победит? Сколько денег потратит? Какие будут политичес- кие программы? Какая будет явка? При больших количествах избирателей и решаемых вопросов прямая демократия становится невозможной объединение в партии! Мажоритарная система (победитель получает всё) Наиболее распространенная ситуация – 2 партии

Модель Хотеллинга-Даунса (1957) Экономическая свобода –1,59 КПРФ –0,87 СР 0,30 ЕР 1,14 СПС 0,69 ЛДПР Партии формулируют политику для того, чтобы выиграть выборы, а не выигрывают выборы для того, чтобы формулировать политику! Предположения модели: Политические мнения располагаются в одном измерении. 2 кандидата (политические партии) с программами. Позиции партий выбираются однократно с целью победы на выборах. Честные избиратели (голосующие за наиболее близкую программу) с позициями – нечетное Выигрыш избирателя – однопиковая функция, т.е. Результаты модели: Если избиратели упорядочены то при любом парном выборе побеждает партия, выбравшая позицию медианного избирателя:

Причины ненаблюдаемости схождения платформ 1.Поддержка кандидатом определенной идеологии – деление всех полити- ков на office-seeking (Hotelling-Downs, 1957) и policy-seeking (Wittman, 1973). 2.Двухэтапные выборы – сначала кандидат борется за выдвижение от партии и только потом за победу на выборах. 3.Безразличие и отчуждение – не все избиратели голосуют. Помимо случай- ной составляющей есть, как минимум, 2 значимых фактора. 4.Неоднопиковые предпочтения / многомерная шкала предпочтений. 5.«Валентность» = способность привлекать (харизма, имидж, репутация, опыт, реклама, административный ресурс). Чтобы добиться выдвижения от партии, кандидат должен смещаться в сторону партийной медианы; необходимость же выиграть сами выборы толкает его об- ратно к медиане для всего населения. Возможна игра по Курно, где точка рав- новесия располагается между медианами партии и населения. (Coleman, 1971) Двухэтапные выборы

Безразличие и отчуждение Безразличие: избиратель голосует только тогда, когда В противном случае позиции кандидатов настолько близки, что голосование пе- рестает представлять какую-либо ценность для избирателя. Отчуждение: избиратель голосует только тогда, когда В противном случае даже ближайший кандидат находится настолько далеко от позиции избирателя, что голосование за него непривлекательно. Если частотное распределение предпочтений избирателей является симметрич- ным и унимодальным, безразличие и отчуждение не влияют на тенденцию схождения позиций кандидатов. Если распределение предпочтений избирателей унимодально, но асимметрично, то оптимум ка- ждого кандидата сдвигается в сторону моды. (Comanor, 1976) Если распределение предпочтений бимодально, оптимум каждого кандидата может при силь- ном отчуждении сдвинуться в сторону 2 мод. Но не обязательно! (Davies, 1970)

Многомерная шкала предпочтений На практике трудно представить себе одномерную шкалу предпочтений: права человека, налоги, пенсии, протекционизм, экология, аборты, расизм… Теорема Плотта (1967): Равновесие в многомерном пространстве сущест- вует тогда и только тогда, когда позиции всех изби- рателей лежат на прямых, пересекающихся в одной медианной точке, где есть свой избиратель AC B v5v5 v4v4 v7v7 v3v3 v6v6 v2v2 v1v1 Примеры циклов в многомерном пространстве: (10,10,10) < (11,11,0) < (12,0,1) < (0,1,2) < (10,10,10). Исходя из данной модели, должна происходить постоянная смена правящей партии!

Эмпирические данные по США Период Число выборов Частота смены правящей партии Доля голосов за победителя Разница между 1 и 2 местом Доля голосов за меньшинство ,2730,708*0,489*0,073* *0,133*0,700*0,426**0, ,211*0,637**0,297*0,022* ,190*0,675**0,406**0,055* *0,292*0,551**0,142*0, ,2960,541*0,137*0,056* ,260*0,627**0,271*0,017* ,259*0,571*0,177*0, ,2440,5800,1960, ,2990,551*0,172**0,070* *0,143*0,5880,218*0, *0,3150,565*0,215*0,085* *0,2110,6190,269*0, *0,3200,6080,2480, *0,2430,633*0,2720,010* ,2360,6120,2320,009* *0,372**0,568*0,146*0,010* ,391*0,5960,160*0, ,3250,5690,160*0,018* ,379*0,565*0,175*0,040 Всего 30390,2730,5960,2260,037

Гипотезы зацикливания, случайности и заговора Поскольку процесс стабилен, предположим, что кандидаты делают выбор не из всего политического пространства, а из некоторого его подмножества. Гипотеза зацикливания на эмпирических данных по губернаторским выборам в США не подтверждается. Факты показывают нечто среднее между вариантами Гипотеза случайности: выборы представляют собой события со случайным ис- ходом. Вероятность смены партии, контролирующей пост губернатора, в двух- партийной системе, существующей в США, равна 0,5. Гипотеза заговора: действующие должностные лица могут манипулировать из- бирательной системой или предпочтениями таким образом, что они никогда не проигрывают выборов. Вероятность поражения равна нулю.

Незакрытое множество Незакрытое множество – множество всех точек y внутри множества осущест- вимых альтернатив S, таких что для любой другой альтернативы z из множества S либо выполняется условие y>z, либо существуют некоторые альтернативы х S, для которых выполняется условие y > х > z AC B 5 В приведенном примере кандидат 4 закрывается кандидатом 5, поскольку, в данном случае, если 4 > x, то 5 > x, т.е. нет альтернативы 4 > x > 5. Для рассматриваемого случая (Feld, 1987) незак- рытое множество совпадает с множеством Парето, т.е. с треугольником ABC. Теорема Мак-Келви (1986): Незакрытое множество всегда находится внутри окружности с радиусом 4r, где r – радиус минимальной по радиусу окружности («желтка»), которая пересекает все медианные линии.

Иллюстрации к теореме Мак-Келви

Вероятностные модели Логика: 1.Кандидаты будут выбирать позиции внутри треугольника ABC. 2.Их позиции будут смещаться к цен- тру, в окрестность точки M. Детерминированная модель: Кандидат, располагающийся внутри любого из 3 секторов, побеждает M. В частности, N > M. Вероятностная модель: Вероятность голосовать за кандидата увеличивается при приближении к A, однако не растет скачкообразно от 0 за пределами круга до 1 внутри.

Постановка модели: – выигрыши i-избирателя от победы 1-го и 2-го кандидатов, Пример: – вероятности голосования i-избирателя за 1-го и 2-го кандидатов. Вероятностные модели Причины вероятностного голосования: 1.На выбор влияют случайные события («рука дрогнула»). 2.У избирателя нет полной информации относительно позиций кандидатов. 3.Избиратель не может точно оценить расположение идеальной точки A. 4.Принадлежность избирателя к определенной группе влияет на его выбор. («Group-specific valence») 5.Избиратели в целом чаще голосуют за более привлекательных кандидатов вне зависимости от их позиции («General valence»). – детерминированное голосование. – вероятностное голосование.

Численный пример для функции ОБ Бентама: Если вероятностная реакция всех избирателей на различия между ожидаемыми полезностями одинакова, борьба за голоса побуждает кандидатов выбирать про- граммы, максимизирующие функцию общественного благосостояния Бентама: Вероятностные модели Если реакция избирателей различна, максимизируется взвешенная функция ОБ Бентама (Ledyard, 1984). A (0,0)B (2,0) C (1, 3) При одинаковой реакции избирателей максимизируем функцию ОБ Нэша:

Модели с меняющейся валентностью Необъяснимые предыдущими моделями факты: 1.Поляризация кандидатов (подтверждается по итогам голосований). 2.Уменьшение числа постоянных приверженцев определенных партий. 3.Резкое (в США более 5 раз за 30 лет) увеличение расходов на ведение изби- рательных кампаний. Предположения модели с меняющейся валентностью: Этап 1. Кандидаты выбирают платформы y 1 и y 2. Этап 2. Кандидаты выбирают желаемые валентности (свои «рекламные веса») Z 1 и Z 2, определяемые размерами издержек на избирательные кампании С(Z 1 ) и С(Z 2 ), С(Z) 0, С(0)=0, C(Z)>0. Этап 3. Избиратели голосуют в условиях детерминистского голосования, исхо- дя из своих предпочтений, сравнивая полезности U i1 и U i2. Этап 4. Партии оценивают свои выигрыши. При победе: При поражении: Вариация: доля проголосовавших избирателей.

Численный пример Континуум избирателей, равномерно распределенных на [0; 1]. Z1Z1 Z2Z2 y2y2 y y1y1 0 1 ~ – критический избиратель. Левые голосуют за кандидата 1, а правые – за кандидата 2. Чем ближе позиции партий, тем выше оптимальный уровень рекламы! Не наблюдается схождения платформ! В оптимуме расстояние

Дальнейшее изучение моделей политической конкуренции Финансирование избирательной компании. Лоббирование. 1.Группы интересов и модели их поведения. 2.Равновесия при наличии групп специальных интересов. 3.Информационная и убеждающая кампания в модели Даунса. 4.Эмпирические исследования финансирования избирательных кампаний. 5.Лоббирование. Многопартийные системы. 1.Идеальная система пропорционального представительства. 2.Электоральные правила: система с передаваемыми голосами, лимитиро- ванное голосование, системы с непередаваемыми голосами. 3.Количество политических партий. 4.Стратегическое голосование избирателей: гипотеза рационального изби- рателя. 5.Стратегическое поведение партий. 6.Коалиции в одномерном пространстве. 7.Коалиции в многомерном пространстве.

Спасибо за внимание!