1 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА www.indem.ruwww.indem.ru fond@indem.rufond@indem.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бизнес и коррупция: проблемы борьбы (095) Доклад по рабочим материалам проекта Иркутск,
Advertisements

Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ 2015 ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Москва, 13 октября 2005 г. Юрий Борисенко Руководитель департамента «Недвижимость. Земля. Строительство» Юридической Фирмы «Вегас-Лекс» Московская земля.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
Защита прав субъектов коммерческих отношений Тема 10.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Фонд ИНДЕМ Бизнес и коррупция: проблемы противодействия 2006 Аренда и покупка недвижимости и земли для нужд малого бизнеса Москва,
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Транксрипт:

1 ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

2 ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Глубинные интервью с предпринимателями в 2004 г.: Иркутск, Волгоград, Подмосковье Глубинные интервью с предпринимателями и представителями власти в 2006 г.: Волгоград, Смоленск, Москва Анализ нормативных актов Социологические опросы

3 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

4 ОБЩИЙ ФОН Площадь квартиры, которую можно купить на одну среднюю взятку на рынке деловой коррупции

5 КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ

6 ПРОБЛЕМЫ СРЕДЫ (1) негативные свойства окружающей среды дорогие кредиты (высокие процентные ставки) 0,0270,296 неэффективность бюрократической машины 0,0540,095 высокий уровень налоговых ставок 0,0810,027 отсутствие ясной и четкой экономической политики государства 0,1080,195 запутанность норм налогового права (усложненность порядка взимания) 0,1350,061 то, что соблюдение всех правовых норм требует высоких затрат 0,1620,396 незащищенность прав собственности 0,1890,228 высокие цены на энергоносители 0,2160,530 инфляция 0,2430,464 необъективность, коррумпированность судебных решений 0,2700,329 неодинаковое отношение бюрократии к разным фирмам (при толковании применяемых законов и правил) 0,2970,162 нечестная (несправедливая) конкуренция 0,3240,598

7 ПРОБЛЕМЫ СРЕДЫ (2) негативные свойства окружающей среды неразвитость экономической инфраструктуры0,3510,363 сращивание власти и бизнеса0,3780,430 постоянные проверки и чрезмерные требования контролирующих органов 0,4050,128 высокие транспортные расходы0,4320,631 непредсказуемость издержек, связанных с соблюдением правовых норм 0,4590,497 неэффективность судебной системы0,4860,263 установленное законом неравномерное распределение налогового бремени 0,5140,564 собственный бизнес чиновников высокого ранга0,541 сложность получении кредитов0,568 необходимость и сложность лицензирования отдельных видов деятельности 0,595 практика согласований, разрешений при запуске нового бизнеса0,622 сложность приобретения в собственность помещений для работы0,649 сложность заключения или продления договора аренды на землю0,676

8 ПРОБЛЕМЫ СРЕДЫ (3) негативные свойства окружающей среды политическая нестабильность0,7030,698 избирательный подход чиновников налоговых органов к взиманию налогов с разных налогоплательщиков 0,7300,665 неопределенность исхода коррупционной сделки0,7570,832 уголовные преступления (хищения, кражи и т.д.)0,7840,731 искусственный дефицит нежилых помещений под аренду0,811 непредсказуемость расходов на взятки0,8380,899 нормы, регулирующие торговлю с иностранными государствами (экспорт\импорт) 0,8650,799 большие расходы на взятки0,8920,933 валютное регулирование0,9190,766 уровень выплат криминальным структурам0,9460,866 государственный контроль над ценами0,9730,967 регистрация нового бизнеса1,000

9 ПРОБЛЕМЫ СРЕДЫ (4) негативные свойства окружающей среды малыйсредн.крупн. дорогие кредиты (высокие процентные ставки)113 высокий уровень налоговых ставок245 неэффективность бюрократической машины332 отсутствие ясной и четкой экономической политики государства 461 Запутанность норм налогового права (усложненность порядка взимания налогов) 5211 незащищенность прав собственности6713 высокие цены на энергоносители784 соблюдение всех правовых норм требует высоких затрат 857 необъективность, коррумпированность судебных решений 9139 инфляция10146

10 ПРОБЛЕМЫ СРЕДЫ (5) негативные свойства окружающей среды малы й средн.крупн. неодинаковое отношение бюрократии к разным фирмам (при толковании применяемых законов и правил) неразвитость экономической инфраструктуры высокие транспортные расходы нечестная (несправедливая) конкуренция непредсказуемость издержек при соблюдении правовых норм неэффективность судебной системы сращивание власти и бизнеса1712 сложность получении кредитов1822 постоянные проверки и чрезмерные требования контролеров19118 неравномерное распределение налогового бремени201521

11 ПРОБЛЕМЫ СРЕДЫ (6) негативные свойства окружающей среды малы й средн. крупн. собственный бизнес чиновников высокого ранга сложность приобретения в собственность помещений необходимость и сложность лицензирования практика согласований, разрешений при запуске нового бизнеса сложность заключения/продления договора аренды на землю искусственный дефицит нежилых помещений под аренду политическая нестабильность неопределенность исхода коррупционной сделки уголовные преступления (хищения, кражи и т.д.) непредсказуемость расходов на взятки нормы, регулирующие экспорт \ импорт323127

12 КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ

13 ФАКТОРЫ ВЫТЕСНЕНИЯ В ТЕНЬ недоверие к государству; постоянные изменения правил и законов; неэффективное государственное регулирование; налоговое бремя; теневые поставки; дорогие кредиты; низкое качество муниципальных услуг по обслуживанию арендуемых помещений; необходимость иметь теневой бюджет на выплату взяток.

14 ФАКТОРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРЕБЫВАНИЕ В ТЕНИ пробелы налогового законодательства и возможности, предоставляемые им; коррумпированность чиновников; позитивные социальные и политические эффекты теневой экономики; «… самые эффективные компании вынуждены очень много платить для того, чтобы ничто не сдерживало эффективность развития. Мы – неэффективная компания, потому что для решения проблемы можем потратить год, два, три, но попытаться ее решить законно, а другие решают в течение месяца.»

15 НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ В 2000 г. Полномочный представитель президента в Приволжском округе сказал в одном из интервью: «Постоянная и неожиданная смена правил игры – это способ контроля над бизнесом.»

16 ВЫТЕСНЕНИЕ В ТЕНЬ Непредсказуемость и изменчивость политики властей в отношении бизнеса побуждает его прибегать к краткосрочным стратегиям поведения. Типичное проявление – выход в «Тень». «Интервьюер: А что, на Ваш взгляд, помимо морального выбора мешает людям выходить из тени, что мешает выходить в «свет»? Респондент: Неуверенность в завтрашнем дне. Они не знают, что с ними будет завтра. Они не могут ни планировать, ни еще что-либо… Интервьюер: Т.е. фактически тень –это такая краткосрочная стратегия? Респондент: Да-да.

17 ФАКТОРЫ ОТКАЗА ОТ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАКТИК формирование правосознания в среди предпринимателей; сильное и справедливое государство; правоохранительные органы, которые могут защитить и в которые можно обратиться; наличие некоррупционных путей решения проблем (это подталкивает к идее демонополизации государственных функций); непротиворечивое и выполнимое законодательство; изменение стиля работы контролирующих органов: помогать предпринимателям, а не изыскивать слабые стороны; уверенность предпринимателей, что их налоги идут на защиту их прав; ликвидация собственной юридической безграмотности, грамотное и постоянное использование услуг юристов;

18 ПРИМЕР ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА «У меня в кабинете стоит видеокамера. Приходят налоговики, или та же милиция. Был прецедент, когда они меня там: «Да мы вас!…». Я включаю камеру, записываю. Проверка сразу уходит. Я им говорю: либо мы дальше действуем по закону, либо я вызываю юриста, оформляем претензию и возбуждаю против вас лично уголовное дело за угрозу при использовании служебного положения. Интервьюер. Они потом не пытаются мстить другими проверками? Респондент. Пытаются, но если это умный человек, он прекрасно поймет, что смысла нет. Интервьюер. Неэффективные затраты. Он пойдет к более слабому? Респондент. Совершенно верно. Если это глупый человек, его остается только пожалеть. Да, я в чем-то потеряю, но все равно я дам человеку понять, что нельзя безнаказанно, просто так, нахрапом придти и ограбить малый бизнес.»

19 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ КОРРУПЦИИ бесконтрольность; безнаказанность; особенности менталитета; затруднение выхода на рынок новых фирм, что приводит к снижению конкуренции; негодные законы и иные нормативные акты; круговая порука чиновников разных ведомств (покрывают и поддерживают друг друга); отсутствие парламентского контроля над использованием бюджетных средств на уровне региона.

20 СПОСОБЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ (1) любые вопросы о пожертвованиях благотворительного толка должны решаться властями через ассоциации бизнеса и только через них; стабильность правил игры; наличие полной информации о решениях власти и ее собственности (площадях); упрощение административных процедур; сокращение сроков рассмотрения документов; введение разумных регламентов работы административных органов; ужесточить наказание за коррупцию вплоть до смертной казни; воспитывать нормальное правосознание, начиная с дошкольного возраста;

21 СПОСОБЫ ОГРАНИЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ (2) делегировать во власть предпринимателей; ввести нормальный рынок недвижимости; изменить межбюджетный отношения в сторону муниципальную; расширять общественный и депутатский контроль над исполнительной властью; резкое упрощение налоговой системы; совершенствование судебной системы; сокращение государственных функций; создание снизу самостоятельных ассоциаций бизнеса; создание внутрикорпоративных третейских судов для разрешения конфликтов между предпринимателями.

22 ПРОБЛЕМЫ, ПОРОЖДАЕМЫЕ БИЗНЕСОМ Подавление малого бизнеса более крупным; недобросовестная конкуренция со стороны бизнеса, связанного с властью; неэффективность и сервильность крупных ассоциаций бизнеса; использование бизнесом коррупции как средства получения конкурентных преимуществ или компенсатора нарушения законов; недоверие предпринимателей к стратегиям совместных действий.

23 РЕЗУЛЬТАТ независимый бизнес бизнес, существующий при поддержке власти бизнес представителей власти 2000 г г.

24 ЧТО ДЕЛАТЬ?

25 ИЗМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРАКТИК 1.Стремиться следовать действующим нормам; 2.Знать законы и иные нормативные акты и следить за изменениями в них; 3.Использовать «книги учета контрольных проверок» и другие инструменты формализации отношений с контролерами и иными чиновниками; 4.Воспитывать в себе умение доброжелательного отношения к чиновникам и понимания их интересов (за исключением криминальных); 5.Стремиться к объединению усилий с другими предпринимателями.

26 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1) 1. Мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом. 2. Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации. 3. Развитие инструментов влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ. 4. Коллекционирование и распространение опыта «позитивных образцов» взаимодействия с властью и антикоррупционных стратегий. 5. Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей. 6. Создание единой службы мониторинга изменений законодательства и доведения необходимой информации до членов ассоциаций. 7. Развитие служб «быстрого юридического реагирования». 8. Реализация возможностей коллективной защиты в судах и административных разбирательствах.

27 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (2) 1. Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и др. аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса. 2. Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по созданию нужного климата в коллективе. 3. Коллективные организации предпринимателей должны предоставлять информационные и консультативные услуги бизнесу в большем объеме. 4. Поддержка ассоциациями бизнеса, фондами и отдельными предпринимателями деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занятых правозащитной деятельностью, в частности, помощью гражданам и бизнесу в отстаивании прав собственности.

28 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (3) 1. Централизация социальной благотворительности на местном уровне – финансирование праздников, благоустройства территорий и т.п. через централизованные фонды, создаваемые предпринимателями. 2. Давление на власть с целью обеспечения прозрачности и доступности информации по ключевым проблемам. 3. Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных и исполнительных органах власти с задачами проведения оценок и экспертиз всех решений этих органов власти, касающихся бизнеса. 4. Проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти. 5. Создание специальных бизнесов предоставления займов малому бизнесу, а, возможно, и среднему. 6. Сбор информации и организация правового преследования должностных лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей. 7. Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех организаций, которые постоянно контактируют с бизнесом; подготовка кадров для властей на муниципальном уровне.

29 МЕРЫ МАКРОУРОВНЯ 1. Обоснование и лоббирование ассоциациями бизнеса перераспределения налогов в регионе и на муниципальном уровне. 2. Проведение согласованных акций в частных средствах массовой информации, направленных против крупных коррупционеров. 3. Участие ассоциаций бизнеса в выборах с поддержкой антикоррупционных программ и кандидатов, занятых противодействием коррупции. 4. Формирование союзов между низовыми организациями бизнеса и федеральными партиями для захвата власти на низовом уровне и защите этой власти. 5. Осуществление ассоциациями бизнеса и некоммерческими организациями контроля бюджетных расходов органов государственного и муниципального управления.

30 ДЕЙСТВИЯ, СОВМЕСТНЫЕ С ВЛАСТЬЮ (1) Обеспечение прозрачности сделок с недвижимостью, осуществляемых органами власти (надо понимать, что к любым действиям власти не применимы соображения, связанные с коммерческой тайной); налаживание системы постоянного информирования о площадях, принадлежащих органам власти, передаваемых под аренду; обеспечение прозрачности тендеров и закупок для общественных нужд и контроль над процедурами их осуществления; совместный контроль над ситуациями, порождающими конфликт интересов как для должностных, так и для организаций; инициирование совместных кампаний по лоббированию законопроектов, содержащих предмет обоюдного интереса (к примеру – в сфере налогообложения); совместные разработка и внедрение мер по стимулированию честной и профессиональной работы чиновников;

31 ДЕЙСТВИЯ, СОВМЕСТНЫЕ С ВЛАСТЬЮ (2) изменение практики принудительных учеб и требований закупки оборудования у предприятий, получивших административную монополию; участие в разработке должностных инструкций, посредством которых реализуются законы и иные нормативные акты; ревизия функций фондов, созданных органами власти, и перевод этих функций в фонды, создаваемые ассоциациями предпринимателей; ликвидация практики, согласно которой издержки контроля, осуществляемого органами власти, перекладываются на предпринимателей; контроль над расходованием бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса.

32 ХВАТИТ ? «Я вот приведу пример: когда бандиты уходят из дома и берут с собой одного про запас, чтобы съесть по тайге. Вот чиновники нас так выращивают. Даже не выращивают, а мы сами как сорняки растем, а они нас периодически подстригают. И само внутреннее ощущение сильней становится; перед людьми стыдно становится. Приходится постепенно самому включаться в эту игру и становиться самому активным взяткодателем, чтобы точно знать, что ты этого человека подкормил, подкупил, что в случае чего к тебе придут, и не будет такого жесткого прессинга.»

33 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !