Доклад «Экономические основания разработки заявок на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа» Виктория Мовилы, эксперт Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Международная конференция «Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа - предпосылки, опыт создания, содержание деятельности» Липецк, 27 июня 2006 г.
Структура заявки на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа Маркетинговая стратегия: - Выбор рыночной ниши - Создание сильного продукта - Позиционирование «Производство» продукта: - Выбор территории - Проектирование и строительство инфраструктуры Управление: - Координация действий внутри сектора - Эффективное администрирование Инвестиционная политика: - Льготы - Принцип одного окна - Привлечение флажковых инвесторов Заявка – оформленный требуемым образом бизнес-план проекта развития туризма на определенной территории
Единое видение туристической отрасли региона Какие направления развивать На какие целевые рынки ориентироваться Какие места назначения развивать Какой продукт предлагать На сколько нужно увеличить количество гостиничных мест и вместимость инфраструктуры Как позиционировать и продвигать продукт Туризм или промышленное развитие Традиционное или инновационные продукты Ориентация на регионального, российского или иностранного потребителя Краткосрочная выгода или стратегия долгосрочного роста Государственная поддержка или рыночное развитие ПриоритетыАльтернативы
Маркетинговая стратегия Шаг 1. Анализ тенденций развития различных направлений туризма в мире и в России. Сравнение с ситуацией в регионе. Темпы роста туристических услуг по сегментам Рост внутреннего туризма (в РФ 20-30% в год). Темпы опережают выездной. Рост въездного туризма – Переориентация туристских потоков на новые мировые туристские центры – Четкая географическая специализация туристических продуктов – Рост доли персонифицированных услуг
Шаг 2. Определение приоритетных для коммерческого развития видов туризма региона Необходимо выявление наиболее приоритетных направлений, поскольку одновременно коммерциализировать все экономически невозможно Религия Туристические активы региона История/ культура Экстрим Горнолыжные курорты Пляжи Оздоровлен Городская культура Природа Source:Team analysis
Шаг 3. Оценка потенциальных туристических продуктов по критериям Потенциал позиционирования туристических активов: Уникальность/значимость Масштабы/возможности Многообразие/богатство выбора Качество Легкость коммерциализации Требуемое для коммерциализации время Интенсивность конкуренции Потребность в инвестициях Степень востребованности темы Маркетинговая стратегия Безнадежные Внутренние активы не являются конкурентоспособными Ограниченные активы Менее конкурентоспособные, но легкие в разработке. Неприоритетные, но их развитие возможно Текущие приоритеты Конкурентоспособные активы, легкие в разработке. Абсолютные приоритеты для развития Будущие звезды Сильные активы, но их развитие затруднено. Интересны для среднесрочного и долгосрочного использования. Сильный Слабый Легко Трудно
Пример: структура прокластера бизнес-туризма г. Астрахань Комплектующие и обеспечивающие услуги Торговля Транспорт Нефтегазовая Научно- исследовательский модуль Поддерживающие отрасли Специализированные услуги Средства размещения Общественное питание Конгрессно-выставочная деятельность Центры развлечений и досуга Сувенир. промышленность Экскурсионное обслуживание Санатории и медицинские услуги Рыбная ловля и охота Корень кластера Посещение города с рабочим визитом Сотрудники корпораций, представительств, филиалов Потребители Инфраструктура Вода, тепло, электричество, газ. Конгрессно- выставочный центр Ж/д, авиа-, авто- транспорт Человеческие ресурсы Высшие и средние учебные заведения, Обучение ин. языкам Курсы подготовки специалистов в сфере гостеприимства Проф. объединения НП «Астраханская туристская гильдия» НП «Астраханский туристский союз» Российская ассоциация бизнес-туризма Регулирование и учет Агентство по туризму Астраханской области Ресурсы Географическое положение Интенсификация сотрудничества в регионе Каспийского моря Расширение нефтедобычи Материально-техническое снабжение гостиниц Проектировочные, строительные услуги Маркетинг Астрахани как делового центра Управление
Пример: анализ прокластера бизнес-туризма г. Астрахань Сектор практически не развит Сегмент практически не развит, но важен для маркетинга региона Сегмент развит Специализированных медицинских услуг для туристов нет. Предложение санаторно-курортного лечения крайне ограничено Предложение есть, но качество маркетингового и инфраструктурного обеспечения низкое Отсутствуют современные инфраструктуры. Мероприятия носят спорадический характере и ограничены по масштабу Дефицит ресторанов высшего класса и эконом-класса В городе дефицит отелей туристского и бизнес-класса. Нет отелей сетевых операторов Сувенирная промышлен- ность Развлечения Комментарии Рыбная ловля и охота Экскурсионное обслуживание Общепит Средства размещения Санатории и медицинские услуги Конгрессно- выставочная деятельность Обеспечен- ность ВажностьВид Управление
Организация управления ОЭЗ Проектировщики и подрядчики УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОАО «Особые экономические зоны» (со 100% капитала в федеральной собственности) РосОЭЗ Дочерние акционерные общества в ОЭЗ Создание Финансирование Субъекты РФ, муниципальные образования Муниципальное образование субъекта РФ Субъекты РФ, муниципальные образования Дочерние акционерные общества в ОЭЗ Акции Территориальные органы РосОЭЗ Создание Акции Финансирование Проектировщики и подрядчики Правительство Российской Федерации Финансирование создания (не менее 51 % акций) Контроль за исполнением части функций заказчика-застройщика Отчет Часть функций заказчика-застройщика Контроль Отчет Контроль Договоры ОтчетУправление
Примерный список «флажковых» инвесторов РоссийскиеГлобальные Гостиницы «AMAKS grand hotels», IHG «Intourist Hotels Group», гГостиницы «АЛРОСА», «Евразия: отели и курорты», «Интерсетьотель» Сети Accor, Radisson, Holiday Inn Парки развлечений Компания «Мир»Dream Gate UK, Fabbri Group Italy. Park Consulting, Six Flags Premier Parks, Sea World, Wet 'N Wild, Cedar Fair АвиакомпанииFinnAirLufthansa German Airlines, Brithish Airlines, LOT Polish Airlines, SAS Scandinavian Airlines Домодедовские авиалинии, Красноярские авиалинии, Сибирь, Трансаэро, Уральские авиалинии Инвестиционная политика
Решающие критерии для инвесторов Практические Близость и объем рынка сбыта Транспортная инфраструктура: внешняя и внутренняя Наличие квалифицированной рабочей силы Сроки реализации проекта Прогнозируемый объем инвестиций Наличие других иностранных инвесторов Политика позиционирования: снижение сезонности Благожелательное отношение власти: равные возможности для всех компаний Юридические Гарантии неизменности установленных правил/ льгот Гарантия справедливого разбирательства споров Объем предоставляемых льгот Срок предоставления льгот Четкость процедуры лишения льгот Последствия утраты статуса резидента ОЭЗ Инвестиционные обязательства Инвестиционная политика
Организация территории: сетевой принцип (на примере Астраханской области) Оз. Баскунчак: минеральные соли, бальнеология, лечение Лотосовые поля: Экскурсии с посещением лотосовых полей, наблюдение за птицами, рыбалка г. Астрахань: архитектурно- исторические достопримечате льности, шоппинг, развлечения Ахтубинская пойма: рыбалка, рекреация, круизы, пикники Археологический памятник Чертово городище: экскурсии, музей истории и археологии, сувениры