Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Advertisements

Социально- психологические основы формирования ученического коллектива.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Социальная структура – строение, расположение, порядок) общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Презентация к уроку на тему: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«Воспитание лидеров как содействие социализации молодежи»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Личность в системе межличностных отношений. Группа – люди, объединенные по каким-либо общим для них социально- демографическим и психологическим признакам.
Характеристика интерактивной стороны общения. Интерактивная функция общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.
Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника выступление на педагогическом совете подготовила классный руководитель 5 А класса.
МОУ Голицынская СОШ 1 Коллектив. Групповая сплоченность и методы ее создания Педагог-психолог Педагог-психолог Трипуть М.В. Голицыно, 2009.
СТИЛИпедагогического общения общения Климов ВГ, учитель физики МОУ «Тихманьгская СОШ» Каргопольского района Архангельской области 2007 г.
Система воспитательной работы в школе Заместитель директора Нехорошева В.Э. МОУ «Турунтаевская СОШ» с.Турунтаево, Томский район Томский Региональный Центр.
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Муниципальное казённое учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1г. Нижнеудинск» Классный коллектив: технология формирования Опыт работы Сергеенко.
Транксрипт:

Психология формирования ученического коллектива

Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и закономерности становления ученического коллектива. Знание механизма формирования коллектива- залог успешной работы классного руководителя.

СОДЕРЖАНИЕ 1. Определение понятия коллектива. 2. Признаки коллектива. 3. Отношения в коллективе. 4. Коллективистские отношения. 5. Структура коллектива. 6. Ценности коллектива. 7. Психологический климат. 8. Условия эффективности деятельности коллектива. 9. Этапы развития коллектива.

Коллектив – это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности. В.Г.Крысько

Признаки коллектива 1. Общественно-полезная цель. 2. Отношения, соответствующие общественным нормам.

Коллективистские отношения характеризуются: 1. Ответственностью. 2. Коллективизмом. 3. Сплоченностью. 4. Контактностью. 5. Открытостью. 6. Организованностью. 7. Информированностью.

Структура коллектива 1. Позиция. 2. Статус. 3. Внутренняя установка. 4. Роль. 5. Композиция. 6. Каналы коммуникаций.

Позиция-официальное положение человека в коллективе. Статус-неформальная характеристика индивида в коллективе, степень его авторитетности. Внутренняя установка- личное,субъективное восприятие человеком своего собственного статуса.

Роль-нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемый от человека. Композиция коллектива- характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава коллектива.

Каналы коммуникаций - это структура взаимодействия участников коллектива, обмена информацией между ними.

Структура коллектива определяется целями и задачами коллектива 1. Если задача состоит в совершенствовании системы общения в коллективе, то внимание следует обратить на каналы коммуникаций. 2. Если нужно решить быстро и оперативно конкретные задачи, то следует изучить композицию коллектива. 3. Если задача – изучить положение отдельного ученика в коллективе, то необходимо сделать анализ ролей и внутренних установок.

Ценности коллектива - принятые и разделяемые членами данного коллектива правила, образцы, на которые в своем поведении они ориентируются. Ценностные ориентации - отношение человека к обществу.

Отличие групповых норм от ценностных ориентаций Групповые нормы регулируют поведение школьников как бы снизу,со стороны самого коллектива Ценностные ориентации воспитываются в детях сверху, обществом. Они отражают культуру общества. Ценностные ориентации являются социально- психологической основой для существующих в коллективе норм.

Традиции - сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время,привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. Обычаи - это воспринятый из прошлого образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде. Ритуал- строго регламентированный порядок действий.

Социальные нормы, ценностные ориентации, традиции, обычаи, ритуалы коллектива образуют социально- психологическую основу «чувства Мы».

Общественное мнение коллектива- это отношение учеников к различным явлениям окружающей действительности. Выражается в форме суждений, разделяемых большинством членов коллектива.

Характеристики общественного мнения 1. Единодушие. 2. Разногласие. Форма выражения общественного мнения: осуждение, радость, восторг, огорчение,негодование. Источники формирования общественного мнения: знания на уроках, радио, ТВ, суждения авторитетных сверстников, чтение.

Психологический климат коллектива- это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. Психологически здоровый коллектив характеризуется высокой нравственной атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности,взаимной требовательностью.

Условия эффективности деятельности коллектива Формальные и содержательные характеристики коллектива. Формальные характеристики: количество членов, структура, композиция, каналы коммуникаций, роли, статусы, личные взаимоотношения, обязанности членов в коллективе.

Содержательные характеристики, отражающие психологию коллектива: Межличностные отношения. Коллективные нормы и ценностные ориентации. Общественное мнение. Обычаи, традиции. Внутренние установки.

Этапы развития ученического коллектива по А.Н. Лутошкину (педагогическая характеристика) Песчаная россыпь Мягкая глина Мерцающий маяк Алый парус Горящий факел

Психологическая характеристика коллектива по Л.И.Уманскому Диффузная, формальная группа. Ассоциация. Кооперация. Автономия. Коллектив.

Литература Лутошкин А.Н.Как вести за собой.,1978. Немов Р.С.,Кирпичник А.Г.Путь к коллективу.М..,1988. Нечаев М.П.Управление воспитательным процессом в классе.М,2007. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ/ПОД РЕД.Е.Н.СТЕПАНОВА.М…2006. ФРИДМАН Л.М.,ВОЛКОВ К.Н.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА- УЧИТЕЛЮ. М..,1985. ЩУРКОВА Н.Е. ВЫ СТАЛИ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ.М..,1986.