Научно-методические основы создания эффективной системы поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Алехина С.В. директор ИПИИО МГППУ, к. психол.н., почетный работник образования РФ Коллегия Департамента образования г. Москвы
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Модели ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных организациях ППМС-центрами Семаго Михаил Михайлович ведущий научный сотрудник ГРЦ.
Преемственность дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в реализации инклюзивного подхода Кузнецова Марина Владимировна, научный сотрудник.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
МОСКВА: совместные действия в инклюзивном образовании, позиция Уполномоченного по правам ребенка Евгений Бунимович
Задачи государственной политики в сфере образования : создание условий для доступа к качественному образованию и успешной социализации детей ; в любой.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, к. психол. н., доцент Организация ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования в системе образования.
О реализации окружной программы «Одаренные дети» в Южном округе города Москвы.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
ГОРОДСКОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИПИО МГППУ РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 17 «Журавушка» Основная образовательная Программа (соответствует ФГОС ДО)
Психолого-педагогическое сопровождение МИП школы 11 Педагог-психолог 1 квалификационной категории С. В. Бутакова.
Ресурсное обеспечение инклюзивного образования в системе образования г. Москвы Самсонова Е.В. - руководитель ГРЦ ИПИО МГППУ, канд. психол. наук, доцент.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Транксрипт:

Научно-методические основы создания эффективной системы поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ, кандидат психологических наук. 23 августа 2011, ИПИО МГППУ

Инклюзия Цель инклюзии не изменение или исправление отдельного ребенка, а адаптация его учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка. Из этого, в свою очередь, следует, что целью инклюзии являются все дети и ученики, а не определенная особым образом группа. Задача системы образования – работать со средой, создавая как можно более благоприятные условия для реализации индивидуального потенциала человека.

Теория экологических систем Ури Бронфенбреннер американанский психолог, специалист в области детской психологии, ( ) Под влиянием работ Льва Выготского и Курта Левина создал психологическую теорию экологических систем, которую применяют во всем мире для анализа системных факторов, влияющих на развитие и социализацию человека.

Модель системных факторов, влияющих на развитие и социализацию человека

МАКРОСИСТЕМА Макросистема Нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологические позиции, господствующие в обществе

ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Экзосистема общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка)

МЕЗОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Мезосистема Взаимодействие и сотрудничество между микрогруппами такими как родители, воспитатели, учителя и руководители учреждений

МИКРОСИСТЕМА МЕЗОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Микросистема Непосредственное окружение ребенка- семья, игрушки, книги, обстановка, другие дети, учителя

БИОСИСТЕМА МИКРОСИСТЕМА МЕЗОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МАКРОСИСТЕМА Биосистема Характеристики ребенка

МАКРОСИСТЕМА ЭКЗОСИСТЕМА МЕЗОСИСТЕМА Современная модель МИКРОСИСТЕМА БИОСИСТЕМА

Проект развития инклюзивного образования Должен учитывать факторы различных уровней, таких как юридическая поддержка, общественное мнение; цели, задачи, стратегии превалирующие в экзосистеме, то есть в государственных органах, взгляды и установки, способы взаимодействия различных социальных институтов, таких как семья, школа, детский сад(мезосистема), конкретные взаимоотношения между детьми, детьми и родителями (микросистема) и особенности самого ребенка.

Биосистема На уровне биосистемы учитываются особенности и способности ребенка, зона его ближайшего развития, пересматриваются подходы к определению образовательных результатов, вырабатываются критерии оценки условий для их реализации. Ориентация системы образования на развитие ребенка предполагает создание образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, т.е. учреждений каждый раз проектирующих условия под определенные нужды детей

Микросиситема Учитываются особенности всех учеников составляющих класс: их возможности, способности, образовательные потребности, формируется социальная общность с учетом личностного многообразия. В соответствии с особенностями детей разрабатываются условия архитектурной среды, учебной обстановки, технологии и материалы, используемые на уроке.

Мезосистема На уровне мезосистемы необходима координации усилий специалистов: педагогов, психологов, специальных педагогов, способных объединить свои знания и технологии при работе в ситуации не унификации, а многообразия возможностей и способностей детей. Складываются новые формы партнерского взаимодействия с родителями.

Экзосистема Разработка механизмов взаимодействия различных ведомств (медицины, социальной защиты, образования), общественных организаций и родительских ассоциаций. В каждом округе для этого созданы Советы по инклюзии, ОРЦ оказывают психолого- педагогическое и методическое сопровождение. Разработка экономической модели инклюзивного образования

Макросиситема В России существует конституционное и юридическое равенство, включая равенство прав на образование и на социальное участие, а также существующее в высших эшелонах власти желание провести это равенство в жизнь. В России к настоящему времени созданы системы специального и общего образования. Идея инклюзивного образования рассматривается на данном этапе как замена специальной системы образования, что приводит к различного рода конфликтам. Решение этого конфликта в том, что инклюзивное образование должно стать совместным проектом этих разделенных пока систем, который постепенно путем объединения ресурсов общего и специального образования приведет образование от сегрегационной модели к инклюзивной.

Направления научно- методического обеспечения Анализ образовательных потребностей различных категорий детей и разработка соответствующих методических рекомендаций; Разработка новых образовательных результатов обучающихся и выработка системы их оценивания; Создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с Новыми ФГОСами и с учетом образовательных потребностей всех обучающихся Внедрение интерактивных технологий обучения, позволяющих педагогам инклюзивной практики успешно учить на школьном уроке всех детей без исключения

Направления научно- методического обеспечения Обеспечение учителей, реализующих инклюзивную практику, технологиями работы с учащимися, позволяющими создать оптимальные условия для выработки позитивного отношения к детям с ОВЗ и развития продуктивного взаимодействия детей друг с другом; Обеспечение успешной инклюзии учащихся с ОВЗ в общеобразовательные классы предполагает планирование гибких занятий, на которых используется дифференцированный способ обучения изначально для всех учащихся класса с использованием индивидуальных образовательных планов, разработанных для детей с ОВЗ.

506 ауд. Проблемы и пути построения школьной системы поддержки обучения ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе начальной школы в условиях реализации ФГОС Кутепова Елена Николаевна, заместитель директора ИПИО МГППУ, Дмитриева Татьяна Павловна, научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ Руководители школ, координаторы по инклюзии, специалисты

414 ауд. Проблемы и пути решения по организации условий для выработки позитивного отношения к детям с ОВЗ и развития продуктивного взаимодействия детей друг с другом Вачков Игорь Викторович, д.псх.н., ведущий научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ Учителя начальных классов, педагоги- психологи

412 ауд. Как педагогам успешно учить на школьном уроке всех детей без исключения с учетом особенностей каждого. Интерактивные технологии в инклюзивном классе Букатов Вячеслав Михайлович, д.п.н., профессор МПСИ Учителя начальных классов

410 ауд. Задачи Окружного ресурсного центра в обеспечении инклюзивной практики в начальной школе Борисова Наталия Владимировна, руководитель ОРЦ ЮВОУО Координаторы по инклюзии ОРЦ, директора школ, специалисты ОНМЦ и ОУ

Спасибо за внимание! 23 августа 2011, ИПИО МГППУ