МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНА Выполнила студентка Группы 10/473 З.Д Каранова Л.В. Никишина Е.Д. Департамент образования города Москвы МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гленн Доман род американский врач- физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей (метод Домана). В 1940 году окончил Университет Пенсильвании, получив учёную степень по физиотерапии. С этого момента Доман занимался изучением развития детского мозга. В 1955 году основал некоммерческую организацию Институт достижения потенциала человека. Автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей.
Методика развития Глена Домана первоначально была предназначена для детей с травмами мозга. Будучи военным врачом, Доман в своей работе с больными детьми получил просто ошеломляющие результаты: он первый обнаружил, что если воздействовать на какой-то один из органов чувств, то активность мозга очень быстро возрастает. А в результате ребенок начинает стремительно развиваться как умственно, так и физически. Позже методика развития Глена Домана была с огромным успехом опробована и на здоровых детях.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
Что же делал Доман, чтобы добиться таких результатов? Суть методики, как и все гениальное, проста: Глен Доман учил детей читать, показывая им на краткое мгновение карточки с изображениями различных предметов и красными надписями под ними. Демонстрируя карточку, он обязательно вслух говорил, что на ней изображено. Такие занятия проводились по несколько десятков раз в день и длились каждый раз по 5-10 секунд.
На карточках написаны крупным красным шрифтом слова и приклеены изображения животных, растений, планет, математические задания, цифры, портреты исторических деятелей и т.д. Такие карточки разделяют по темам. И в течение дня необходимо так же тематическими сериями показывать карточки ребенку
Основные принципы работы с карточками Домана. Начинать необходимо заниматься с карточками Глена Домана с самого раннего детства. Во время занятий настроение у ребенка должно быть хорошее, он должен быть здоров, весел и бодр. Обязательно хвалите малыша за его достижения! Все дети очень любят, когда их родители хвалят и радуются их успехам, пусть даже совсем маленьким успехам. Ребенок, если его похвалить, будет стараться доставить Вам радость снова, будет стремится к большему познанию. Систематичность и регулярность занятий - залог успеха.
Показывать карточку перед глазами ребенка нужно короткое время, где-то 2-3 секунды, главное, чтобы малыш обратил внимание на карточку. Более продолжительное время держать карточку не надо, так это может вызвать потерю интереса у ребенка. Старайтесь ежедневно пополнять материал и показывать новые карточки к тем, которые малышу уже хорошо знакомы. И нежелательно одну и ту же карточку показывать более 3-х раз в один день. Умейте вовремя прекратить игру. Необходимо остановить игру прежде, чем Ваш малыш сам этого захочет. Занятия должны быть короткими.
Рекомендации по обучению. Заниматься по карточкам Домана рекомендуется с детьми до 6-7 лет, желательно – с самого рождения, так как в первый год жизни ребенок имеет все нужные способности к запоминанию и раннее применение методики обеспечит ему уже к году огромнейшее преимущество перед сверстниками.
Метод обучения чтению по методика Глена Домана. Глен Доман за основную языковую единицу принимает слово, и начинать обучение чтению предлагает именно со слов, а не с букв, слогов или складов. Работа по методике Глена Домана заключается в том, что ребёнку показываются карточки или слайды со словами, написанными крупными (от 7-ми сантиметров высотой) красными буквами и проговариваются эти слова. Сначала готовится три набора по пять слов в каждом. Первые слова должны быть самыми простыми и знакомыми ребёнку
В первый день покажите первый набор, во второй – первый и второй наборы (не подряд!), и в третий – все три приготовленных набора. Слова нужно показывать и озвучивать очень быстро, примерно по секунде на одну карточку, одно занятие отводится на один набор слов, общее количество занятий доводится до 9-ти в день (3 раза показывать каждый из 3-х наборов), Не пугайтесь этой цифры, ведь одно занятие занимает у вас всего 5 секунд! Через пять дней из каждого набора убирается одна старая карточка, и заменяется новой. Заменять одну карточку на новую нужно каждый день, таким образом, все 3 набора полностью обновляются за пять дней, каждое слово ребёнок учит 5 дней, каждый день – 3 новых слова. Позже количество наборов можно довести до 5-ти.
После первых 15-ти самых простых слов можно разучивать слова, обозначающие части тела, потом мебель и предметы обихода, еду, животных, действия и т.д. Следующим этапом будет показ словосочетаний, а позже и простых предложений. Карточки могут быть просто со словами, а могут быть и с картинками, под которыми подписаны названия предметов. По наблюдениям Домана, после определённого периода занятий происходит переход «количества в качество», и ребёнок может читать даже те слова, которые он не изучал во время занятий. Кроме слов, по карточкам Домана можно изучать цвета, цифры и пр.
Глен Доман предлагает стимулировать так же и физическое развитие. Он напрямую связывает движение и развитие мозга: как только ребенок освоил новый двигательный навык (например научился переворачиваться) начинается развитие нового отдела Головного мозга.
Многие родители, услышав, что по методике Глена Домана воспитывались некоторые нобелевские лауреаты, с огромным энтузиазмом принялись воспитывать своих чад. Но не стоит забывать, что у метода Домана, помимо плюсов, есть и минусы:
Плюсы: - яркие карточки с картинками нравятся почти всем детям, а короткие занятия н не успевают наскучить ребёнку. Как результат, большинство детей занимаются по карточкам Домана с удовольствием, и даже сами просят показать любимые наборы ещё и ещё раз В то время, как буква и даже склад – для ребёнка всего лишь некая абстракция, реальное слово, соотнесённое с изображением реального предмета – это уже конкретика, которая лучше и быстрее запоминается ребёнком
- существенное расширение словарного запаса и общего багажа знаний - при наличии компьютера слайды со словами и картинками очень быстро и просто создаются и воспроизводятся программой Power Point, а в продаже имеются готовые картонные карточки и даже диски, на которых за небольшую цену собрана масса готовых и даже озвученных презентаций на всевозможные темы; -занятия по методике Домана подходят даже для детишек самого маленького возраста.
Минусы : Самый существенный минус – ребёнок в методике Домана – это пассивный объект обучения, в который «вливаются» знания, что не способствует развитию активной познавательной позиции, стремлению добывать знания из окружающего мира. Кроме того, при таком обучении чтению не развивается фонематический слух, что может не лучшим образом сказаться на грамотности ребёнка в будущем. Карточки Домана способствуют развитию памяти, делают детей эрудитами уже в раннем возрасте, но не учат думать. Пути развития творческих способностей ребенка и развитие мышления следует искать в других методиках.
Глен Доман - противник спонтанной двигательной активности и игр. Он считает песенки-пестушки и игрушки - пустой тратой времени. А ведь именно в игре ребенок растет и развивается. Поскольку подобное "пустое времяпрепровождение" не приветствуется, то соответственно ребенок общается в основном только со своей семьей Такое обучение занимает почти все время мамы и требует полной самоотдачи.
Каждый ребенок - это индивидуальность. Ваша задача, не напрягать ребенка, сделать так, чтобы ему играть в карточки Домана было интересно. Именно играть, а не настаивать на обучении и запоминании. Если Вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, сразу же убирайте карточки и переключайтесь на что-то другое.
Раннее обучение чтению или математике Доман не считает началом раннего образования ребенка. Образование начинается в лет, а вот познание - с самого момента рождения. "Маленькие дети испытывают безграничную жажду знаний, и надо очень постараться, чтобы отбить у них всякое желание получать новую информацию. Ни в коем случае не делайте ничего, что могло бы вызвать скуку у вашего ребенка или было бы для вас тяжелой обязанностью.