Доклад «Международный опыт создания крупных университетских центров» Княгинин В. Н., директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Научно-практическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Advertisements

1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Инновационная структура университетского комплекса.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
1 июня 2012 г., г. Сочи 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 17 2 Значительный рост экспортно-импортных перевозок для ОАО «РЖД» (к 2015.
В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
Миссия кафедры мировой экономики Белгородского государственного университета Разработчик – д.г.н., профессор кафедры мировой экономики БелГУ Московкин.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
Кокшаров В.А. ректор Уральского федерального университета Интеграция задач развития экономики и человеческого потенциала: новая роль университетов в экономической.
Потенциал вуза в реализации образовательных услуг на международном рынке Дмитриева Л.Н., проректор.
LOGO НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и права ПРОБЛЕМЫ КАПИТАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА В РОССИИ.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Финансовый университет Абрамова М.А.. «Успех ждет тех, кто создает изменения» /Р.Ф.Брунер/ Наш девиз: «Мы ценим прошлое, но, основываясь на достигнутом,
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Транксрипт:

Доклад «Международный опыт создания крупных университетских центров» Княгинин В. Н., директор Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Научно-практическая конференция «Мегауниверситеты: цели, задачи и методы создания» Екатеринбург, июня 2006 года

Новые тренды в мировой системе профобразования Завершение массовизации ВПО на основе экстенсивного роста в США и Западной Европе массовизация прошла в е годы в Восточной Европе и России – 90-е Азиатские страны переживают массовизацию ВПО сейчас (Индия – 11 млн. выпускников, в Китае рост набора на 1-й курс за 7 лет в 5 раз – с 1 до 5 млн. человек) Глобализация ВПО межгосударственное согласование образовательных и квалификационных стандартов (например: European Qualification Framework) число зарубежных студентов в 2004 году увеличилось на 41% по сравнению с 1999 годом – с 1,75 млн. до 2,5 млн. В 2004 году за границей учились 34,5 тыс. российских студентов. Расширение экономики знаний Рост новых функций у университетов: производство «полезного» знания (useful knowledge) трансфер знаний, организация бизнес-коммуникаций Новые информационные технологии В США в 2004 году 15% студентов - 2-летнее дневное обучение, 36% - 4-летнее, 25% - 2-летний дистант, 10% - 4-летний дистант соотношение преподаватель-студент растет от «1:10» к «1:15»

Новые тренды на рынке ВПО в мире приводят к росту конкуренции в мире за студентов и ведут к изменению функций и организации университетов 1. Переход к стратегиям конкуренции за студентов на глобальном рынке (в 2006 году в Британии принята национальная программа поощрения зарубежных студентов, Индия формирует сектор образовательного аутсорсинга за счет Интернет-технологий и проч.; университеты ставят цели глобального лидерства). 2. Рост значимости экономической эффективности вузовской системы (соревнование по издержкам, бюджетирование, образовательный маркетинг, создание «центров превосходства», работа с академическими ценностями). 3. Рыночное позиционирование (сегментации и дифференциации рынка) «Образовательные гипермаркеты» - массовая подготовка специалистов в доминирующих на рынках стандартными технологиями Современные исследовательские университеты «Business to Business» - иннвационно-технологические разработки, производство глобально значимого знания и его трансфер в практику Элитные университеты – подготовка глобальных лидеров

Решить задачи глобального масштаба, эффективности и рыночного позиционирования могут только динамичные вузы «Образовательные гипермаркеты» Университеты «Business to Business» Элитные университеты 1.Язык обучения. 2.Соответствие международным стандартам. 3.Трансфер стандартных технологий. 4.Экономическая эффективность массового ВПО 1.Глобально значимые исследования и разработки. 2.Сеть партнерств с бизнесом. 3.Технологическая фокусировка 4.Экономическая эффективность НИР 1.Мировой центр превосходства (в т.ч. место в глобальных рейтингах). 2.Связь с мировыми элитами (социальный статус выпускников) 3.Большой бюджет МАСШТАБ УНИВЕРСИТЕТА – общее условие его успешности

Примеры университетов – мировых лидеров УниверситетСтранаППССтуденты% иностран. студентов Общий бюджет (млн. дол.) Бюджет НИОКР (млн. дол.) ГарвардСША СтенфордСША MITСША (аспиранты - 33) – ,4 ОксфордБритания ,7 КембриджБритания ТокиоЯпония КиотоЯпония ТоронтоКанада ХельсинкиФинляндия (млн. евро) 189 (млн. евро)

Формирование новых производственных центров в мире и рост глобальной экономики требуют стратегического маневра в вузовской системе 1. Для университетов развитых стран ключевой проблемой становится эффективность образовательной и инновационно- технологической деятельности. Им угрожает «синдром GM» - неконкурентоспособность вследствие больших расходов и гипертрофированной коммерциализации. 2. Для университетов стран – «развивающихся рынков» - ключевой проблемой становится достижение эффекта масштаба, концентрации на прорывных направлениях трансфера знаний в технологии, достижение мирового лидерства.

Страны – «развивающиеся рынки» - предприняли усилия по наращивания масштаба университетов Часть стран уже создали крупные университетские комплексы, связанные с производством – образовательная зона в Дубаи (Dubai Knowledge Village), Корейский университет передовых технологий и проч. Часть стран приняли решение о создании новых крупных университетов – вузов мирового уровня: Индия – создание 50 национальных университетов мирового уровня Казахстан – создание национального университета в Астане Китай – переход от роста набора к «продуманному развитию», от «железной чаши с рисом» для персонала к качественному улучшению его положения и статуса.

Создание крупного университета – вуза мирового уровня (пример Казахстана) 50% дисциплин на английском языке Студенты, аспиранты и докторанты до учебных программ могут получить за рубежом (из российских вузов выбраны МВТУ им. Баумана и МАИ) Подписаны соглашения о создании в Астане колледжей MIT, Кембриджа и Токийского университета Самый современный кампус – завершение центральной градостроительной оси Астаны Коренная модернизация учебного процесса

Российские вузы пока вне мейнстрима глобального рынка образовательных услуг Подготовка кадров Элитные школы бизнеса и университеты Исследования и трансфер знаний в технологии Российские университеты Университеты «Business to Business» Массовое профобразование Российские университеты Университеты - «образователь- ные гипермаркеты» Локальный рынок Страновой рынок Глобальный рынок

Российские вузы пока вне мейнстрима глобального рынка образовательных услуг 1. Устаревший учебный процесс и структура вузов, ориентированная в большей степени на передачу знаний в рамках отдельной дисциплины, а не формирования системы компетенций выпускника. Маленькие кафедры, не отвечающие за выпуск специалиста Учебные программы как жестко заданный федеральному стандарту набор знаний, соответствующий отрасли науки Методики преподавания, ориентированные на передачу знания, а не получение опыта Превалирование классических методов преподавания (аудиторные занятия) Специальность – стандартизированный набор фактов и знаний

Российские вузы пока вне мейнстрима глобального рынка образовательных услуг 2. Не отвечающая рыночному позиционированию вузов в глобальной системе ВПО система академического управления Не отвечающая международным стандартам структура подготовки Организация исследований, как правило, воспроизводит организацию учебного процесса Ограничения возможных инвесторов в полномочиях по управлению вузом и его фондами Консервативный постоянный преподавательский состав. Отсутствие современных сервисов Отсутствие публично представленной и действенной системы ценностей

Российские вузы пока вне мейнстрима глобального рынка образовательных услуг 3. Российские вузы не решают задач обеспечения глобального технологического лидерства национальной экономики и ее отраслей Не выполняют функции коммуникационной площадки для формирования кластерных связей. Не выполняют функцию трансфера знаний в технологии ( в структуре внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки высшее образование в 2004 году составляло всего 5,5% всех объемов НИОКР) Слабая интеграция в мировой рынок технологий

Задачи, которые необходимо решить при выходе российского вуза на мировой уровень Четкое рыночное позиционирование (масштаб рынка, сегмент рынка, положение по отношению к мировым центрам) Коррекция ценностной базы построения и деятельности университета Перестройка работы с преподавательским корпусом Качество учебных планов и программ, соответствие международным стандартам Освоение функции трансфера знаний в технологии и площадки социальной и бизнес-коммуникации Трансформация системы управления (переход к рыночной структуре организации управления и формирование устойчивой финансовой базы вуза)

Направления модернизации университетов Основные параметрыФакторы конкурентоспособности НИОКР1.Прикладные, специализированные, междисциплинарные исследования 2.Расширение финансирования со стороны бизнеса 3.Привлечение исследователей Кадровые ресурсы Материально – техническая база Уровень оплаты Обеспечение передовой тематики Наличие заказчиков и партнеров Культура работы с клиентом Ориентация на решение проблемы Преподаватели1.Преподаватели-практики высокого уровня 2.Внедрение командных методик преподавания. Условия для самосовершенствования Академическая мобильность Городская и научная среда Уровень оплаты Ранг университета Исследовательские мощности Проблемно-ориентированные специальности

Направления модернизации университетов Основные параметрыФакторы конкурентоспособности Студенты1.Отбор студентов на основе способностей, склонностей и знаний по смешанной системе 2.Ориентация на клиента: долгосрочная работа с абитуриентами и планирование карьеры всех выпускников Наличие возможности самореализации Требования к абитуриентам Долгосрочная работа с абитуриентами Качество инфраструктур и сервисов Город размещения Состав преподавателей Клиентский портфель Учебные программы 1.Ориентированные на развитие умений и знаний методики преподавания 2.Гибкая учебная программа 3.Проблемно- ориентированные специальности Язык преподавания Современные методики Материально-техническая база Институт тьюторства Организационная структура вуза Проблемно-ориентированная система специальностей Контакты с работодателями Маркетинг программ

Направления модернизации университетов Основные параметрыФакторы конкурентоспособности Материально- техническая база и сервисы 1.Современный кампус 2.Развитие комплекса инфраструктур и сервисов 3.Финансово-кредитные услуги студентам и выпускникам Структура управления Междисциплинарность Позиционирование на рынке Капитализация всех активов Наличие территории и физических возможностей для развития Коммерциализация сервисов Включение в мировую систему ВПО 1.Участие в международных рейтингах 2.Кооперационные проекты с лидирующими в мире вузами 3.Обучение иностранных студентов 4.Академические обмены Позиционирование в глобальном масштабе Соответствие мировым стандартам Финансирование внешних связей Гибкость учебных программ Кампус мирового уровня Знание иностранных языков преподавателями и студентами Доступность иностранных ресурсов и литературы

Решение масштабных задач возможно только в рамках относительно крупных университетских комплексов. Расходы на администрирование и запуск проекта могут быть чрезвычайно большими.