Получение экономической выгоды от знания фирмы 19 мая 2010, семинар ЦЭИП Молодчик М.А., molodchikma@dom.raid.rumolodchikma@dom.raid.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кулешов И.В., председатель МО естественных наук, учитель химии. Нематериальные активы организации 15 ноября 2011г. Семинар РЦ «Место знания в системе развития.
Advertisements

"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Капиталы перемещаются в отрасли, которые базируются на создании знания: увеличение доли интеллектуального капитала в создании добавленной стоимости товара;
© мим линк, 2010 Международная научно-практическая конференция «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями» Москва апреля 2010 г. Управление.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Основные направления преподавания финансовых дисциплин в бакалавриате и магистратуре Ивашковская Ирина Васильевна, руководитель департамента финансов НИУ.
Смирнова Валентина Григорьевна к.э.н., профессор, заместитель заведующего кафедрой «Управление знаниями» «Управление знаниями» в программах подготовки.
«Менеджмент и экономика в сфере физической культуры и спорта» Магистерская программа Руководитель программы: профессор кафедры Спортивного менеджмента,
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра региональной экономики и предпринимательства Кафедра региональной экономики.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Структура интеллектуального капитала Интеллектуальный капитал Человеческий капитал Организационный капитал Потребительский капитал Знания Навыки Творческие.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра менеджмента Преподаватель: Копьёва Светлана Викторовна канд. экон. наук, доцент.
Маркетинг – философия современного бизнеса. Основные вопросы Маркетинг: сущность и задачи. Принципы и базовые концепции маркетинга. Средства маркетинга.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Комплекс знаний в организации 1. Что такое знания 2. Индивидуальные и групповые знания 3. Содержание менеджмента знаний 4. Практика управления знаниями.
Презентация дисциплины «Экономика фирмы» ст.преподаватель, к.э.н.Кузнецов А.Н.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Ключевые компетенции университета 21 ноября 2007г. с позиций теории заинтересованных сторон опыт ВГУЭС Солодухин К.С. зав. лабораторией стратегического.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ.
Транксрипт:

Получение экономической выгоды от знания фирмы 19 мая 2010, семинар ЦЭИП Молодчик М.А.,

Цель семинара Обмен информационными ресурсами Обсуждение терминологии в сфере экономики интеллектуального продукта Обсуждение базовых статей в сфере профессиональных интересов Обсуждение статей, подготовленных к публикации

Позиционирование стран в экономике знаний Индекс экономики знаний в России практически в два раза ниже, чем в США, Австралии, Канаде, западной Европе.

KEI 2009 World Bank сайт Россия занимает 60 место (из 145 стран) по KEI (2009) Экономический климат: 127 место (+9) Инновации: 41 место (+9) Образование: 38 место (-14) Информационные технологии: 54 место (+4) Индекс экономики знаний России

Индикаторы KEI для России

Эмпирические подтверждения роли знаний (микроуровень) * Foray D., Gault F. Measuring knowledge management in the business sector: First steps. Paris. OECD and Statistics Canada, 2003 Ежегодное исследование группы Bain&Company Управление знаниями используется 41%, удовлетворение – 3,66 Управление знаниями (+1%) склонность к инновациям (+4%) производительность труда (+3%)

2009 год 1430 респондентов, 70 стран 25 инструментов (

Что такое знание? Философия Экономическая теория Менеджмент И др.

Конкурентоспособность и знания (Лестница знаний по Норту) Конкурентоспособность Компетенции +исключительность Действия +правильные действия Способность +желание(мотивация) Знания +возможность приложения Информация +взаимосвязь Данные +значение (важность) Знаки +синтаксис

Соотношение формализованных и неформализованных знаний. Отчеты, коды, цифры Формализованные знания Опыт, интуиция Поведенческое знание Личностные знания Знание бизнес-процессов Неформализованные знания

Визуальное представление таксономий знания (когнитивный элемент) Знаниевый (когнитивный) элемент явное декларативноепроцедурное неявное внешнееиндивидуальное социальноевнутреннее

Получение экономической выгоды от знаний как активов Выгода от знаний как активов Комплементарные активы и технологии Время Стандарты Ценовые и функциональные характеристики продукта Основные (операционные) компетенции фирмы Присущая продукту возможность репликации Правовая защита интеллектуальной собственности Динамические способности

Динамические способности… - потенциал фирмы распознавать и осваивать новые возможности; - реконфигурировать свои знания как активы, компетенции и комплементарные активы; - отбирать надлежащие организационные формы; - правильно размещать ресурсы и осуществлять стратегическое ценообразование. с целью достижения устойчивого конкурентного преимущества.

Авторская научная гипотеза На базе двойственных характеристик знания могут сформированы дуальные стратегические способности фирмы.

Выводы Изменение природы конкуренции – изменение источников конкурентных преимущества Знание фирмы – основа дифференциации фирм в новой экономике (ресурс и продукт фирмы). Развитие новых концепций (концепция динамических способностей фирмы, концепция интеллектуального капитала и др.)

Концепция интеллектуального капитала фирмы (А.Л.Гапоненко, Управление знаниями. Учебный курс для МВА) Традиционная Современная Капитал – фактор производства. Требует инвестиций, приносит доход, включен в кругооборот стоимости, характеристика самовозрастания, подвержен износу. Физический ИнтеллектуальныйФизический Интеллектуальный Структура капитала коммерческой организации.

Различия физического и интеллектуального капитала. Капитал ФизическийИнтеллектуальный Материальная природаНематериальная природа Освоение существующих возможностей Освоение новых возможностей АддитивныйНеаддитивный Преимущественно финансовая оценка Комбинация стоимостных и нестоимостных оценок Организация владеет всем капиталом Организация владеет капиталом лишь частично

ОСОБЫЕ СВОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА (при оценке стоимости) Низкая ликвидность Эффект ненулевой суммы (в рамках затратного подхода) Эффект временного лага Свойство «частичной исключаемости» Идемпотентность сложения Правило умножения (комплементарность)

Нематериальные активы Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «НМА» Интеллектуальный капитал Интеллектуальная собственность

Соотношение понятий «интеллектуальный капитал», «интеллектуальная собственность» и «НМА» Интеллектуальная собственность – ст.1225 ГК ч.4 Нематериальные активы – ПБУ 14/2007 (в ИС не входит, например, деловая репутация. Есть ряд отличий от МСФО 38!) Интеллектуальный капитал – правовое определение отсутствует. (в НМА не входят, например, интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от носителей и не могут быть использованы без них, не учитываются нерезультативные НИОКР)

Структура интеллектуального капитала. (Т.Стюарт) ИК – сумма того, что знают работники компании: патенты, процессы, управленческие навыки, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Интеллектуальный капитал Человеческий капитал Потребительский капитал Организационный капитал Знания Навыки Творческие способности Техническое и программное обеспечение Оргструктура Патенты Связи с клиентами Информация о клиентах Торговая марка, бренд

Эмпирические исследование ИК ? Интеллектуальный капитал (или его составляющие) (Intellectual capital) Результаты деятельности компании (Performance) Обобщенный порядок эмпирического исследования влияния ИК: 1.Выдвижение гипотез. 2 Выбор зависимых переменных. 3 Выбор метода измерения, как основы моделирования ИК и определение независимых переменных. 4 Тестирование гипотез с помощью статистических пакетов. 5 Анализ полученных результатов.

Эмпирические исследования ИК Подход к построению модели ИК Выделение составляющих ИК Экспертная оценка Организационный уровень Количественна я оценка Комбинация экспертных и количественных оценок Q Tobins Market-to-Book Value Calculated Intangible Value EVA Intellectual Asset Valuation Technology Broker Skandia Navigator Balanced Score Card Value Chain Score Board Business IQ VAIC

Эмпирические исследование ИК Подтвержденные гипотезы: Существует положительная корреляция между уровнем интеллектуального капитала и результатами деятельности компании. На развитых рынках влияние интеллектуального капитала выражено сильнее, чем на развивающихся. Существует определенная комплементарная связь составляющих интеллектуального капитала. Противоречивые результаты Отдельные составляющие интеллектуального капитала оказывают положительное влияние на результаты деятельности компании. Степень влияния интеллектуального капитала зависит от отрасли, в которой работает компания. Степень влияния интеллектуального капитала зависит от размера предприятия. *Молодчик М.А. Вопросы построения эмпирических моделей интеллектуального капитала, Альманах УрОРАН

Научные гипотезы (Быкова А.А., Молодчик М.А.) Интеллектуальная способность выражена сильнее у инновационно-активных предприятий. Существуют как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на интеллектуальную способность компании. Существует взаимосвязь между интеллектуальной способностью и результатами деятельности компании

Выводы: Концепция интеллектуального капитала направлена на изучение экономического аспекта деятельности фирмы в новой экономике. Разграничение понятий ИК, НМА и ИС. Связь ИК и ИП не очевидна.