Дидактические игры и развитие творческого мышления обучающихся Ким Елена Петровна, учитель химии МОУ «Гимназия 1» г. Саратова
Игра В энциклопедических словарях понятие ИГРА определяется как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе. В словарях русского языка понятие ИГРА толкуется более многогранно и в прямом смысле этого слова связывается с отдыхом, развлечениями и соревнованиями. А.В. Луначарский писал, что ИГРА «в значительной степени является основой всей человеческой культуры».
Роль дидактических игр Возбуждают интерес учащихся к предмету Активизируют учащихся на протяжении всего урока Развивают память, мышление, речь школьников Формируют познавательные интересы учащихся Оказывают положительное воспитывающее действие
– это действенный методический прием, позволяющий осуществить непроизвольное включение учащихся в творческую учебную деятельность Дидактическая игра
В дидактической игре, с одной стороны, сохраняются элементы забавы – это игровые приемы и правила, эмоциональный настрой и условность игровой ситуации, элементы удовольствия, занимательности и соревнования, наличие победителей и побежденных. С другой стороны, в дидактической игре важен дидактический результат: усвоение тех или иных знаний и умений, развитие мыслительных и речевых качеств, воспитание социальной культуры и других элементов личности учащихся.
Рекомендации для проведения дидактических игр: 1. Дидактические игры надо использовать не только ради игры, а с целью получения определенного результата в процессе обучения и воспитания учащихся. 2. В названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности и соревновательности. 3. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими, загадочными, необыкновенными. 4. Правила игры должны быть простыми и сформулированы так, чтобы ученик смог хорошо осмыслить ход и содержание игры.
Рекомендации для проведения дидактических игр: 5. Во время игры необходимы дисциплина и порядок. Учет результатов игры должен быть ясным, справедливым, эмоциональным. 6. Необходим предварительный расчет времени на каждый этап игры и обязательное его выполнение в процессе игры. 7. Учитель должен быть активным участником игры, умело регулируя ход игры. 8. По результатам игры должны быть определены призы (медали, открытки, значки, право провести эксперимент, отметка)
Игры-минутки Он атмосферой завладел, А сам остался не у дел *** Получишь газы из воды, Смешаешь вместе – жди беды *** В воду шел и чист и бел, Окунулся – посинел.
Игры-минутки Поташ, селитру, сильвинит… Какой металл объединит? *** Гость из космоса пришел, В воде приют себе нашел *** Он безжизненным зовется, Но жизнь без него не создается
Шарады, анаграммы, метаграммы Я – газ, простое вещество, Двузначен номер мой. А слог мой первый – божество, Река – вот слог второй. *** Первый мой слог означает крушение. Крохотен слог мой второй. Рождаюсь лишь только в зеленых растениях. Подумайте, кто я такой? *** Течет здесь вода – орошает поля – Для этого создали люди меня. Но быстро могу свою суть изменить В парафин меня можешь легко обратить.
Шарады, анаграммы, метаграммы Элемент четвертой группы Перед всеми на виду. Стоит Т на Р исправить, Будет деспот наяву. *** Менделеев первым меня предсказал, Французский ученый название дал. Если в нем первую букву заменишь, Место в системе мне быстро изменишь
Р е б у с ы
Крестики-нолики SiO 2 CuOFe 2 O 3 MgCl 2 AgClAl 2 O 3 SO 3 NaOHH2SH2S Na 2 OSO 3 CO 2 COP2O5P2O5 SO 2 FeOCrO 3 CuO
Настольные игры Химическое домино Химическое лото Вертушка
Игры с диффференцированным заданием Цветик – семицветик Химический снегопад Чудо-дерево Химическая капель
Конструирование Механизм электролитической диссоциации Строение ацетилена Химический поезд
Игры - физминутки Похлопаем в ладоши Потопаем - похлопаем Стрельба глазами Химический футбол «Броуновское» движение
Работа с сигнальными знаками Классы соединений (кислота –красный, соль – желтый, основание – зеленый) Химический океан (красный - не согласен, зеленый – согласен)
Использование сигнальных знаков
Игры - соревнования Химия в цифрах Химическая эстафета Химия раскраска
Раскраска SOFClSeAsIOH KPbSnFeOSSeB NeNaONLiSOSHe BaSSeMgAsPOSe HFeCrNaAlCAtAuI NeNPAsNaBaAgCuCl FONPLiOSAlSe ClBrOIKCaBaFeC SieIAtKrRnSiNeH
Блиц по теме «Железо» Число электронов на внешнем уровне в атоме железа Число d-электронов в атоме железа в основном состоянии Число энергетических уровней у атома элемента 26 Количество протонов в изотопе железа с относительной атомной массой 57 Общее число электронов в ионе Fe2+ Степень окисления железа в феррате калия Число изотопов железа Какие элементы входят в триаду железа Какая аллотропная модификация железа не обладает способностью намагничиваться? Тип кристаллической решетки у - железа Место железа среди металлов по распространенности в природе При горении железа в чистом кислороде образуется Какие кислоты можно хранить в железной таре? Продукт взаимодействия железа с молекулярным иодом Продукт окисления в реакции между железом и конц. азотной кислотой при нагревании Продукт взаимодействия железа с молекулярным хлором Продукт реакции восстановления в реакции между железом и разб. азотной кислотой
Химический лабиринт
«Тест наоборот» Пользуясь предлагаемыми вариантами ответов, подготовить вопросы так, чтобы правильным был только один вариант ответа. 1……………………………………………….. а) Fe(NO 3 ) 3 б) FeSO 4 в) Fe 3 O 4 г) Fe(OH) 2 2……………………………………………… а) +3 б) +2 в) +6 г) +7
Уроки - игры Что? Где? Когда?
Примерные вопросы для игры «Что? Где? Когда?» по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева» 1. Название какого элемента IV периода в переводе с арабского означает «зола растений»? 2. Недостаток какого элемента в организме человека приводит к кариесу зубов? 3. Название какого химического элемента в переводе с немецкого означает «волчья пена» 4. Какой химический элемент алхимики изображали в виде волка с раскрытой пастью?
Примерные вопросы для игры «Что? Где? Когда?» по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева» 5. Черный ящик Это не удавалось никому, хотя попытки были предприняты ученым Ньюлендсом, Шанкуртуа, Деберейнером. В 1864 году немецкий ученый Мейер сделал открытие, но не смог его усовершенствовать. Позднее один из ученых сделал эту гениальную работу. Кто этот ученый? Какое открытие он совершил? Что находится в черном ящике?
Звездный час
Примерные вопросы для игры «Звездный час» I тур AlAmRuNaTa 1. Атом какого из элементов легче всего отдает внешние электроны? 2. Какой из приведенных элементов назван в честь страны? 3. У какого элемента электронная конфигурация внешнего уровня s 2 p 1 ? 4. Какой из перечисленных элементов наиболее распространен в природе?
Примерные вопросы для игры «Звездный час» II тур SO 2 Al(OH) 3 CaCO 3 MgOSO 3 1. Какие из приведенных веществ реагируют с гидроксидом натрия? 2. Какие из веществ разлагаются при нагревании? 3. Какие вещества растворяются в воде? 4. В каком из веществ массовая доля кислорода равна 50%?
Примерные вопросы для игры «Звездный час» Заключительный тур В А Л Е Н Т Н О С Т Ь
Примерные вопросы для игры «Звездный час» ВАЛ ВОЛ ТЕН НОС СОН ЛЕВ и т.д. ТОЛЬ ТЕНТ НОЛЬ ЛЕТО СОЛЬ и т.д. ВЕТЛА ВЕСЛО СОНЕТ ТЕСТО ТЕСТЬ и т.д.
Уроки - игры Путешествие в горы Химическое плавание Семейный портрет Знатоки химии
Урок – игра «Знатоки химии»
Конкурс (экспериментальный)
Водород
Гелий
Натрий
Азот
Кислород
Олово
Мышьяк
По распространенности в земной коре этот элемент уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию (5 баллов) В организме человека этого элемента содержится около зг, из них примерно 2г в крови (4 балла) Первоначально его источником были упавшие на Землю метеориты, где он находился почти в чистом виде (3 балла) Первобытный человек стал использовать орудия из него за несколько тысячелетий до н.э. (2 балла) В честь него назвали век (1 балл)
Упадок и распад Римской империи, по мнению некоторых ученых, были обусловлены отравлением этим веществом (5 баллов) Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса (4 балла) Во времена Древнего Рима его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь. (3 балла) В настоящее время он используется для изготовления кровельного материала, изоляции кабеля. Его соли используют в производстве красок (2 балла) Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом (1 балл)
В газообразном виде он оказывает сильное раздражающее действие на глаза и дыхательную систему (5 балл) Этот элемент входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и других пестицидов (4 балла) Его получают главным образом в результате электролиза солей (3 балла) Войска Атланты и германские войска применяли его в боевых действиях (2 балла) Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах (1 балл)