Итоги реализации задач модернизации моногородов в 2010 году и перспективы диверсификации экономики моногородов на 2011 год Министерство регионального развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Advertisements

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Комплексные инвестиционные планы Докладчик: Кипурова Людмила Борисовна – Первый заместитель главы администрации города Пензы г. Санкт-Петербург, 18 октября.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИСПОЛНЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ТРЕБОВАНИЙ 6, 10 СТАНДАРТА деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
1 Новосибирск, 2012 НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРОМЫШЛЕННО- ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПАРК АГЕНТСТВО ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Промышленно-логистический.
Сентябрь, 2015 МСП БАНК: ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Государственное учреждение САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР М Р Ц С.-Петербург Общественное объединение «Союз участников Президентской.
Организация III Чебоксарского экономического форума «Россия : посткризисное управление, развитие структурных изменений экономики» (22-25 июня.
Минфин России Государственная поддержка моногородов в 2010 году.
Блок-схема взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области с инициаторами инвестиционных проектов на территории Волгоградской области.
Российские модели проектов ГЧП. Системные проблемы и пути их решения СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Министерство экономики Удмуртской Республики Государственно-частное партнерство в сфере энергосбережения в Удмуртской Республике Докладывает: Заместитель.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
2013 г. Формирование и реализация при содействии торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах проектов региональных компаний.
Транксрипт:

Итоги реализации задач модернизации моногородов в 2010 году и перспективы диверсификации экономики моногородов на 2011 год Министерство регионального развития Российской Федерации IX Общероссийский Форум Стратегическое планирование в регионах и городах России СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ октября 2010 г., г. Санкт-Петербург

2

Методическое обеспечение деятельности по модернизации моногородов при содействии научного сообщества, общественных организаций и институтов развития Минрегион России с привлечением научных сообществ и общественных организаций 1 этап. Разработаны критерии отнесения населенных пунктов к категории монопрофильных муниципальных образований Минрегион России, рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 2 этап. Составлен перечень из 335 моногородов с монопрофильной экономикой. Определены 27 моногородов, в которых требуется первоочередная государственная поддержка Минрегион России с привлечением экспертного института и общественных организаций 3 этап. Разработана методика формирования комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Минрегион России, Институт региональной политики, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, Институт корпоративного развития, Институт современного развития, Союз малых городов Российской Федерации 4 этап. Проведены 6 тематических круглых столов –семинаров Минрегион России, Российско-Германская Внешнеторговая палата, Союз малых городов Российской Федерации 5 этап. Международная конференция «Зарубежный и российский опыт реструктуризации моногородов» Минрегион России совместно с субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и Союзом малых городов Российской Федерации 6 этап. Проведен ряд мастер-классов по вопросам разработки комплексных инвестиционных планов с участием представителей субъектов РФ и моногородов ЦФО, СЗФО, СКФО и ЮФО сентября планируется проведения мастер-класса в Кемерово представителями субъектов РФ и моногородов ДФО и СФО. 3

Проведение согласительных совещаний Минрегиона России с бизнес- структурами и федеральными органами исполнительной власти Обсуждение вопроса об особенностях разработки комплексных инвестиционных планов по модернизации моногородов угольный промышленности Обсуждение вопроса о возможности реализации инвестиционных проектов в моногородах Обсуждение вопроса о возможности реализации инвестиционных проектов в городах, на территории которых находятся объекты атомной энергетики Обсуждение вопроса о возможности организации скоростного железнодорожного движения по маршрутам г. Пикалево – г. Санкт-Петербург, г. Байкальск – г. Иркутск, г. Вятские Поляны – г. Казань Обсуждение вопроса о возможности совместной реализации инвестиционных проектов посредством создания проектного офиса Обсуждение вопроса о концепции развития автопроизводства в России и возможности размещения производства автокомпонентов второй очереди в моногородах Министерство энергетики Российской Федерации ГК «Ростехнологии» ГК «Росатом» Министерство транспорта Российской Федерации Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ММВБ (MICEX) Обсуждение вопроса о возможности реализации инвестиционных проектов в области импортозамещающих технологий Обсуждение вопроса о возможности реализации инвестиционных проектов Обсуждение вопроса о возможности создания проектного офиса для сопровождения инвестиционных проектов ОАО «Газпром» ГК «Роснано» НП «ГЧП» и ОАО «МАЦ»

Решения по источникам и объемам финансирования из федерального бюджета отдельных мероприятий комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов, включенных в первоочередной список Предусмотрено в федеральном бюджете Всего Дотаций Бюджетный кредит Субсидии малого и среднего бизнеса Доп. имущ. взнос в фонд содействия реформирования ЖКХ 27 млрд. рублей 10 млрд. рублей 2 млрд. рублей 5 млрд. рублей Создана структура координирующих органов для выработки решений по модернизации моногородов 5 Рабочие группы по модернизации моногородов Разработка и рассмотрение комплекса мер по диверсификации экономики моногородов Созданы в 55 субъектах Направлено в Минрегион России 158 КИПов моногородов Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально- экономическое развитие моногородов в субъектах Российской Федерации Рассмотрение КИПов моногородов Рассмотрено 102 КИПов Рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Выработка предложений по источникам и объемам финансирования из федерального бюджета отдельных мероприятий КИПов Проведено 30 заседаний Рассмотрено 27 КИПов моногородов Одобрено 25 КИПов моногородов Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции Одобрение предложений по источникам и объемам финансирования из средств федерального бюджета Одобрено распределение: Фонда содействия реформированию ЖКХ (25 моногородов) Субсидий на реализацию отдельных программ по развитию малого и среднего бизнеса (25 моногородам) Дотаций (13 моногородов) Бюджетных кредитов (6 моногородам)

Возможное применение международного опыта модернизации моногородов к российским реалиям ( Англия, Германия, Франция, Япония ) 6 Кооперирование усилий научного сообщества, бизнес-структур, региональных и местных властей в вопросах выработки общей стратегии реализации инвестиционных проектов Создание специальной структуры, координирующей модернизацию моногородов под государственным патронажем Создание региональной структуры корпоративного типа по управлению инвестиционными проектами Аккумулирование частных и бюджетных инвестиций в формате государственно-частного партнерства

7 Субъекты Российской Федерации, на территориях которых расположены моногорода, практически не создают региональной инфраструктуры, направленной на улучшение инвестиционной привлекательности территорий (региональные особые зоны – индустриальные (техно-) парки, отсутствие профессиональных управляющих компаний, способных привлекать потенциальных инвесторов*) * Концепции создания индустриальных парков (на примере опыта Республики Татарстан): Содействие администрации Нижнекамский промокруг + помещения для резидентов КИП «Мастер» + земельные участки и энергообеспечение Технополис «Химград» + налоговые и таможенные льготы ОЭЗ «Алабуга» + исследование и обучение Infraserf Hoechst + жилье и социальная инфраструктуры Sofia Antipolis Основные выявленные проблемы реализации задачи по организации работы по модернизации моногородов Отсутствие института проектирования (отсутствует банк проектов «Start-Up»), в связи с чем банки с государственным участием практически не участвуют в процессе модернизации моногородов, экспертный анализ представленных КИПов носит формальный характер – отсутствие «Региональных корпораций развития» (проектный офис). Практически во всех моногородах нет средств на проведение предпроектных работ Отсутствие как на муниципальном, так и на региональном уровнях профессиональных кадров, готовых в довольно сжатые сроки разработать полноценные проекты развития, направленных не на «тушение текущих пожарных» проблем, а на устойчивое развитие в средне- и долгосрочной перспективе. ГК «Внешэкономбанк», являяся крупным инвестором – государственной структурой, не участвует в процессе предпроектного финансирования. Данное кредитное учреждение не может выступать участником реализации региональных инвестиционных проектов со стоимость ниже 2 млрд.рублей Сложившаяся система отбора мероприятий Кипа для финансирования за счет средств федерального не является эффективной с точки зрения отсутствия системного подхода при проведении отбора (не определены приоритеты направления средств федерального бюджета, не учитывается социальная и экономическая эффективность их реализации, основным критерием отбора является максимальная проработанность мероприятия

8

Организационная схема управления Проектный офис осуществляет все виды координации между участниками проекта Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции Совет по развитию городской инфраструктуры и бизнес-проектов* Рабочая группа по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по развитию и интеграции** Проектный офис Региональное управление Управление кластерами Методологиче- ская поддержка Фонд регионального развития Региональные центры развития Бизнес- сообщество Минрегион России СЗФО …..ДФО ۷۷۷Промышленность тяж. ۷ Промышленность легк. Металлургия ۷۷ Химия ۷۷۷Электр. промышленность ۷ Сельское хозяйство, пищевая промышленность ВнешэкономбанкИностранные компании Гос-е фондыБанки с госучастием * Реализация проектов в моногородах из общего перечня (335 городов) ** Реализация проектов в моногородах из первоочередного перечня (25 городов) 9

Типовой план поддержки моногорода Кластеризация и выявление потенциала Проектный офис Региональная администрация Региональный центр развития Формирование предложений проектов Предпроектная работа Участники Проектный офис Региональный центр развития Проектный офис (функция коордитнации) Фонд регионального развития Региональный центр развития Формирование перечня кластеров моногородов на основе отраслевой принадлежности и региональной специфики Описание Пакетирование отобранных проектов Оформление ТЭО Защита ТЭО Подготовка проектной документации Формирование пула инвесторов Запуск проектов и внедрение Проектный офис (мониторинг) Бизнес Банки Региональная администрация Подготовка всех необходимых для запуска проекта договоров Запуск проекта Паспорт города Инвестиционный меморандум Результат Предварительное ТЭО Бизнес-кейс Проектная документация Реализованный проект Минрегион России – регулярный мониторинг 10

Организация региональных центров развития Цель и принцип создания региональные центры развития создаются по региональному принципу (в каждом федеральном округе и далее в субъектах РФ) для обеспечения эффективного взаимодействия и единого информационного поля между проектным офисом и региональными/местными администрациями, а также участниками инвестиционного процесса в регионах. Функции РЦ методологическая поддержка региональных администраций (разработка и внедрение системы проектного менеджмента (в т.ч. IT-инфраструктуры)); аналитическое и методологическое сопровождение предпроектных работ; организация взаимодействия с региональными участниками инвестиционного процесса; представление аналитической информации для проектного офиса; выполнение функции «единого окна» по взаимодействию с инвесторами по реализации проектов на региональном уровне. Основные результаты деятельности РЦ внедрение системы проектного менеджмента для субъектов РФ/муниципалитетов, в том числе создание соответствующей IT-инфраструктуры, которая позволит реализовывать проекты на уровне субъектов РФ и муниципальных образований библиотека типовых решений для реализации инвестиционных проектов на региональном уровне. Количество региональных центров: 2 – на период реализации пилотных проектов и 8 – на период тиражирования системы. 11

Укрупненный бизнес-процесс регионального центра развития Сбор информации в регионах Аналитическая обработка информации в соответствии с методологией ПО Организация взаимодействия с региональным бизнесом для реализации проектов Формирование заказа со стороны бизнеса Формирование предложений проектов Подготовка аналитических заключений Выполнение функции «технического заказчика» Проектная деятельность Консультационная деятельность Описание Результат Описание Результат сбор информации по всем прорабатываемым региональным проектам сбор информации по действующим точкам роста в регионах общая аналитическая информация по экономическому развитию регионов база данных проектов региональные аналитические обзоры для построения кластерной модели в ПО формирование инвестиционных меморандумов по отобранным проектам Преварительный отбор проектов (в рамках Минрегиона) отбор проектов в проектном офисе/других структурах Минрегиона база данных проектов для проработки база данных инвестиционных меморандумов по региональным проектам организация инвестиционных презентаций база данных пула потенциальных интересантов в реализации проектов на уровне регионов распространение информации о деятельности региональных центров получение информации о приоритетных направлениях развития и проектах база данных запросов бизнес- партнеров регионального центра выбор инвестиционных проектов из существующих баз анализ перспективности проектов для включения в работу в рамках ПО концепция региональных инвестиционных проектов для заказчика формирование предварительного пакета документов для принятия на уровне региональной администрации проработка инструментов государственной поддержки для реализации проектов предварительное ТЭО проекта проекты необходимых НПА региональной/муниципальной администрации в случае необходимости, выполнение от лица администрации функции «упаковки» проекта, контроля предпроектных работ и т.д. проект (проектная компания) для привлечения инвестиций, в том числе на конкурсной основе Формирование методологии Внедрение методологии на местах (в МО) Внедрение IT-инфраструктуры Консультационное сопровождение администраций Методологическая деятельность Описание Результат формирование «регионального проектного пакета»: база моделей инвестиционных проектов база типовых документов, форм, договоров база типовых технических заданий и конкурсных документаций адаптированная юридическая база методология по использованию существующих инструментов развития «региональный проектный пакет» выезд в МО для презентации и обучения сотрудников Администраций недельные курсы внедрения методологий в каждом МО внедрение IT-инфраструктуры для организации оперативных инструментов проектного управления и взаимодействия с ПО/струткрами Минрегиона интеграция 300 МО в единую систему IT-управления текущее консультационное сопровождение по всем предыдущим этапам консультации по мере запросов не реже 1 раза в месяц для 1 МО внедрение методологии проектного управления в 300 МО 12