Эффективность электронного обучения Митричев Сергей, Руководитель группы развития технических дисциплин ТНК-ВР Май 2011
История внедрения и текущее состояние в ТНК-ВР ТНК-ВР является третьей по величине нефтяной компанией России и входит в десятку крупнейших частных нефтяных компаний в мире по объемам добычи нефти. Добывающие активы компании расположены, в основном, в Западной Сибири, Восточной Сибири и Волго-Уральском регионе. В компании работают более человек, из которых более работников имеют персональный компьютер и корпоративную сеть на рабочем месте. Начало внедрения электронного обучения – конец 2009 года, по результатам тендера поставщиком LMS была выбрана компания Вебсофт с решением WebTutor, внедрением руководило корпоративное Управление кадров. 1 сентября 2010 Портал был запущен в промышленную эксплуатацию. Отдельной группы поддержки Портала не выделено, функциональная поддержка осуществляется в рамках текущей работы департамента обучения и развития. Размещено и доступно сотрудникам либо для самоназначения, либо для подачи заявки 34 дистанционных курсов (из них 7 апробируются) –Прошли обучение в дистанционной форме более 1700 сотрудников Прошли тестирование по компетенциям более 100 сотрудников (включая рабочих через РУЦ) –Размещено 8 тестов для специалистов и более 40 тестов для рабочих, в разработке около 20 тестов Загружено более 130 единиц информационных материалов (презентации, документы, таблицы), ведутся 10 форумов 2
3 Компетенции ТНК-ВР Основные функции Портала знаний Внутренние тренеры-эксперты Дистанционное обучение, Он-лайн (виртуальный класс) и офф-лайн (РСС из офиса, рабочие через уч. центры) Общение экспертов, профессионалов Тестирование персонала и оценка по компетенциям (РСС, рабочие) Корпоративная сеть Наработанный материал, курсы
4
Ключевые факторы эффективности процесса e-обучения Кастомизация решения под принятые в компании технологии обучения и развития, знакомые термины –Пользователь должен плавно перейти от очных тренингов и участию в научных конференциях к дистанционному обучению и форумам на портале Безупречная работа портала и простота в использовании («нулевое время освоения») –Больше половины пользователей, зашедших из интереса на портал, не продолжат свою работу при наличии неочевидных путей доступа к информации Поэтапное вовлечение целевых аудиторий с подготовкой базового контента именно для них –Как минимум, должно быть что-то интересное именно этой аудитории (курс, материалы, пробный тест, форум) –Привлечение новой группы пользователей – под конкретную задачу (информационный повод) Первая продажа решения – кадровым службам –Кадровики должны пользоваться информацией о результатах обучения и оценки персонала, ощутить полезность решения – тогда они будут пропагандировать. Обратный эффект – если они против, то это будет транслироваться руководителям 5
Ключевые факторы эффективности самого e-обучения Простота включения в программу обучения и быстрота доступа к серверу –Ссылка на , доступность сервера во всех регионах, достаточные каналы связи, 1-2 клика чтобы начать – и нет раздражения пользователей Четкое нацеливание курсов – «без воды» –Обязательно отображение описания курса до входа в него, точная формулировка темы обучения, рецензии от пользователей Компании. Лучше меньше курсов, но на актуальные темы –Корпоративные программы обучения и матрицы по компетенциям – источник «правильных» тематик курсов Не более 1 часа обучения на модуль (или даже на курс) –Люди проходят обучение в рабочее время, и понимание ценности обучения для достижения производственных результатов Больше инфографики, меньше текстовых слайдов –Люди избалованы современной графической средой, привыкли к сжатому представлению информации, чувствительны к точности формулировок, читают «по диагонали», вечный «цейтнот» 6
Что дальше? Ищем бизнес-аналитиков для взаимодействия с разработчиками и доведения до ума нашего Портала по параметрам: –Надежность –Простота и юзабилити –Настройка кастомизаций под ТНК-ВР Фокусируем дистанционное обучение –Привязываем курсы к компетенциям, интегрируем в процесс формирования ИПР, выпускаем обзоры курсов и рекомендации по применению e-курсов в развитии персонала –Определяем целевые группы и разрабатываем контент для их актуальных нужд (чтобы затем подтянуть к ним и более общие тематики) Работаем с руководителями бизнеса (внутренними заказчиками) –Продаем идею, получаем их пожелания, ведем проекты разработки e-курсов и тестов для них. Вовлекаем их в эту сферу, обеспечиваем их поддержку «сверху- вниз» 7