Деятельность КСТ Японии по предотвращению картелей и сговора на торгах 1-2 сентября 2009 года Масанори Фукамачи Старший эксперт по планированию Отдела.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Advertisements

ФАС России Доклад Руководителя ФАС России, Председателя Межгосударственного совета по антимонопольной политике И.Ю. Артемьева на Семинаре по вопросам борьбы.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Улучшение правовых основ государственных закупок Агентство по государственным закупкам товаров, работ и услуг при Правительстве Республики Таджикистан.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Осуществление иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Начальник Управления.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ Тема: Предотвращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции на рынке лекарственных средств Украины.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Владимир Владимирович Гришанов председатель РЭК Свердловской области Москва, апреля 2014 г. О контрольной деятельности РЭК Свердловской области.
Статистика дел Федеральной антимонопольной службы 2002 – 2004 гг. Материалы к Коллегии ФАС России, Москва, 24 мая 2005 г.
Транксрипт:

Деятельность КСТ Японии по предотвращению картелей и сговора на торгах 1-2 сентября 2009 года Масанори Фукамачи Старший эксперт по планированию Отдела международных отношений Комиссии по справедливой торговле Японии 1

Содержание 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном законе 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах 3. Последние меры по предотвращению картелей и сговоров на торгах в Японии 4. Применение Антимонопольного закона в отношение картелей и сговора на торгах 5. Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах 2

3 Что такое Комиссия по справедливой торговле Японии (КСТ Японии) КСТ Японии является независимой административной комиссией при Кабинете Министров. КСТ Японии была учреждена в 1947 году для применения Антимонопольного закона (АМЗ), который был принят в этом же году. В структуру КСТ Японии входят 1 Председатель, 4 Комиссара и 795 сотрудников в Центральном секретариате (на 2008 год). 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном Законе

Рост численности сотрудников и бюджета в КСТ Японии 4 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном Законе

Региональные офисы КСТ Японии 5 Офис Хоккайдо (19) (Саппорро) Офис Тохоку (18) (Сендай) Офис Чубу (33) (Наго) Офис Кинки-Чугоку- Сикоку (38) (Осака) Отделение Сикококу (14) (Такаматсу) Отделение Чугоку (18) (Хиросима) Офис Кюсю (24) (Фукуока) Центральный офис (631) (Токио) 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном Законе *В скобках указано количество сотрудников

6 Сферы, регулируемые Антимонопольным законом (АМЗ) в Японии АМЗ запрещает в основном следующие виды деятельности предпринимателей: Частная монополизация Картели и сговоры на торгах Недобросовестные торговые практики (16 видов нарушения, как несправедливо низкие цены при продаже, ограничения перепродажных цен, вмешательство в сделки конкурентов) Антиконкурентные сделки по экономической концентрации Закон о субподряде Закон об устранении и предотвращении участия в сговорах на торгах. 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном Законе

7 Правовые меры в отношение нарушений АМЗ ПоведениеПравовые меры Частная монополизация (контролирующего типа) Предписание о запрещении продолжения противоправного действия Наложение штрафа Уголовное преследование Частная монополизация (исключающего типа) Предписание о запрещении продолжения противоправного действия Уголовное преследование Необоснованное ограничение торговли (картели и сговоры на торгах) Предписание о запрещении продолжения противоправного действия Наложение штрафа Уголовное преследование Недобросовестные торговые практики Предписание о запрещении продолжения противоправного действия Антиконкурентные сделки по экономической концентрации Предписание о запрещении продолжения противоправного действия Нарушение Закона о субподрядеРекомендация Нарушение Закона по премиям и претензиям Предписание о запрещении продолжения противоправного действия 1 В случае участия госчиновника в сговоре на торгах, КСТ Японии требует от руководителя соответствующего ведомства принятия более совершенных мер по недопущению участия в сговорах на торгах. 2 В отношение экономконцентрации, антиконкурентное владение акциями и совмещенный директорат могут подпадать под уголовное преследование. 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном Законе

Содержание 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном законе 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах 3. Последние меры по предотвращению картелей и сговоров на торгах в Японии 4. Применение Антимонопольного закона в отношение картелей и сговоров на торгах 5. Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах 8

9 Запрет необоснованного ограничения торговли, содержащийся в АМЗ Ст.3 Ни один предприниматель не должен осуществлять частную монополизацию или необоснованно ограничивать торговлю. Ст.2 (6) Термин «необоснованное ограничение торговли», используемый в данном Законе, означает такие действия, когда любой предприниматель посредством договора, соглашения или любого другого вида согласованных действий с другим предпринимателем взаимно ограничивают или осуществляют свою деятельность в целях установления, поддержания или повышения цен, ограничения производства, технологий, товаров, услуг или круга потребителей или поставщиков, тем самым ограничивая конкуренцию в определенной сфере торговли вопреки интересам общества. 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах

Процедура по АМЗ в отношение борьбы с картелями и сговорами на торгах 10 Введена в 2005, Скоро будут вводиться поправки* Определение КСТ Японии Общественное заявление Заявление по программе смягчения Административное расследование Обязательное расследование уголовных дел Запрет на продолжение нарушения Наложение штрафа Уголовное обвинение Уголовное наказание Слушание в суде Судебный иск Требование правительству по совершенствованию мер Введено в 2005 Верхний предел повышен в 2002, Скоро будут внесены поправки* Введено в 2002 Уровень повышен в 2005, скоро будут вводиться поправки* *Законопроект с поправками в АМЗ прошел через парламент в июне 2009, но еще не был утвержден. 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах

Содержание 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном законе 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах 3. Последние меры по предотвращению картелей и сговоров на торгах в Японии 4. Применение Антимонопольного закона в отношение картелей и сговоров на торгах 5. Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах 11

12 Последние меры по предотвращению картелей и сговоров в Японии ( 1) Улучшение процесса сбора информации Введение программы смягчения в 2005 году Внесение поправок в программу смягчения законопроектом от 2009 года (2) Усиление полномочий по проведению расследований Введение обязательного расследования уголовных дел в 2005 году (3) Ужесточение наказания Введение уголовного наказания предпринимателей в 2002 году Введение уголовного наказания частных лиц законопроектом от 2009 года Введение шкалы наложения штрафа в 2005 году Внесение поправок в систему наложения штрафов законопроектом от 2009 года (4) Другие Принятие «Закона об устранении и предотвращении участия в сговорах на торгах» в 2002 году и его изменение в 2006 году. 3. Последние меры по предотвращению картелей и сговоров на торгах в Японии

13 100%Осво-божде-ние 30%скидка 50%скидка 1-ый заявитель 2-ой заявитель 3-ий заявитель 30%скидка СейчасРаньше До 3-го заявителя КСТ Японии инициирует расследование Введение программы смягчения Программа смягчения – система, при которой участник картеля или сговора на торгах освобождается от уплаты штрафов или получает скидку при условии добровольного заявления в КСТ Японии (введено в 2005 году) До начала расследования КСТ Японии 1ый заявитель может получить полное освобождение от уголовной ответственности. (Только КСТ Японии может наложить обвинение вместе в Генпрокуратурой.) 3(1) Последние меры; улучшение процесса сбора информации

14 Последовательность действий при подаче заявления по программе смягчения 3(1) Последние меры; улучшение процесса сбора доказательств В случае подачи заявления до дня начала расследования КСТ Японии ПредпринимателиКСТ Японии Выявление незаконных действий посредством расследования самой компанией Первоначальные консультации с КСТ Японии Телефон, визит и др.Помощь при консультации Заявление по программе смягчения (по форме 1) ФаксВременное решение о порядке принятия Направление заявления (по форме 2) и материалов Почта и др.Принятие заявления и уведомление о возможности предоставления освобождения или скидок Направление дополнительной информации Почта и др.Наложение штрафа (в отношение второго и третьего заявителей) Получение освобождения или скидок *На первого заявителя, пришедшего до начала проверок на местах, а также на его сотрудников и работников, которые считаются также первым заявителем, не распространяется уголовная ответственность (за исключением случаев непредставления дополнительной информации)

15 Всего 5 (в настоящее время 3) нарушителям как до, так и после начала расследования КСТ Японии, будет разрешено подать заявление для получения освобождения или скидки по штрафу. (до 3 заявителей после даты начала расследования). A КСТ Японии До даты началарасследования) ( Во время или после даты началарасследования ) A C D E B Принятие заявления (% скидки) 1) (100%) 2) (50%) 3) (30%) 4) (30%) 5) (30%) Совместное заявление Группа лиц Расширение числа заявителей по программе смягчения Совместноезаявление При определенных условиях двум или более нарушителям из одной группы лиц будет разрешено совместно подать заявление для получения освобождения или скидки по штрафу. Всем заявителям будет присвоен один и тот же порядковый номер. Поправки в АМЗ 2009 года, касающиеся пересмотра программы смягчения 3(1) Последние меры; улучшение процесса сбора информации

16 Введение полномочий по обязательному расследованию уголовных дел 3(2) Последние меры; Усиление полномочий по проведению расследований Обязательное расследование уголовных дел было введено в 2005 году с целью усиления возможностей получения доказательств Обеспечения соответствия процедур Если обнаруживается, что дело заслуживает предъявления уголовного обвинения, то согласно ордеру проводится соответствующее расследование. Существует огромные различия между отделом по административным расследованиям и отделом по уголовным расследованиям. Суть обязательных мер При расследовании уголовного дела важно, что согласно судебному ордеру, КСТ Японии может посетить и провести обыск в любом офисе лиц, проходящих по делу. В результате визита и обыска, КСТ Японии может изъять любые необходимые предметы. Если в результате расследование необходимо вынести уголовное обвинение, то оно подается генпрокуратурой.

17 Введение уголовного наказания в отношение предпринимателей Уголовное наказание в отношение картелей и сговора на торгах Для частного лица Тюремное заключение сроком на 3 года или наложение штрафа до 5 миллионов йен Для предприни- мателя Штраф до 500 миллионов йен Максимальный штраф для предпринимателей поправками 2002 года был повышен со 100 миллилнов йен до 500 миллионов йен 3(3) Последние меры: ужесточение санкций Максимальный срок будет повышен с 3 до 5 лет после принятия законопроекта 2009 года

Введение шкалы по наложению штрафов Увеличенная шкала(например, с 6% до 10%) Злостный нарушитель: увеличение до 50% Досрочное прекращение нарушения: уменьшение до 20% Поправки 2005 года, касающиеся шкалы подсчета штрафов Уравнение для подсчета штрафов До поправок После поправок обычно Повторное нарушение Досрочное прекращени е Производство6%(3%)10% (4%)15%(6%)8%(3.2%) Розничная торговля 2%(1%)3% (1.2%)4.5% (1.8%)2.4%(1%) Оптовая продажа1%(1%)2% (1%)3% (1.5%)1.6%(.8%) Сумма штрафа Объем продаж рассматриваемых товаров во время нарушения (максимум 3 года) Шкала по подсчету штрафов =× 3(3) Последние меры; ужесточение санкций 18

19 Применимо к картелям и сговорам на торгах Шкала штрафов увеличена до 50% (например, 10% 15%) Взимается с тех, кто Изобрел незаконную схему и требовал от компаний участвовать в ней или не прекращать нарушения Постоянно устанавливал цены или распределял торговых партнеров в ответ на запросы других компаний Поправки в АМЗ 2009 года, касающиеся повышения шкалы штрафов, применяемой к лидерам 3(3) Последние меры; ужесточение санкций

20 Поправки в АМЗ от 2009 года, касающиеся увеличения срока давности по административных делам Были такие дела, когда нельзя было вынести обвинение ввиду истечения срока давности. Необходимость увеличить срок давности, применяемый к запрету на продолжение нарушения или наложению штрафа: с 3 до 5 лет. Национальный закон о налоговой процедуре Закон о торговле финансовыми продуктами Закон о сертификации бухгалтеров Конкурентное законодательство США Конкурентное законодательс тво ЕС 5 лет3 года7 лет5 лет 5 лет (максимум 10 лет) * Срок давности означает максимальный период между датой прекращения нарушения и датой предъявления обвинения. 3(3) Последние меры; ужесточение санкций

21 Закон о предотвращении и устранении участия в сговорах на торгах. В июле 2002 года был принят «Закон о предотвращении и устранении участия в сговорах на торгах», который вступил в силу в январе 2003 года. В Японии постоянно присутствует такое явление, как Kan-sei-dango (Kan=правительство, sei=создавать, dango=сговор на торгах). В АМЗ нет положений, регулирующих участие государственных чиновников в сговорах на торгах. Закон был изменен в декабре 2006 года и вступил в действие в марте 2007 года. Явление Kan-sei-dango продолжалось после вступления в силу Закона. 3(4) Последние меры; другие

22 Содержание Закона Закон применим к следующим организациям 1)Центральное правительство 2)Местное правительство 3)Корпорация, в которой свыше 50 % акций принадлежит центральному или местному правительству 4)Корпорация, учрежденная согласно отдельному закону и в которой центральное или местное правительство по закону обязаны иметь 1/3 ее акций Деятельность, указывающая на участие в сговоре на торгах. 1)Выражение намека на сговор на торгах 2)Намек, что определенная компания является предпочтительной в качестве контрагента по контракту 3)Раскрытие секретной информации о заказе 4)Оказание содействия определенной деятельности или сговору на торгах. 3(4) Последние меры; другие

23 Процедуры по требованию принятия более совершенных мер на основе Закона КСТ Японии Выявление участия сотрудника организации, разместившей заказ, в сговоре на торгах Требование по принятию более совершенных мер по предотвращению участия чиновников в сговоре на торгах Администра- тивные меры Опубликование результатов расследования и подробностей мер. Уведомление КСТ Японии * КСТ Японии выражает собственное мнение о результатах расследования и подробностях мер Проведение расследования и анализ мер Иск о возмещении ущерба Расследование на предмет ущерба Опубликование результатов расследования Требование возмещения ущерба Расследовани е причин для дисциплинарн ого взыскания Дисциплинарное взыскание согласно решению назначенца Опубликование результатов расследования Расследование причин для применения дисциплинарных взысканий Руководители государственных учреждений 3(4) Последние меры; другие

Справка по полномочиям КСТ Японии в сфере борьбы с картелями и сговорами на торгах На 2001 годСейчас После изменений Полномочия по проведению административного расследования ДадаДа Полномочия по проведению обязательных расследований при уголовных делах НетДа Программа смягченияНетДа Да (пересмотр) Запрет на продолжение незаконной деятельности Срок давности 1 год3 года5 лет Наложение штрафа Шкала(крупный производитель)6%10% Срок давности3 года 5 лет Увеличение штрафа при повторном нарушении НетДа Увеличение штрафа для лидераНет Да Уголовное наказание Для частных лиц: тюрьма : штраф 3 года 5 млн. йен 3 года 5 млн. йен 5 лет 5 млн. йен Для предпринимателей: штраф100 млн. йен500 млн. йен Demand for improvement measures to governmentНетДа Последние меры; общие положения

Содержание 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном законе 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах 3. Последние меры по предотвращению картелей и сговоров на торгах в Японии 4. Применение АМЗ в отношение картелей и сговоров на торгах 5. Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах 25

26 Политика строгих мер в отношение ценовых картелей и сговоров на торгах Принятие строгих мер в отношение картелей и сговоров на торгах является главной приоритетной задачей КСТ Японии. (Большой план конкурентной политики (издан в январе 2006 года КСТ Японии)). (1) Строгие действия в отношение ценовых картелей, сговоров на торгах и т.п. - Применять АМЗ в отношение значительных и злостных нарушений, используя полномочия по наложению увеличенных штрафов, реализуя программу смягчения и полномочия по проведению обязательных расследований при уголовных делах. При осуществлении подобных действий, избавиться от сговора и следования за лидером. В то же время полностью учесть обеспечение соответствующих процедур. - Усилить правоприменение в отношение международных картелей в условиях глобализации. …… 1. Ужесточать правоприменения Закона о конкуренции с внесенными поправками В целях активизации экономики и повышения потребительского интереса путем содействия справедливой и открытой конкуренции, в качестве важных мер по реализации конкурентной политики, КСТ Японии будет: Большой план конкурентной политики 4. Применение АМЗ в отношении картелей и сговоров на торгах.

27 Последние тенденции в принятии правовых мер на основе АМЗ В 2008 финансовом году КСТ Японии предприняла правовые меры в 17 случаях нарушения АМЗ. Из этих 17 дел, 2 дела были сговором на торгах, 9 дел – картели по установлению цен. С 2004 по 2008 финансовые года КСТ Японии предприняла правовые меры в 108 случаях (57 дел (53%) – сговор на торгах, 24 дела(22%) - картели). Количество дел по применению правовых мер Количес тво дел 4. Применение АМЗ в отношении картелей и сговоров на торгах.

28 Основные дела в 2008 финансовом году по картелям и сговору на торгах Предписание о запрещении продолжения противоправных действий и наложении штрафа за сговор на торгах в отношении электрических компаний, а также требование мэру города Саппоро по принятию более совершенных мер по недопущения участия его подчиненных в сговорах на торгах (октябрь 2008 г.). Toshiba получила 100% освобождение от штрафа, а Hitachi и Mitsubishi получили 30% скидку от суммы штрафа. Уголовное обвинение в участии производителей листов оцинкованной стали в картеле по установлению цен на данные листы (ноябрь 2008 г.). 4. Применение АМЗ в отношении картелей и сговоров на торгах.

29 Последние тенденции в наложении штрафов Общая сумма наложенных штрафов в 2008 финансовом году составила 27 млрд. йен в отношение 87 предпринимателей(рекорд) В 2008 финансовом году в отношение 2 предпринимателей по 1 делу была применена увеличенная ставка штрафа ввиду повторного нарушения. Тенденции в размерах штрафов. Unit: billion yen 4. Применение АМЗ в отношении картелей и сговоров на торгах.

30 Количество уголовных дел, возбужденных КСТ Японии, возросло после наделения КСТ полномочиями обязательного расследования в 2005 году. В настоящее время в КСТ Японии рассмотрено 6 дел по требованию от руководителей органов власти принять более совершенные меры согласно Закону об устранении и предотвращении участия в сговорах на торгах. Количество возбужденных КСТ Японии уголовных дел Уголовное преследования и принятие более совершенных мер 4. Применение АМЗ в отношении картелей и сговоров на торгах.

31 Программа смягчения В 2008 финансовом году было получено 85 заявлений по программе смягчения (всего с января 2006 по март 2009 года было получено 264 заявления). В 2008 финансовом году КСТ Японии опубликовало данные 21 предпринимателя, которые получили освобождение по программе смягчения по 8 делам (всего с января 2006 по июль 2009 были опубликованы данные 95 предпринимателей по 40 делам, получившим освобождение от ответственности). 4. Применение АМЗ в отношении картелей и сговоров на торгах.

Содержание 1. Краткие сведения о КСТ Японии и Антимонопольном законе 2. Правовые положения и процедуры в отношение картелей и сговоров на торгах 3. Последние меры по предотвращению картелей и сговоров на торгах в Японии 4. Применение Антимонопольного закона в отношение картелей и сговоров на торгах 5. Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах 32

Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах Более решительное применение измененного АМЗ и рассмотрение возможности дальнейшего ужесточения санкций Международное сотрудничество по борьбе с международными картелями (например: дело по международному картелю производителей морских труб) Дальнейшие шаги по борьбе с картелями и сговорами на торгах

34 Большое спасибо за внимание. (Все, сказанное в данной презентации, является мнением докладчика и ни в коем случае не является официальной позицией КСТ Японии)