Русская словесность Открытый урок Тема: «Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.» Преподаватель ЭПК им. Х.Б. Канукова : Бембетова Светлана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика и фразеология Особенности лексического состава языка. 10 класс.
Advertisements

Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Лексикология Слово Лексическое значение ( прямое и переносное ) Синонимы антонимы омонимы Происхождение слова ( исконно русские слова, заимствованные,
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Активный лексикон семиклассника Исследовательская работа Работу выполнил: ученик 7 класса МОУ СОШ 2 р.п. Тумботино Павловского р. Нижегородской обл. Филатов.
Проект по русскому языку 6 класс.
Лексика Синонимы (лексические, стилистические, синтаксические) Антонимы (контекстуальные) Омонимы (омоформы, омофоны, омографы) Паронимы Однокоренные слова.
НЕДЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА « Удивительный мир слов». «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение.
Роль языка в жизни людей. Русский язык.. Говори, говори, да не заговаривайся.
Валентин Распутин Рассказ «Уроки французского Урок русской словесности в 7 классе Учитель Столярова М. А.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром»
ВАЛЕНТИН РАСПУТИН « Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром» Зачетная работа ученика 11Л класса Елисеева Александра.
Урок 3. Что мы знаем о русском языке Коваленко Л.В.
1.Словарный состав языка 2.Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы 3.Исконно русские и заимствованные 4.Устойчивые сочетания слов 5.Антонимы.
Развитие речи. Анализ текста. Урок – презентация Выполнила Кирьянова Валентина КонстантиновнаКирьянова Валентина Константиновна учитель русского языка.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» города Мурома Команда «ЗОЛОТАЯ МОЛОДЁЖЬ»
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Транксрипт:

Русская словесность Открытый урок Тема: «Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.» Преподаватель ЭПК им. Х.Б. Канукова : Бембетова Светлана Санджиевна.

Тема: Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. «Язык, как корни, каждый день питает Мои дела, надежды, существо – В нем весь народ бессмертье обретает, А символ – наше «Ясное письмо». Николай Санджиев.

Вывод: Язык неоднороден, в частности, лексический состав языка. Есть общеупотребительная лексика и необщеупотребительная.

В. Г. Распутин Русский писатель и Общественный деятель. Автор произведений «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар»

Вопросы к тексту( элементы лингвистического анализа текста). Докажите, что перед нами текст (тема). Тип связи между абзацами и предложениями текста. Определите стиль текста (вспомнить функциональные стили) и докажите принадлежность к определенному вами функциональному стилю. Определите ярко выраженные языковые особенности текста данного стиля.

Лингвистические термины: Диалектизмы. Диереза. Жаргонизмы. Протеза. Профессионализмы. Термины. Эпентеза. Эпитеза.

Диалектизмы в тексте: Фонетические: крант, телехон, дивля, (диво); оне, поговорела, опеть, посередь, ищо (ш). Морфологические (словообразователь- ные): испекчи, от (вот), уборна, посередь (усеченные формы), однуе. Лексические: закуток.

Ключ: Векша – сорока. Кипун – родник. Криница – колодец. Жалица – крапива. Куржак – иней. Калитка – ватрушка. Косуля – соха.

Отрывок из произведения В.Распутина «Прощание с Матерой» А до Троицы оставалось всего-то две недели. - Зато никакой тебе заботушки, - не то успокаивая, не то насмехаясь, говорила Настасье Дарья. – Я у дочери в городе- то гостевала - дивля: тут тебе, с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хошь год на улицу не показывайся. Крант, так же от как у самовара, повернешь – вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. И в плиту дрова не подбрасывать, тоже тоже с крантом, нажмешь – жар идет. Вари, парь. Прямо куды тебе с добром! – баловство для хозяйки. А уж хлебушко не испекчи, нет, хлебушко покупной. Я с непривычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих – оне надо мной смеются, что мне чудно. А ишо чудней, что баня и уборна, как у нехристей, в одном

закутке, возле кухоньки. И баня... какая там баня, смехота одна, ребятенка грудного споласкивать. А оне ишо че-то булькаются, мокрые вылазят. От и будешь ты, Настасья, как барыня, полеживать, все на дому, все есть, руки подымать не надо. А ишо этот... телехон заимей. Он тебе: дрынь-дрынь, а ты ему: ле-ле, поговорела и опеть на боковую. - Ой, не трави ты мое сердце! – обмирала Настасья и прижимала к груди дряблые руки, закрывала глаза. – Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?! - Всех нас, девка, пересаживают, не однуе тебя. Всем тепери туды дорога. Только успевай, господь, прибирай.

« Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому- то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И. Куприн.

Уста и губы – суть их не одна, И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, Другим – глубокие тарелки! А. Марков.

Федор Абрамов Русский советский писатель, литературовед, публицист. Один из наиболее известных представителей так называемой «деревенской прозы».

Лексическая характеристика слов. Прямое или переносное значение, тип переноса; номинативное или неноминативное– оценочное; свободное или несвободное – фразеологически связанное, синтаксически ограниченное(обусловленное). Происхождение (исконно русское или заимствованное). Сферу употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное). Принадлежность к активному или пассивному составу (актуальное, устаревшее, новое). Стилистическая окрашенность (межстилевое или стилистически окрашенное).