Античная философия Т. Ю. Быстрова 2011. Источники: 1. osophy/Philosofs/

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Остапенко Ксения МОУ ИТЛ 24 6 А класс Г.Нерюнгри.
Advertisements

Мудрость по требованию: / преподавание философии иностранным студентам / Обухова Т. М
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Что такое задачи на построение?. Математика обладает чудесной особенностью, выделяющей её из других наук: если в ней потянуть за какое–то звено, то можно.
Томь-Усинский энерготранспортный техникум Интерактивная презентация для проведения контрольно-обобщающего занятия по теме «Философия Сократа, Платона и.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Автор: Барышникова Дарья 8 класс АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РИМСКУЮ. КАК ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗМЕНИЛО ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ НА МИР?
Лекция 1 Что такое мышление и зачем человеку мыслить? Автор: Шиварев Павел Васильевич учитель обществознания высшей категории МОУ гимназия 176 «Еврогимназия»
Гносеология (теория познания) это раздел философии (философская наука, философская дисциплина), в котором исследуется возможность познания человеком мира.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
СОФИЗМЫ И апории Аристотель называл софистику не действительной, а кажущейся, мнимой мудростью. Софистика произрастает на искаженном понимании подвижности.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
Тема урока: Познание. Медведева Вероника Юрьевна, учитель истории и обществознания МОУ Краснооктябрьская сош Челябинская область, Аргаяшский район.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
Транксрипт:

Античная философия Т. Ю. Быстрова 2011

Источники: 1. osophy/Philosofs/ osophy/Philosofs/ 2. %BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BDhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0 %BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD /Uch_Platona_o_Dushe/ 2002/Uch_Platona_o_Dushe/

Досократики Каковы основные вопросы, решаемые философами- досократиками? Какие ответы дают эти авторы по вопросу первоначала мира: -Анаксимандр - _______________ -Пифагор - ___________________ -Парменид - _____________________ -Гераклит - _______________________ Чем ответ Пифагора отличается от гераклитовского? (3-4 отличия в следующем кадре)

Классическая античная философия. Сократ Я знаю, что я ничего не знаю. Познай самого себя Каков мировоззренческий смысл этих высказываний? Каков гносеологический смысл этих высказываний?

Классическая античная философия. Сократ Диалектика по форме: -Ирония (восприятие софистического способа аргументации, раскрытие внутренних противоречий в суждениях оппонента); -Майевтика («родовспоможение»)

Классическая античная философия. Сократ ( до н.э.) Диалектика по содержанию: -Индукция: перебор и рассмотрение мнений, позволяющие выявить некоторые, ведущие к знанию; -Определение – истина, во имя которой спорили

Классическая античная философия. Сократ Вопросы и задания: -Расставьте шаги сократовского диалектического метода в том порядке, как они обеспечивают поиск истины; -Почему необходимо, чтобы участники беседы спорили? -Почему нужно, чтобы участников спора было несколько? -Что важнее для Сократа – общее или единичное? -Каковы критерии истинного знания для Сократа? -Почему «жизнь философа есть умирание»?

Классическая античная философия. Сократ и софисты Горгий о бытии: Поскольку бытие (сущее) либо вечно, либо возникло, либо вечно и возникло вместе, поскольку оно не существует. Ибо оно не может быть вечным – тогда оно беспредельно, будучи же беспредельным оно – нигде.

Классическая античная философия. Сократ и софисты Протагор заключил со своим учеником Еватлом договор, по которому Еватл обязан уплатить учителю гонарар, как только выиграет первый судебный процесс. Ученик не торопился в суд. Учитель пригрозил обратиться в суд с просьбой взыскать гонорар. это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Своё требование Протагор обосновал так: – Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет заплатить мне. Он либо выиграет этот свой судебный процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то решение суда будет в мою пользу, и заплатить нужно будет согласно этому решению. Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору: – Действительно, я либо выиграю судебный процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего договора.

Классическая античная философия. Сократ и софисты В чем состоит позитивный вклад софистов в развитие философии и науки? -Они – первые агностики -Софисты первыми научинают осмыслять границы понятий -Софисты доказывают относительность всякого знания -Софисты доказывают необходимость учета человеческой субъективности в научном или философском поиске -Они развивают формальную логику -Их критический настрой помогает преодолеть традиционные формы мышления -Софисты способствуют развитию бридической и правовой мысли -Они ставят вопрос о соотношении всеобщего и единичного в знании

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Учение об идеях Идея есть смысл вещи А.Ф. Лосев: идея есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет в сравнении с ними новое качество А. Ф. Лосев: идея есть та общность составляющих ее особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи Идея невещественна Идея обладает собственным и самостоятельным существованием Идеи вечны Идеи совершенны

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Свойства идейСвойства вещей

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Учение о душе Если душа, по Платону, это идея, то какие свойства души помогает раскрыть это утверждение? -Душа первична по отношению к телу -Душа отдельна от тела -Душа вечна -Душа неподвижна -Душа не развивается не совершенствуется -Душу невозможно разделить на части -Душа не индивидуальна -Душа мудра -Душа определяет свое существование (например, выбирает свою последующую жизнь) -Душа определяет поведение человека -Душа прекрасна -Еще_________________________________

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Учение о душе. Миф о конях. Пояснить выделенные слова: «Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во- первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь его противоположность и предки его иные. Неизбежно, что править нами дело тяжкое и докучное» («Федр»).

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Учение о душе. Гносеология Миф о Пещере (диалог «Государство»): B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B5 B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B5 Сократ – Главкону: Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию... посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная – глянь-ка – невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. – Это я себе представляю.

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Сократ – Главкону: – Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. – Странный ты рисуешь образ и странных узников! – Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? – Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно? – А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними? – То есть? – Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят? – Непременно так.

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Сократ – Главкону: Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх – в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь? – Конечно, он так подумает. – А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают? – Да, это так.

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) Гносеология Платона Субъект познания – Объект познания (что следует познавать) – Инструмент (средство) познания _ Способ познания -

Классическая античная философия. Платон ( до н.э.) В чем состоит забота о душе, по Платону? -Соединение с умопостигаемым миром -Преодоление невоздержанности -Аскетизм образа жизни -Занятие искусствами -Телесная дисциплина -Умственная дисциплина, логичность мышления -Отказ от опоры на мнения -Превращение интеллектуальной деятельности в основную для человека -Поиск истины внутри себя -Выполнение долга гражданина -Занятие высоких государственных постов -Этическое совершенствование -Добродетель, приобретенная воспитанием