Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Теоретические основания медиаграмотности. Медиаобразование как учебная дисциплина вуза Презентацию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теории медиаобразования. Направления исследований в области медиаобразования Исследования констатирующего характера, в которых содержатся сведения о восприятии.
Advertisements

Теории медиаобразования Теоретические основы развития медиаграмотности / медиакомпетентности аудитории А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор,
Введение в медиаобразование. Ключевые понятия Медиа Медиатекст Медиаобразование.
А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Медиаобразование» (Москва), президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики.
Медиаобразование в России
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Перспективы современного медиаобразования в документах ЮНЕСКО Презентацию подготовила к.п.н., доцент.
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В США А.В.Федоров. Написано при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект N a)
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева Таганрог
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Методика медиаобразования Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В. Челышева.
Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Медиакомпетентность и ее уровни Презентацию подготовила к.п.н., доцент И.В. Челышева Таганрог 2012.
Медиаобразование в России. Российские школы медиаобразования Научная школа Ю.Н. Усова: формирование у детей знаний и умений восприятия экранных произведений.
Использование мультимедиа для повышения эффективности внеклассной и внеучебной деятельности школьников. Свобода творчества.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Использование ИКТ в учебном процессе В.В. Протопопова.
Интеграция медиаобразования и биологии Антонова Анна Александровна заместитель директора по УВР МОУСОШ 5 города Костромы «Чтобы быть по-настоящему грамотным,
Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век Медиаобразование в развитии личности Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Международный.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовил: учитель начальных классов Полякова Н. Ю.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Транксрипт:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России Теоретические основания медиаграмотности. Медиаобразование как учебная дисциплина вуза Презентацию подготовила: к.п.н., доцент И.В, Челышева Таганрог 2012

Медиаграмотность (медиакомпетентность) умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме

Классификация умений, необходимых для медиакомпетентности личности (С.Дж. Бэрэн) 1) «способность и готовность сделать усилие, чтобы воспринимать, понять содержание медиатекста и отфильтровывать «шум»; 2) понимание и уважение силы влияния медиатекстов; 3) способность различать эмоциональную и аргументированную реакцию при восприятии, чтобы действовать соответственно;

4) развитие компетентного предположения о содержании медиатекста; 5) знание условностей жанров и способность определять их синтез; 6) способность размышлять о медиатекстах критически, независимо от того, насколько влиятельны их источники; 7) знание специфики языка различных медиа и способность понимать их воздействия, независимо от сложности медиатекстов» [Вагап, 2002, рр.57-58].

Теория - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определенной области действительности Философский энциклопедический словарь.

Теория – «набор взаимосвязанных конструкций (концепций), определений и гипотез, создающих упорядоченную картину явлений через уточнение отношений между переменными» [Бакулев, 2005, с. 31].

Теоретические медиаобразовательные подходы «инъекционный» «удовлетворения потребностей» «практический» «развития критического мышления» идеологический семиотический культурологический эстетический этический социокультурный и др.

Протекционистская» («инъекционная», «защитная», «прививочная») Ключевые цели: предохранение от вредных воздействий медиа, обучение пониманию различий между реальностью и медиатекстом; смягчение эффекта чрезмерного увлечения медиа

Педагогическая стратегия: вскрытие негативного влияния медиа на конкретных примерах, доступных для понимания конкретной аудитории Главная цель медиаобразования: смягчить негативный эффект чрезмерного увлечения медиа (в основном по отношению к несовершеннолетней аудитории). Педагоги стремятся помочь учащимся понять разницу между реальностью и медиатекстом путем вскрытия негативного влияния медиа на конкретных примерах, доступных для понимания аудитории

Сторонники С.Н.Луначарская, А.С.Строева, Е.В. Жабский и др.

Этическая теория Теоретическая база - этическая теория медиа Ключевые цели: приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения.

Педагогическая стратегия: изучение этических аспектов медиа и медиатекстов Главная цель медиаобразования: демократические ценности, гуманизм, этническая, национальная, расовая и религиозная толерантность

Сторонники О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В. Федоров, К.Бэзэлгэт, Д, Букингем, А. Силверблэт и др.

Теория развития критического мышления Теоретическая основа: теория медиа в качестве «повестки дня», где медиа представляется «четвертой властью», которая распространяет модели поведения и социальные ценности среди разнородной массы индивидуумов Ведущая цель: научить аудиторию анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества

Педагогическая стратегия: изучение влияния медиа на индивидов и общество с помощью «кодов» (условностей-символов) Главная цель медиаобразования: дать ориентир в условиях переизбытка разнообразной информации, научить грамотно воспринимать ее, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на аудиторию

Сторонники Л.С. Зазнобина, А.В. Спичкин, А.В. Федоров, А.В. Шариков, Л. Мастерман, Э. Харт, А. Силверблэт, К.Бэзэлгэт, Д. Букингеми др.

Идеологическая теория медиаобразования Теоретическая база: идеологическая теория медиа Ключевые цели: медиа способны целенаправленно манипулировать общественным мнением, в том числе в интересах того или иного социального класса, расы или нации

Педагогическая стратегия: изучение политических, социальных, национальных и экономических аспектов медиа Главная цель медиаобразования: вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации (если у власти в стране находятся силы, далекие от идеологических взглядов их оппонентов), или, наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа - самая лучшая (если власть в государстве принадлежит лидерам, исповедующим «нужную» идеологию); в этом случае усиленно критикуется медиакультура других стран

Экологическая теория медиаобразования Теоретическая база: экологические и философские концепции (В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев и др.) Ключевые цели: развитие экологии медийного восприятия как составной части медиаграмотности человека

Педагогическая стратегия: терапевтическая умеренность в просмотрах, контроль и ограничения, критический анализ медиатекстов, противодействие насилию Главная цель медиаобразования: сохранение духовно-эстетической ориентации аудитории в рамках собственной зрительской концепции

Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» Теоретическая база: теория «потребления и удовлетворения» в области медиа Ключевые цели: аудитория - независимо думающие и действующие индивидуумы, использующие медиа, чтобы удовлетворить свою потребность в информации, развлечении, самореализации, социальной принадлежности или идентичности

Педагогическая стратегия: аудитория сама может правильно выбрать и оценить медиатекст в соответствии со своими потребностями Главная цель медиаобразования: помочь аудитории извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими желаниями и склонностями

Практическая теория медиаобразования Теоретическая база: адаптированная теория «потребления и удовлетворения» в области медиа (дети интересуются медиатехникой, значит, надо удовлетворить их потребности – научить ею пользоваться) Ключевые цели: медиаобразование как «таблица умножения»

Педагогическая стратегия: изучение технического устройства медиа и формирование практических умений использования медиааппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов Главная цель медиаобразования: обучить школьников, студентов использовать медиааппаратуру

Сторонники Н.Ф. Хилько, Дж. Поттер, К.Бэзэлгэт, Д, Букингем, А. Силверблэт, Э. Харт и др.

Культурологическая теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая теория медиа Ключевые цели: медиа, скорее, предлагают, чем навязывают интерпретацию медиатекстов. Аудитория всегда находится в процессе диалога с медиатекстами

Педагогическая стратегия: развитие восприятия медиатекстов, их самостоятельного анализа Главная цель медиаобразования: помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания, мышление аудитории

Сторонники О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Г.А. Поличко, А.В. Спичкин, А.В. Шариков, А.В. Федоров, Л. Мастерман, К.Бэзэлгэт, Д, Букингем, А. Силверблэт, Э. Харт и др.

Эстетическая теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая теория Ключевые цели: изучение языка медиа и медиакультуры, авторского мира создателя художественного медиатекста, истории медиакультуры

Педагогическая стратегия: развивать способность к анализу художественных медиатекстов, их интерпретации и квалифицированной оценке Главная цель медиаобразования: помочь аудитории понять основные законы и язык медиатекстов, развивать эстетическое/художественное восприятие и вкус, способности к квалифицированному художественному анализу медиатекстов

Сторонники Л.М. Баженова, И.С. Левшина, С.Н. Пензин, Ю.М. Рабинович, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А. Ходкинсон, Ф.К. Стюарт и Дж. Натэл и др.

Семиотическая теория медиаобразования Теоретическая база: семитическая теория медиа Ключевые цели: декодирование информации, распознавание кодов и символов

Педагогическая стратегия: обучение правилам декодирования медиатекста, описания его содержания, ассоциаций, особенностей языка Главная цель медиаобразования: помочь учащимся полноценно «читать» медиатекст

Сторонники Л.С. Зазнобина, А.В. Спичкин, Н.А. Леготина, А.В. Шариков, А.В. Федоров, Л. Мастерман, К.Бэзэлгэт, Д. Букингем, А. Силверблэт, Э. Харт и др.

Социокультурная теория медиаобразования Теоретическая база: культурологическая и социологическая теории медиа Ключевые цели: осмысление социальной роли медиа

Педагогическая стратегия: изучение социокультурного аспекта медиа Главная цель медиаобразования: обучение профессионалов в каждой сфере СМК; обучение широких слоев населения языку медиа

Сторонники Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, И.С. Левшина, Ю.М. Рабинович, А.В. Федоров, А.В. Шариков, А. Ходкинсон, Ф.К. Стюарт и Дж. Натэл и др.

Теоретические платформы современных российских медиаобразовательных моделей: культурологическая (А.В. Спичкин, Ю.Н.Усов, А.В. Федоров) теория развития критического мышления (Л.С.Зазнобина, А.В. Спичкин, А.В. Федоров и др.) семиотическая (Л.С. Зазнобина, А.В. Спичкин и др.) эстетическая (Ю.Н. Усов, А.В. Федоров), социокультурная (А.В. Шариков).

Медиаобразование обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации; его следует отличать от использования медиа как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика, физика или география» [UNESCO, 1984, p.8]. является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии [UNESCO, 1999, pp ].

Направления медиаобразования: медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета – журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.; медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре; медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.); дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью телевидения, радио, DVD, Интернет; самостоятельное/непрерывное медиаобразование ( может осуществляться в течение всей жизни человека).

Развитие медиаобразования и исследования в высшей школе. Высшее образование является связующим звеном между подготовкой специалистов и исследовательской работой [Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию. Конференции ЮНЕСКО, Париж, 2007].

Медиаобразование может осуществляться в рамках междисциплинарных исследований (образования, информационных и коммуникационных наук, социологии и т.д.). Оно должно развиваться в тесном взаимодействии изучения педагогических инноваций, роли и влияния технологий в образовании и особенно дистанционного образования, так как все они основываются на граждановедении, правах человека.

Концепция медиаобразования предоставлять доступ ко всем видам медиа, являющимся потенциальным инструментарием для понимания общества и участия в демократической жизни; развивать умения критического анализа получаемых сообщений как новостных, так и развлекательных программ для развития способности быть независимыми и активными пользователями; поощрять производство, творчество и интерактивность в различных сферах медийной коммуникации [ Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию. Конференции ЮНЕСКО, Париж, 2007]

теоретические исследования необходимы, чтобы медиаобразовательные инициативы могли непрерывно следовать за технологическим или социальным развитием; анализ исследований должен быть как можно ближе к педагогической студенческой практике, с тем, чтобы лучше оценить их возможное воздействие; осуществление постоянной подготовки педагогов на основании современных достижений в области медиаобразования; изучать роль родителей и других заинтересованных лиц в медиаобразовании [ Парижская программа или 12 рекомендаций по медиаобразованию. Конференции ЮНЕСКО, Париж, 2007]..

Специализация «Медиаобразование». Цель - подготовка медиакомпетентных педагогов, способных полноценно использовать медиа в учебно- воспитательном процессе. Дисциплины: «Теория медиа и медиаобразования», «Технология медиаобразования в школе и вузе», «Социология медиакультуры», «История медиаобразования», «История медиакультуры» и т.д.

Основные принципы организации учебного процесса: вариативность, импровизация, диалогическая форма преподавания и требований к составляющим образовательного процесса. Учебные курсы включают изучение теоретического материала и практические занятия (творческие задания, разработка занятий для школьников на медиаматериале: кино- или видеоклубов, юнкоровских кружков, факультативов и др.)