Бондаренко Елена Николаевна 21 мая 2012 г., Димитровград Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Бондаренко Елена Николаевна 18 мая 2012 г., Сургут Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС.
Advertisements

Бондаренко Елена Николаевна Финансово-экономические механизмы в условиях ФГОС и бюджетной реформы - практика и перспективы внедрения.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
Переход на нормативно - подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Презентация Титиной Л. Н.
«Модернизация финансово- экономических механизмов введения ФГОС НОО» Н.М. Шадрина, Заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики.
ИПОП «Эврика», 12 ноября 2010 г., Московская область.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Эффективные механизмы и модели реализации комплексов региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений.
Финансово-экономические модели обеспечения достижения эффектов модернизации Шадрина Н.М., заместитель директора института проблем образовательной политики.
Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС Селюков Р.В., зам. директора ИПОП «Эврика» 3 апреля 2012 г. г. Хабаровск.
Анализ результатов мониторинга РКМ МРСО Р.В. Селюков, Институт проблем образовательной политики «Эврика», 29 октября 2011 г.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М., ЭКСПЕРТ, ИПОП «ЭВРИКА» ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
Электронный мониторинг модернизации общего образования в ходе всей совокупности Федеральных проектов, программ и инициатив Петряева Е.Ю., к.п.н., руководитель.
Методика расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования в системе общего образования.
Нормативное подушевое финансирование Рожков А.И., директор Центра нормативного правового обеспечения образования АПК и ППРО Краснодар, 17 июня 2007 г.
«Основные направления деятельности ФИП: новые экономические механизмы развития образования» Н.М. Шадрина эксперт ИПОП «Эврика» Н.М.Шадрина Эксперт ИПОП.
Эффективные финансово- экономические механизмы реализации самостоятельности школ Эксперт ИПОП «Эврика» Сандакова Н.Ю.
Формирование муниципального задания и финансового норматива на услуги дошкольного образования, обеспечивающие развитие вариативных форм ДОУ Иванова А.В.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Транксрипт:

Бондаренко Елена Николаевна 21 мая 2012 г., Димитровград Современные финансово-экономические механизмы реализации ФГОС

Содержание Роль финансово-экономических механизмов в образовании Особенности формирования стоимости услуги, связь с финансовым обеспечением ФГОС; Изменения в финансово-экономических механизмах в связи с введением ФГОС; Риски реализации новых финансово- экономических механизмов; Качество образовательных услуг

Зачем образованию финансово- экономические механизмы? 3 Для общества (потребителей): Обеспечить равенство стоимости образовательных услуг Понимание какие из образовательных услуг бесплатные для потребителя и ЧТО является результатом таких услуг Понимание соответствия стоимости образовательных услуг результатам и качеству образовательных услуг – принцип эффективных расходов Возможность оказывать влияние на систему образования ………..

Неравенство 4 В России фактически возникли три системы школьного образования с разными нормативами финансирования и ожиданиями: гимназии и специальные школы (примерно 20% детей) с высокими ожиданиями и конкурсом учеников «обычные» школы со слабыми кадрами и условиями, но с высокими ожиданиями маргинализирующиеся школы для «трудного» контингента (в том числе для мигрантов) и с низкими ожиданиями

Учреждения повышенного уровня Март 2012 г. 5 Динамика роста сети гимназий и лицеев в России противоположна достижениям российских школьников в PISA Результаты российских учащихся в PISA

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО: Дифференциация образовательных результатов (на примере 1 муниципалитета) В 1/3 школ не менее половины выпускников – слабые троечники по математике Подавляющее большинство хорошо сдавших математику учатся всего в 10-15% школ

Финансово-экономические механизмы в образовании 7 Нормативное (нормативно- подушевое) финансирование Бюджетный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании» Государственные (муниципальные) задания Бюджетный Кодекс РФ, Федеральный Закон 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный Закон 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Новая система оплаты трудаТрудовой Кодекс РФ, ПП РФ 583.

Проблема: Структура и содержание нормативов не соответствуют условиям реализации ФГОС: 8 1. Нет стандарта качества (регламента) оказываемой услуги в соответствии с ФГОС Риски: ! Расширение платных образовательных услуг ! Размывание принципов НПФ при нечетком определении категории детей под особые нормативы Минимизация рисков: Разработка стандарта качества оказания услуги (регламента) на основании ведомственного перечня услуг

Минимизация рисков: 9 - Разработка стандарта качества оказания услуги (регламента) на основании ведомственного перечня услуг: реализация основной общеобразовательной программы начальной ступни обучения (в соответствии с ФГОС); реализация основной общеобразовательной программы основной ступни обучения в соответствии с ФГОС; реализация основной общеобразовательной программы начальной ступни обучения (без учета ФГОС); реализация основной общеобразовательной программы старшей ступни обучения (в соответствии с ФГОС); реализация общеобразовательной программы дошкольного образования; Услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста; реализация программ дополнительного образования; организация горячего питания школьников - ?????????????; организация перевозок учащихся - ????????????; организация отдыха детей.

2. Норматив финансирования в большинстве субъектов рассчитан на основании базисного учебного плана 2004 года. 3. Нормативы на создание условий, содержания здания рассчитываются на основе фактически сложившихся расходах Риски: ! Экономическая необоснованность расходов на реализацию ФГОС (нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств); ! Невведение ФГОС; невозможность обеспечения прежде всего выполнения требований к условиям реализации ООП, а значит и требований к самим ООП ступеней, и требований к результатам образования ! Формальное нормативное финансирование услуги 10 Проблема: Структура и содержание нормативов не соответствуют условиям реализации ФГОС:

Изменение методики расчета норматива как основа для появления новых образовательных результатов Норматив сегодня (учебный план, оплата труда – 18 часов, учебные расходы, внеурочные виды деятельности как довесок к учебному плану) Норматив на реализацию ФГОС (условия достижения новых типов образовательных результатов – оплата труда всех видов деятельности, нелинейное расписание, иные учебные расходы, оплата информационного ресурса, повышение квалификации …..)

Минимизация рисков: - На основании стандарта определить структуру расходов, непосредственно связанных с реализацией услуги в соответствии с ФГОС: материальные, финансовые и кадровые потребности и источники их финансирования; - Изменение методики расчета норматива как основа для появления новых образовательных результатов - Разработка и утверждение нормативно-правовым актом субъекта РФ требований к минимальному оснащению общеобразовательных учреждений для реализации основной образовательной программы; - Размер норматива финансирования расходов, связанных с обеспечением образовательного процесса, таким образом, будет рассчитан как средневзвешенные расходы, исходя из минимальных требований к оснащенности, сложившихся цен в регионе на товары и услуги по установленному перечню.

Взаимосвязь норматива финансирования с величиной средней зарплаты по экономике региона 13

4. Нет норматива на повышение квалификации. Устаревший механизм повышения квалификации учителей Риски: ! Необеспеченность квалифицированными кадрами организации ФГОС. Минимизация рисков: Средства на повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений должны быть предусмотрены в структуре регионального норматива финансирования общеобразовательного учреждения. 14 Проблема: Структура и содержание нормативов не соответствуют условиям реализации ФГОС:

Структура стоимости образовательной услуги Нормативные затраты на оказание услуги нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги – региональный норматив Норматив на ФОТ затраты на общехозяйственные нужды – муниципальный норматив Норматив на информатизацию Норматив на повышение квалификации Норматив на учебные расходы

Проблема: Финансирование учреждения по Г(М)З не увязано с нормативами финансирования 16 Причина: Различия в стартовых условиях внедрения и реализации ФГОС в разрезе школ Риски: Разрушение принципа НПФ – разная стоимость за одинаковую услугу повышение неэффективных расходов, НСОТ малоэффективна, Отсутствие стимулирования к конкуренции между ОУ, консервация действующей системы образования, как следствие снижение качества

Проблема: Финансирование учреждения по Г(М)З не увязано с нормативами финансирования 17 Пути решения: - применение других инструментов ФЭМ - анализ действующей сети, ее реструктуризация, использование ресурсов учреждений допобразования; система аутсорсинга; формирование финансово-экономической самостоятельности учреждений, повышение менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования; – создание фонда развития, фонда качества образовательных учреждений.

Проблема: Установление взаимосвязи между финансированием и результатами образовательных услуг 18 Под качественным образованием понимается совокупность тех образовательных результатов и необходимых условий, которые обеспечивают успешную социализацию ребенка в окружающем его мире. Тогда объектами экспертизы качества предоставляемых образовательных услуг населению являются: результаты образования (образовательных услуг), предоставляемого обучающимся образовательными учреждениями различных типов и видов; условия ведения образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и вида; учебные планы и образовательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях;

Проблема: Установление взаимосвязи между финансированием и результатами образовательных услуг 19 Разработка инструментариев оценки как условий оказания образовательных услуг, так и самого качества образовательных услуг. Предлагаемые направления: - качество условий оказания образовательных услуг – это должно регулироваться условиями МЗ; - через уровень педагогических работников. Стимулирование повышения качества образования, оценка результатов должна быть заложена в положении об оплате труда; - через информацию о качестве образования в конкретном ООУ от центров оценки качества образования. Разработка изменений в Положение о формировании МЗ в части установления показателей и критериев оценки выполнения МЗ, связанных с реализацией ФГОС.

Проблема: Установление взаимосвязи системы оплаты труда и реализацией ООП в соответствии с ФГОС 20 Муниципальный уровень: Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему оплаты труда в общеобразовательных учреждениях на предмет соответствия требованиям ФГОС Разработка порядка формирования фондов оплаты труда ООУ и положение об оплате труда работников ОУ с учетом: - Всех видов деятельности учителя (урочные виды деятельности; неурочные виды деятельности с учащимися; другие виды деятельности. - Разработки критериев оценки деятельности руководителя с позиции реализации ФГОС

Школьный уровень 21 Положение об оплате труда педагогических работников. Включение в базовый оклад оплату всех видов деятельности, как аудиторных, так и неаудиторных. Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения в зависимости от детских результатов

Благодарю за внимание!