Теория институциональных изменений Институциональные изменения в сфере государственных закупок в современной России. Владимир В. Мельников ИППК НГУ -

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Становление системы муниципального заказа Советский период – Советский период – вертикально организованная, централизованная система управления, отсутствие.
Advertisements

Управление муниципальных закупок (уполномоченный орган администрации города Сочи в сфере размещения муниципального заказа )
«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
Федеральный закон 94-ФЗ и 223-ФЗ: сходство и различия Начальник юридического отдела Главного управления материальных ресурсов Челябинской области Сухова.
Законодательство, регламентирующее осуществление контроля и меры ответственности в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Свердловской.
ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ, 27 НОЯБРЯ 2013 ГОДА.
Новые возможности повышения качества закупок товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от ФЗ Струнин Е.В. Заместитель начальника.
Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской об ласти «Контрактная система в сфере закупок в соответствии с последними изменениями»
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 1.
Б.Л.Рудник, проректор НИУ ВШЭ 21 мая 2012 года, г. Москва.
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
Контроль в сфере закупок Обзор нарушений законодательства.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УЗБЕКИСТАНЕ А.Ирманов, Координатор исследований Проекта ПРООН «Реформа государственных.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Развитие федерального законодательства в сфере закупок в рамках формирования федеральной контрактной системы городской округ г. Воронеж, 2013.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ( годы)
ПЕРЕХОД НА КОНТРАКТНУЮ СИСТЕМУ. Сферы регулирования 1 94-ФЗ: Размещение Контроль 44-ФЗ (КС): Планирование Контроль Размещение Исполнение Мониторинг Аудит.
ЛЕКЦИЯ 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ЗАКУПКАМИ.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УЗБЕКИСТАНЕ М. Оллоеров начальник Отдела методологии бюджетного процесса Главного управления государственного бюджета.
Транксрипт:

Теория институциональных изменений Институциональные изменения в сфере государственных закупок в современной России. Владимир В. Мельников ИППК НГУ - НГТУ 2004

Часть 1. Постановка задачи §Государственные нужды - потребности РФ и субъектов РФ в товарах, работах и услугах, удовлетворяемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов. §Государственные закупки - форма организованного приобретения государственным заказчиком товаров, работ, услуг. Федеральные органы исполнительной власти Органы исполнительной власти субъектов РФ Государственные учреждения Государственные заказчики

Способы обеспечения потребностей в общественных товарах 1. Командная экономика (система директивного планирования). 2. Смешанная экономика (система конкурсных торгов).

1. Командная экономика пар обуви Резерв Потребность (10 000) Резерв Потребность (8 000) Подошвы (пар) Резерв Потребность 2000 м м 2 (1000 м 2 ) Кожа д/ ботинка Резерв Потребность 050 (50) Рабочие (чел) Кожа (сырьё)КислотаСтанкиРабочие Резерв Потребность (для обувной пром-ти) (200) КРС 800 (для пищепрома)

2. Смешанная экономика. Конкурсные торги - публичное открытое состязание претендентов за получение контракта на поставку товаров, работ, услуг. Принципы проведения конкурсных торгов: - открытость (гласность); - равноправие; - экономичность; - эффективность; - ответственность.

Государственные закупки Гражданский Кодекс РФ Региональное и муниципальное законодательство Законодательство по организации и проведению государственных закупок Законодательство по поддержке малого предпринимательства Бюджетный Кодекс РФ Антимонопольное законодательство КОНСТИТУЦИЯ РФ Регулирование системы конкурсных торгов Основные элементы системы.

Основные нормативно-правовые акты. Часть 2. Проектирование ( ). /Решение Пленума ЦК КПСС «Основные положения коренной перестройки управления экономикой», 1987 г./ УП «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 г.» от ПП 558 от «Об организации материально-технического обеспечения народного хозяйства России в 1992 году». Постановление ВС РФ от «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». В г.г. упразднено: система материально-технического снабжения; обязательный государственный заказ; принудительное формирование хозяйственных связей.

Сущность институциональных изменений Ситуация 1. Реализация государственного заказа в соответствии с решением Пленума ЦК КПСС в 1987 году. Предписываемое действие 1. Выдача государственного заказа предприятию вышестоящим органом; встречное обеспечение материально-техническими ресурсами и другими видами товаров; установление государством цен на продукцию и ставок налогообложения.

Сущность институциональных изменений Адресат нормы 1. Госплан СССР, Госснаб СССР. Производственные предприятия. Гарант нормы 1. Министерство внутренних дел, прокуратура. Санкции 1. - за невыполнение госзаказа предприятием вставлялся штраф - 50% от стоимости недопоставленной продукции; - санкции за неисполнение бюджетного процесса.

Сущность институциональных изменений Ситуация 2. Осуществление государственного заказа в соответствии с ПП 558 от Предписываемое действие 2. - Отмена встречных поставок; - закупки по принципу: «Заказывает тот, кто платит»; - закупка на конкурентной основе; - оплата по рыночным ценам; - равная ответственность сторон.

Сущность институциональных изменений Адресат нормы 2. - Государственные органы исполнительной власти, государственные учреждения. -Производственные и коммерческие предприятия. Гарант нормы 2. - Министерство внутренних дел, прокуратура. Санкции 2. -неустойка 50% от стоимости недопоставленной продукции + возмещение прочих убытков государства; За другие существенные нарушения ответственность не установлена.

Сущность институциональных изменений Издержки следования норме. 1). Для адресатов: 1.1). Для государственных заказчиков возросли, поскольку необходим дополнительный поиск и обработка информации. 1.2). Для предприятий резко возросли: необходим поиск контрагентов по всем видам продукции (создание отделов исследования экономической конъюнктуры); сокращение объемов производства (и занятости).

2). Для гарантов: Снизились, поскольку дополнительные издержки в связи с отсутствием ГОСТов на поставляемые товары компенсировались снижением контроля качества. 3). Для общества: Значительно возросли ввиду слабости информационной составляющей появляющихся рынков. Сущность институциональных изменений Издержки следования норме (продолжение).

Утраченные издержки. Издержки поиска и обработки информации. Получатели издержек: Новые сотрудники отделов исследования рыночной конъюнктуры; Государственные чиновники, осуществляющие закупки. Сущность институциональных изменений Издержки следования норме (продолжение).

Сущность институциональных изменений Выгоды следования норме. 1). Для адресатов: 1.1). Для государственных заказчиков: снятие ответственности за срыв встречных поставок и невозможность обеспечения закупок. 1.2). Для предприятий: отсутствие необходимости связываться с государственным заказом, который сложно выполнить.

Сущность институциональных изменений Выгоды следования норме (продолжение). 2). Для гарантов: Отсутствие необходимости в поиске ответственных по всей производственной цепи. 3). Для общества: Формирование рынка разнообразной, в т.ч. импортной продукции.

Сущность институциональных изменений Соотношение издержек и выгод. Адресаты: 1) Госзаказчики - 2) Предприятия - Гарант: + Общество: - Причина институционального изменения: Невозможность обеспечить достаточное производство общественных благ ввиду разделения СССР и распада хозяйственных связей.

Часть 2. Импортирование норм ( г.г). С конца 1994 года принимается пакет законов, которые действуют до сих пор: 60-ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд 53-ФЗ О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд 70-ФЗ О государственном материальном резерве 213-ФЗ О государственном оборонном заказе Часть 1. ГК РФ ( ) ст Часть 2. ГК РФ ( ) §4 - §5.

Активное использование средств Мирового Банка повлекло за собой необходимость проведения закупочных процедур по его правилам. По прошествии некоторого времени закупочной практики в России Мировой Банк обнаружил отдельные недостатки: 61% проектов реализуется неудовлетворительно; отсутствуют квалифицированные специалисты; отсутствуют системы контроля за документами; крайне низкий уровень участия поставщиков; неэффективность анализа конкурсных заявок. В 1995 году Россия получила средства на разработку нового законодательства по государственным закупкам. За основу был взят типовой закон ЮНСИТРАЛ от Результатом действий по разработке законодательства стал УП 305 от «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции...»

Перечень задач, решаемых государственными заказчиками.

Сущность институциональных изменений Ситуация 3. Осуществление закупок в соответствии с УП 305 и 60-ФЗ Предписываемые действия 3. Закупки по установленным правилам обязательны для всех; четкое определение финансовых источников средств размещения государственного заказа; координация действий и возможность отмены результатов закупок возложена на Министерство экономики; прописаны административные процедуры обжалования для поставщиков.

Адресат нормы 3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные предприятия (государственные заказчики); Коммерческие предприятия. Сущность институциональных изменений Гарант нормы 3. Министерство экономики (позже МЭРиТ); Министерство внутренних дел, прокуратура. Санкции 3. отмена результатов проведенного конкурса; ответственность в рамках УК.

Сущность институциональных изменений Издержки следования норме. 1). Для адресатов: 1.1). Для государственных заказчиков возросли, поскольку возникла необходимость срочного обучения сотрудников и постоянного поиска поставщиков. 1.2). Для министерства экономики возросли: вопросы согласования, разъяснения и нормативно-правового обеспечения. 1.3). Для коммерческих предприятий, участвующих в процессе размещения заказа, возросли ввиду необходимости оформления конкурсных заявок и предоставления обеспечения заявок.

Сущность институциональных изменений Издержки следования норме (продолжение). 2). Для гарантов: Возросли из-за необходимости обучения и нормативно- правового обеспечения. 3). Для общества: Возросли ввиду недополучения общественных товаров (на первом этапе).

Сущность институциональных изменений Издержки следования норме (продолжение). Утраченные издержки. Издержки поиска и обработки информации. Получатели издержек: ГУ-ВШЭ + другие центры подготовки специалистов; Сотрудники юридических лиц - организаторов конкурсов Коммерческие банки.

Сущность институциональных изменений Выгоды следования норме. 1). Для адресатов: 1.1). Для государственных заказчиков: возможность использовать нормы как средство защиты от давления. 1.2). Для коммерческих предприятий: возможность обжалования.

Сущность институциональных изменений Выгоды следования норме (продолжение). 2). Для гарантов: Четкие правила, определяющие соответствие проводимых закупок нормам 3). Для общества: большая прозрачность рынка, на котором расходуются бюджетные средства; экономия бюджетных средств.

Сущность институциональных изменений Соотношение издержек и выгод. Адресаты: 1) Госзаказчики - 2) Предприятия + Гарант: + Общество: + Причина институционального изменения: Необходимость получения регулярной иностранной финансовой помощи.

Тезисы §Принятый ФЗ «О конкурсах...» отодвинул ситуацию к началу 90-х гг. Потребовался ряд важных подзаконных актов, чтобы сгладить ситуацию на рынке. Пример: Ст.5. п.1. (97-ФЗ). Требования к участникам конкурса. Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), имеющий производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг).

Тезисы Принятие Бюджетного кодекса РФ распространило требования проведения конкурсных процедур на муниципальный уровень. Статья 72 дает определение муниципального (и государственного) заказа. Ст.301 БК РФ устанавливает санкции за несоблюдение правил при размещении госзаказа, это в частности: - блокировка соответствующих расходов; - наложение административных штрафов на руководителей гос органов и бюджетных учреждений; - уголовная ответственность; - вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Тезисы Необходимость принятия нового закона об организации торгов на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В качестве направления дальнейшего развития системы размещения государственного заказа можно назвать не покупку продукции для удовлетворения текущих потребностей в общественных товарах, а размещение государственного контракта по наиболее выгодной цене и стимулирование развития частного сектора посредством мультипликативного эффекта.

Результаты институциональных изменений. Формирование цивилизованного рынка государственного и муниципального заказа. Обеспечение механизмов эффективного расходования бюджетных средств. Рост объемов предоставляемых общественных благ. Стимулирование экономического роста. Снятие барьера для интеграции в международные торговые организации.

Приложения