Как разработать тренинг быстро и качественно Ольга Кабалик и Александр Молярук Мастерская Тренерских Технологий
Цели вебинара критически оценить принципы ускоренного дизайна и возможность применить их на практике; пересмотреть свое отношение к уже сложившейся системе знаний в области дизайна обучающих программ.
Структура вебинара 1.Традиционная модель ADDIE. 2.Принципы ускоренного дизайна. 3.Шаги ускоренного дизайна.
Разрабатывать и обучать быстрее Обучать эффективнее (т.е. обеспечивать гарантированный перенос новых компетенций в практику)
Модель ADDIE Analyze (Анализ) Design (Дизайн) Develop (Разработка) Implement (Проведение) Evaluate (Оценка)
Анализ Конкретизация организационных целей и целей учебной программы. Определение объема учебной программы. Анализ административных ресурсов программы обучения. Определение стратегий переноса новых навыков в рабочую практику. Просчет проектных рисков. Анализ ограничений, включая технологические аспекты, бюджет, время и длительность обучения. Анализ участников программы обучения. Анализ должностных инструкций. Определение и анализ начального уровня знаний и навыков, характеристик и специальных потребностей участников. Определение объема оценки требуемых знаний и навыков. Анализ рабочих задач, выполняемых потенциальными участниками обучения, и определения уровня мастерства, требуемого после обучения. Оценка затрат на дизайн программы, ее детальную разработку, проведение и оценку, а также определение требуемых видов и графика работ. Результат: Анализ Потребностей в Обучении
Эксперимент Thiagi Group Вывод 1: Чем дольше дизайн, тем дороже проект. Вывод 2: Чем дольше дизайн, тем менее эффективна программа.
RID Rapid Instructional Design
Принцип 2 Комбинируйте шаги, переставляйте их местами, при необходимости опускайте их.
Принцип 3 Не разрабатывайте содержание. Разрабатывайте виды деятельности, требующие обработки и применения содержания.
Принцип 4 Используйте все доступные вам источники информации.
Принцип 5 Стройте тренинг на реальных ситуациях. Не увлекайтесь метафорами и аналогиями.
Принцип 6 Увязывайте между собой: Обучающие цели Тест Вид деятельности (игра, упражнение и др.) Информация
А-К: позитивные утверждения Л-Я: негативные утверждения
Суть подхода сокращение и совмещение этапов разработки, импровизация, использование наработанных и доказавших свою эффективность шаблонов видов деятельности (например, изложенных в МКУТ)
Шаг 1 Проектируем оценку уровня 4
Уровни оценки по Д. Киркпатрику Уровень 1 – Реакция Уровень 2 – Научение Уровень 3 – Поведение Уровень 4 – Результаты Уровень 5 – Возврат на Инвестиции (уровень 5 не был предусмотрен в первоначальной модели автора) Вопрос о результате: Чем будут отличаться действия и результаты контрольной группы обученных участников тренинга от действий группы необученных?
Шаг 2 Проектируем финальный тест и формулируем обучающие цели Тест не равно ЕГЭ Это симуляции реальных рабочих ситуаций, привязанные к оценке 4 уровня
Пример финального теста = цели для управленческой программы: По окончании курса участники смогут, ознакомившись по очереди с тремя типичными ситуациями, описать их возможные решения и дать подробное обоснование своих решений с временной, финансовой и технологической точки зрения, согласно критериям, выработанным экспертами.
Пример финального теста для программы по торговой презентации: Тест будет считаться пройденным, если сотрудник сможет провести серию из 5 спонтанных презентаций услуг компании «типичным клиентам», в 4 случаях из 5 добиться заинтересованности клиента и уверенно ответить на все вопросы.
Пример финального теста для тренинга по управлению конфликтом: Участники принимают участие в серии из 3 ролевых игр по типичным сценариям конфликтов из их производственной практики. Тест считается пройденным, если во всех 3 случаях участник сориентируется в причине конфликтной ситуации и предпримет соответствующие, адекватные ситуации действия с рациональной позиции (позиции Взрослого).
Шаг 3 Определяем, какая информация и навыки минимально необходимы для выполнения тестового задания.
Шаг 3а Определяем, нужны ли рабочие материалы и в каком виде.
Шаг 3б Определяем, кто будет компилировать рабочие материалы: - эксперты - участники - тренер
Шаг 4 Определяем источники информации.
Шаг 5 Подбираем виды деятельности, позволяющие развить знания и навыки, необходимые для выполнения теста, и укладываем их в последовательность.
Вид деятельности подбирается в зависимости от источника информации! «Живые» источники (тренер, эксперт, участники) -интерактивная лекция -структурированный шеринг «Фиксированная информация» (тексты, книги, статьи, видео и т.п.) - текстовая игра, - матричная игра, - классификационная игра
Виды деятельности Информационные (усвоение и обработка информации) Интерактивная лекция Текстовая игра Матричная игра Классификационная игра Структурированный шеринг Экспериенциальные (применение) Взаимообучение Ситуационно-ролевая игра Командно- рефлексивная игра Симуляция И др.
Структурированный шеринг «Блиц-опрос» 1.Формируем команды. Каждой команде даем по вопросу (опыт, ожидания от тренинга, опасения и т.п.). 2.Команды планируют процедуру сбора ответов. 3.Команды интервьюируют друг друга и собирают ответы. 4.Команды анализируют собранные ответы и проводят презентации.
Структурированный шеринг «Нужна ли нам команда» Вы – гость в отеле другого города. По каким внешним (наблюдаемым) признакам вы можете сказать, что здешний коллектив – команда? Приведите примеры деятельности коллективов гостиниц (из жизни или из фильмов, литературы), где командой не пахнет. На кой вам сдалась эта команда? Какие ваши сильные стороны позволяют вам думать, что команда у вас возможна?
Ключевые мысли презентаций групп: Только будучи счастливыми внутренними клиентами, мы сможем осчастливить внешнего клиента. Эффективная команда похожа на слаженный механизм.
Результаты шеринга: Шеринг выполнил все функции вводного блока – углубленное знакомство, ожидания и т.п. Участники конкретизировали собственное представление о команде – без вливания информации извне. Участники поставили себе четкую цель на день. Стал понятен уровень участников (по качеству формулировок, глубине обобщения, поведению во время работы). Стало понятно, какую планку сложности ставить в заданиях. Поднялся уровень энергии.
Шаги ускоренного дизайна: Оценка бизнес-результата Конструирование финального теста и постановка цели Определение информации, необходимой для выполнения теста Определение источников информации Определение видов деятельности и оформление их в дизайн