Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорская основная общеобразовательная школа» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2011-2015г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Advertisements

1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Общение и презентация системы работы по формированию нравственных ценностей через ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в рамках внеурочной деятельности Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО кафедра.
1 Духовно-нравственное развитие и воспитание личности школьника. Бобылёва Елена Владимировна учитель филиала МБОУ СОШ 42 им. Л. Н. Толстого ООШ с. Астапово.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
Воспитательный компонент Федерального государственного стандарта.
Организация воспитательной деятельности в МКШ в современных условиях.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорская основная общеобразовательная школа» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Программа воспитания и социализации Программа здоровьесбере жения Программа внеурочной деятельности Программа начальной школы Программа основной школы Программа УУД Система оценивания Программа работы с одаренными детьми Программа коррекционной работы В ы п у с к н и к ш к о л ы Программа развития школы

Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Воспитание социализация Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. социализация - процесс непрерывный воспитание –дискретный (прерывный) процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. 7

социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Социализация - интеграция в определенную среду. Возможны две формы социализации:

изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетвореннос ти, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней.

Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции особенно четко проявляются, когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум индивид способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора

Дезадаптация Социализация Приспособление и обособление

Формирование социально успешной личности изучение личности ребенка (диагностика уровня воспитанности); создание социально развивающей среды, моделирование ситуаций успеха; педагогическая поддержка индивидуального развития, помощь в осознании целей, жизненных планов, эталонов, ценностей; личный пример и социальная активность педагога, определение идеала для подражания; закрепление ценностных ориентаций, идеалов и эталонов через освоение системы социальных ролей; накопление социального опыта в различных видах деятельности; организация детского соуправления и разумного занимательного досуга; закрепление успехов и достижений через демонстрацию и признание их общественно-личностной значимости.

Средства формирования социально успешной личности: изменение социальной ситуации развития обучающихся: –внедрение личностно-ориентированного и социально-ролевого подхода в воспитании и обучении; –формирование и сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых; –обеспечение педагогической и психологической поддержки обучающихся в самореализации и самоопределении; повышение социальной компетентности и социальной активности участников педагогического процесса: –организация совместной деятельности, соуправление, участие в общественно-значимых делах; –формирование и закрепление социокультурного опыта и здорового образа жизни; расширение социально-развивающего пространства: –открытость культурно-образовательной среды, создание структуры дополнительного образования; –повышение общего уровня культуры школы (профессиональной, образовательной, внешней, культуры деятельности и общения).

Технологии Личностно-ориентированного воспитания; Партнерского воспитания; Социального проектирования; Социального воспитания; Коллективного творческого воспитания И.П. Иванова; Перспективно-опережающего обучения; Критического мышления; Исследовательские технологии, в том числе с элементами ТРИЗ; Информационные технологии; Интенсификации обучения (обеспечивают бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха); Уровневой дифференциации; Здоровьесберегающие.

Виды деятельности и формы их реализации Индивидуальные и групповые поручения Формы реализации: система чередования поручений, дежурства, инициативные группы, советы дела, индивидуальная работа. Классное собрание Формы реализации: беседы, игры, экскурсии, встречи, диспуты, дискуссии, собрания, тренинги. Соревнование Формы реализации: итоги конкурсов и соревнований на основании соответствующих «Положений»; смотры, выставки; формы демонстрации: графические, игровые, балльные. Самоуправление Формы реализации: конкурсы, субботники, символика школы (флаг, вымпелы, ленты), форма для членов клубов, знаки отличия.

Участие в жизни класса и школы социально успешных значимых взрослых Формы реализации: классные часы, проектная деятельность, встречи, вечера, экскурсии. Шефство старших учащихся над младшими, волонтерская деятельность Формы реализации: возрождение вожатского движения, шефской помощи; развитие опыта организации и проведения учащимися старших классов мероприятий для младших детей (путешествие по школе, викторины, спортивные состязания); взаимодействие разных ступеней школы при проведении декад, планировании совместных мероприятий, обмене информацией; соблюдение принципов преемственности; тренинги, «телефон доверия»; социальная практика учащихся. Ведение летописи, создание музея Формы реализации: школьные СМИ (газета, журнал, альманах, радио, телевидение), размещение материалов в городской газете, проведение анкетирования, опросов, школьного мониторинга, деятельность музейных экспозиций, поисковая работа.

Основные направления деятельности школы в системе социального воспитания: –Передача (организация) социального опыта учащихся и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, и ее самоактуализации в ближайшем окружении; –Создание воспитывающей социальной среды в семье и ее ближайшем окружении, формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм; –Процессы ресоциализации и социальной реабилитации предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений и профилактики правонарушений, обеспечение социальной помощи и защиты с целью преодоления социальной дезадаптации и включение их в жизнь.

Стандарт Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить: последовательный переход обучающихся от неосознанных взаимодействий к осознанной социальной деятельности, ориентированной на созидательные результаты совершаемых поступков и социально значимых действий; целенаправленное взаимодействие детей и взрослых, условия для приобретения позитивно-рефлексивного опыта жизнедеятельности обучающихся, их самоопределения в окружающем поликультурном пространстве; формирование социальных компетенций обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, специфики деятельности в процессе развития и взросления; формирование воспитательной системы образовательного учреждения, саморазвивающейся в направлениях общественно значимых видов деятельности обучающихся.

учитель; классный руководитель; педагог дополнительного образования. Педагогические работники, осуществляющие деятельность

Стандарт второго поколения определяет компоненты социального опыта школьников: готовность к сотрудничеству; владение высшими видами игры; проявление творчества, инициативы и ответственности в реализации поставленных педагогом задач; выполнение общественно-значимых поручений; применение навыков самоорганизации и самообладания; управление проявлениями своих эмоций; проявление толерантности к окружающей действительности; стремление любить и ценить природу, быть защитником флоры и фауны; сохранение и укрепление своего здоровья; принятие ценности семьи, общества, школы, коллектива и стремление следовать им.

Социализация через: Социальное проектирование : Социальный опыт: 1. Социальные пробы. 2. Социальная практика. Социальный проект.

Составляющие социального опыта как планируемого образовательного результата

Показатели сформированности социального опыта Интегральны е параметры социального опыта Характеро ло- гические проявлени я параметро в социальног о опыта Показатели сформированности социального опыта Содержательн ый Представлен ия о главных жизненных ценностях Ориентация на главные жизненные ценности, проективность представлений о своей жизни Позиционно- оценочный Самооценка Проявление рефлексивности, характер самооценки Функциональн ый Стиль жизниСоциальная активность

Уровни социального опыта УровеньХарактеристика детей Низкий Социально пассивные учащиеся с низким уровнем общего развития и культуры. Личностная рефлексивность еще не актуализирована, критичность отсутствует, в ситуациях самооценки часто отмечен уход от ответа или «восхваление» себя. Проявляется прямая ориентация на взрослых, представления о себе как члене общества нечеткие.

Средний Обучающиеся, стабильно ориентированные на жизненные ценности и образ жизни, ожидаемые школой: хорошо учатся, много читают, занимаются в кружках и спортивных секциях. Но сфера самопознания еще выражена слабо, хотя они осознают некоторые свои недостатки и искренне стремятся их исправить. Самооценка адекватна ситуативно. Отмечается значительная зависимость самооценки и ценностных отношений от мнения и оценки взрослых (школьного учителя и родителей). Преобладает репродуктивно- исполнительская активность.

Высокий Ценностные ориентации не только проявляются в вербальной форме (отдельные суждения, высказываемые при опросе), но и прослеживаются как достаточно устойчивые предпочтения в реальном поведении. Самооценка адекватная, достаточный уровень критичности (отмечается стремление иметь свою позицию и ее отстаивать). В социальной деятельности активны и инициативны. Как признаки этого уровня социального опыта фиксируются и такие проявления обучающегося: он осознает, что конкретно ему нравится или не нравится в окружающих людях, в самом себе; он способен объяснить главные жизненные ориентиры своей будущей жизни (профессию, увлечения, семейные планы), у него в соответствии с этим уже начинают определяться познавательные интересы в учебной и досуговой деятельности.

Требовани я стандарта Филологи я Матема тика Окружающ ий мир Основы духовно - нравств. культур ы ИскусствоТехнолог ия Физиче ская культур а Предметны е опыт специфичес кой учебному предмету деятельност и; опыт преобразов ания и применения знаний Овладение орфоэпиче скими, лексически ми, грамматич ескими нормами, культурой устной и письменно й речи Использ ование математ ических знаний для описани я, объясне ния предмет ов, процесс ов и явлений Осознание целостност и окружающе го мира; понимание роли России в мировой истории; значения роли экологичес кого равновеси я Знакомс тво с основны ми нормами светской и религиоз ной морали Овладение практически ми умениями и навыками изобразите льного, вокального творчества; основами музыкально й культуры на материале искусства родного края Представ ление о созидател ьном, нравстве нном значении труда; освоение приемов ручного труда, правил техники безопасн ости Развити е основн ых физиче ских качеств: силы, быстрот ы, выносл ивости, гибкост и, координ ации, воли Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников.

Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников. Требовани я стандарта Филологи я Матем атика Окружаю щий мир Основы духовно - нравств. культур ы Искусств о Техноло гия Физи ческа я культ ура Метапред метные: универсал ьные учебные действия (познавате льные, регулятивн ые, коммуника тивные) Опыт учебных действий с языковыми единицами ; умение использов ать знания для решения познавател ьных, практическ их и коммуника тивных задач; опыт пользован ия словарями и энциклопе диями Овладе ние основа ми логиче ского и алгори тмичес кого мышле ния. Матем атическ ой речью; первон ачальн ое предст авлени е об ИКТ Овладени е способам и изучения природы и общества ; опыт поиска информа ции из различны х источнико в; опыт природоо хранной деятельн ости Опыт коммуни кативной деятельн ости с представ ителями иной культуры, нации, веры; осознани е ценности человече ской жизни Овладен ие способам и решения проблем поисковог о и творческ ого характер а; опыт разработ ки сценарие в праздник ов, ритуалов, связанны х с традиция ми страны, края. ОУ Опыт продукти вно- преобра зователь ной деятель ности; привычк а бережно го отношен ия к материа льным и духовны м ценност ям Опыт самоо ргани зации режи ма дня, физич еской нагру зки; овлад ение ценно стью здоро вого образ а жизни

Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников. Требован ия стандарта ФилологияМатематик а Окружающи й мир Основы духовно- нравств. культуры ИскусствоТехнологи я Личностн ые мотивация к обучению; ценностно - смысловы е установки; социальн ые компетент ности; нравствен ные позиции; основы гражданск ой идентично сти Представление о языковом и культурном многообразии России; осознание значимости чтения для личностного развития; опыт общения с носителями иного языка, иной культуры; культура устной и письменной речи; опыт диалоговых отношений; становление этнокультурной идентичности как основы гражданственнос ти в процессе изучения фольклора. Развитие пространст венного воображен ия; опыт измерения, расчетов и рефлексив ной оценки результато в деятельнос ти; опыт применени я математич еских знаний в преобразов ательной деятельнос ти Уважительно е отношении к стране, родному краю, семье, истории и культуре России, историческо й памяти народа; чувство гордости за свершения, открытия, победы своего народа; проявление внимания, милосердия и заботы к тем, кто нуждается в поддержке; потребность в природоохра нной деятельност и Становлени е внутренней установки поступать по совести; эмоциональ но- нравственн ая отзывчивос ть; осознание ценности человеческ ой жизни; формирова ние опыта предупрежд ения и разрешения конфликтн ых ситуаций; развитие толерантно сти, терпимости к иному Формирован ие эстетически х потребносте й, ценностей; развитие эстетически х чувств и художествен ного вкуса; развитие потребности опыта творческой деятельност и в конкретном виде искусства; бережное, отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности Развитие навыков самообслу живания, овладение технологич ескими приемами ручной обработки материало в; формирова ние этнокультур ной идентичнос ти на основе овладения приемами народного декоративн о- прикладног о искусства

Программа воспитания и социализации обучающихся

Нормативно-правовая и документальная основа

Закон «Об образовании»; ФГОС начального общего образования второго поколения (Воспитательный компонент Федерального государственного образовательного стандарта сегодня представлен проектами двух документов: 1.Первый документ – «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального образования» 2. Второй документ представлен проектом «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно- нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования»); Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.

Программа составляется с учетом: культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов: 1. «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» 2. «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу

3. «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» содержит общие задачи воспитания, которые систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников

4. «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно- деятельностный, развивающий).

5. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» 6. «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» - определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.

Общие задачи воспитания и социализации младших школьников: В области формирования личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой деятельности. формирование основ морали. формирование основ нравственного самосознания личности (совести). формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей. осознание младшим школьником ценности человеческой жизни. формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения.

В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно- историческими и этническими традициями российской семьи.

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Традиционными источниками нравственности являются: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии.; искусство и литература; природа; человечество.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Виды деятельности ребенка учебная, семейная, общественно полезная, трудовая, эстетическая, социально-коммуникативная, творческая и др. Уровни деятельности ребенка урочная, внеурочная, внешкольная, семейная, общественно полезная.

ОБУЧАЮЩИЙС Я Социум 1 ый уровень -овлвдевание нормами и правилами поведения; 2 ой уровень- развитие чувства причастности к социуму; 3 й - уровень- развитие социальной активности Досуговая деятельность 1 ый уровень- организация познавательного досуга ; 2 ой уровень- поддержание интереса к занимательному досугу; 3 й - уровень- занятость во внеурочное время. Занятия в кружках 1 ый уровень- освоение дополнительных знаний; 2 ой уровень- развитие творческих способностей, самостоятельности; 3 й - уровень- совершенствование профессионального мастерства Занятия в факультативах 1 ый уровень- открытие дополнительных знаний; 2 ой уровень- развитие познавательной активности; 3 й - уровень- интеллектуальное развитие Урок 1 ый уровень- освоение базы знаний, передача информации; 2 ой уровень- развитие репродуктивных способностей; 3 й - уровень- развитие познавательного потенциала Классный час 1 ый уровень- освоение норм и правил жизни в классе; 2 ой уровень- развитие чувства ответственности, коллективизма. Уровни 1.аксиологический 2.развивающий 3.системно- деятельностный

Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, (беседа, чтение книг, изучение предметов инвариантной и вариативной частей БУПа); ознакомление с героическими страницами истории России, (беседа, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествие по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игры гражданского и историко- патриотического содержания, изучение основных и вариативных учебных дисциплин); ознакомление с историей и культурой родного края, (беседа, сюжетно-ролевых игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, праздники, экскурсии, путешествия, изучение вариативных учебных дисциплин);

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, (беседа, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам); знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (участие в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско- юношескими организациями); участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими; получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (беседа, народные игры, организация и проведение национально- культурных праздников); участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания: получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России); получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры»); ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций (экскурсии в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально- нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах (беседа, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей); усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке (игры, опыт совместной деятельности); посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (беседа о семье, о родителях и прародителях); расширение опыта позитивного взаимодействия в семье («открытые» семейные праздники, проекты, проведения мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда (внеурочные мероприятия): знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия (сюжетно-ролевые экономические игры, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде); учатся творчески применять знания (проекты); приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время); приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: приобретение познаний о здоровье, и способах укрепления здоровья (уроки физической культуры, беседы, просмотра учебных фильмов, встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий); участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки (уроки физической культуры, спортивные секции школы и внешкольных учреждений, туристические походы, спортивные соревнования); составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания (беседы, просмотр учебных фильмов,

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов); получение первоначального опыта эмоционально- чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки); получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (экологические акции, десанты, и т.д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсии, учебные фильмы); ознакомление с эстетическими идеалами, традициями (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно- краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

обучение видеть прекрасное в окружающем мире, ( участие в просмотре учебных фильмов); обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, (участие в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного); получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности (на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования); участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно- краеведческой деятельности; получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека; участие в художественном оформлении помещений.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ через: традиционные религиозные организации, учреждения дополнительного образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Уровни результатов воспитания и социализации младших школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Период реализации в первом классе ребенок должен достичь первого уровня результатов, во втором и третьем классе второго, к четвертому классу третьего.

Результаты по направлениям воспитания и социализации младших школьников

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыт социальной и межкультурной коммуникации; начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным российским религиям; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству; ценностное и творческое отношение к учебному труду; трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально- нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России, эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Листы наблюдений тесты Контрольные вопросы Анкеты

Содержание и формы работы ОУ с неблагополучными семьями Формы работы 1. Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары – практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование и др.) 2. Индивидуальные (консультации, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятия, посещения на дому) 3. Наглядно-информационные: Информационно-ознакомительные (эпизодические посещения родителями школы, дни открытых дверей, выставки детских работ, фотовыставки…); Информационно-просветительские (информационные стенды, папки-передвижки, тематические выставки, мини-газеты).

Повышение педагогической культуры родителей принципы: – совместная педагогическая деятельность семьи и школы; – сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; – педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; – поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; – содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; – опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание, формы и методы работы с родителями 1) повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации); 2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ТрадиционныеНетрадиционные Родительские собрания Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому Родительские тренинги Дискуссии Круглые столы Устные журналы Родительские вечера Родительские чтения

Работа с родителями 1. Организация "Дня открытых дверей в школе" 2. Проведение бесед для родителей по вопросам ЗОЖ и внедрению опыта семейного воспитания по оздоровлению детей. 3. Организация выставки фотографий "Мы и наши дети". 4. Выставка книг "Для вас родители" 5. Организация внедрение семинаров с привлечением специалистов социальной службы по вопросам льгот и прав семьи. 6. Профилактическая беседа для молодых мам. 7. Проведение тематических родительскоих собрания.

Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пу ти ее преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей – друзья или враги? 10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Примерные темы родительских вечеров: 1. Первые книжки ребенка. 2. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу? 3. Друзья моего ребенка. 4. Праздники нашей семьи. 5. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. 6. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? 7. Песни, которые пели и поют наши дети.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Для учащихся - уровень достижения системы базовых ценностей общества. Для учителя - уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности: а) умение ставить цели совместной деятельности; б) умение реализовывать принципы открытости образования во взаимодействии с различными социальными партнерами. Для администрации – уровень управления системой качественных изменений: а) умение проектировать изменения; б) умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности; в) умение строить программы ресурсного обеспечения изменений.

ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. Для школы в целом - содержательная, технологическая, организационная целостность реализации целей: а) проектирование новых результатов деятельности школы; б) выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образования и социализации личности; в) обеспечение единства учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования как условия достижения целей; г) оптимизация внутренних маркетинговых и внешних социокультурных целей школы для воспитания нового человека.

Я – ПРОФЕССИОНАЛ Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда Я – СЕМЬЯНИН Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности. Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества.. Я – ВЫПУСКНИК Социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества. Я- СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом. Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Интеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением. Я - ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.

НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЬ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ правовое нравственно е Гражданско- патриотическое валеологическо е профориентационно е Семейное воспитание Формирование социально активной и законопослушной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и ненасилия, знающей и утверждающей права и своды Человека, способной к нормальному функционированию в обществе. управление Развитие структуры школы адаптивного типа Развитие системообразующей деятельности: интеграция познавательной деятельности в учебной и неучебной работе Развитие содержания образования Педагогические технологии Развитие педагогической системы Р Е З У Л Ь Т А Т Выпускник школы – человек, преобразующий себя и мир, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции, способный к самореализации здоровье Познавательная деятельность Культура личности, жизненные и нравственные позиции Знания и умения

раздатка