Уча других, мы учимся сами. (Книга мудрости ) Краеведческая деятельность как средство повышения мотивации к обучению Автор: учитель географии ТОГОУ «Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» Щербинина В.С Scherbinina W.S., 2010
Актуальность Целью любого цивилизованного общества является всесторонне гармоничное развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений. На развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Так как наши дети в основном остаются после школы по месту жительства, то определённую роль внеклассная работа играет и в профориентации школьников.
Противоречия Между возрастающим объёмом информации и неумением учащихся самостоятельно добывать знания ориентироваться в конкретной обстановке. Между ослабленным процессов запоминания и недостаточным осмыслением учебного материала. Между потребностью общества по воспитанию самодостаточной личности на основе деятельного подхода и низким уровнем познавательной деятельности обучающихся.
Цель Создать средствами кружковой работы условия для того,чтобы школьник умел себя вести в природной и социальной среде, был готов к непрерывному образованию, имел склонность к самопроявлению и самовыражению. Сформировать познавательный интерес к географии. Связать школьную географию с жизнью. Углубить и расширить содержание изучаемого предмета. Развить способности учащихся. Осуществить индивидуальный подход. Научить пользоваться источниками географической информации. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Использовать кружковую работу в профессиональной ориентации учащихся старших классов.
Гипотеза Кружковая работа позволяет повысить уровень познавательного интереса к предмету и становится средством повышения качества географических знаний и умений учащихся.
Планируемые результаты Положительная динамика качества знаний учащихся. Развитие положительной мотивации к учению. Формирование навыков исследовательской работы учащихся. Развитие социально значимых качеств учащихся, нравственной личности, адаптированной к жизнедеятельности в современном обществе. Сохранение и улучшение физического и психического здоровья учащихся. Приобретение практических навыков в исследовании и наблюдениях.
Сроки реализации Проект долгосрочный : г Объект исследования Учащиеся 5-9 классов Предмет исследования Кружковая работа
Экскурсии и наблюдения в природе Метод стимулирования Сбор материала для выполнения проекта обучающихся Проблемный подход Формы и методы Организации Учебного процесса Метод контроля
Методы исследования Теоретический. Изучение и анализ психолого – педагогической, методической, нормативных документов по проблеме исследования. Изучения педагогического опыта по использованию индивидуализации обучения и личностно ориентированного подхода в обучении. Эмпирический Проведение занятий с использованием приёмов и форм индивидуализации. Анализ результатов теоретического и экспериментального исследования. Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, определение качества знаний, уровень воспитанности.
Этапы реализации I этап- подготовительный Поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса, на приобщение к исследовательской деятельности, на организацию социальной деятельности учащихся в пределах своего родного края, на развитие географического мышления. Изучение краеведческой литературы. Диагностирование учащихся для выявления отношения учащихся к получению дополнительного образования во внеурочное время. Разработка плана работы географо – краеведческого кружка.
Отношение учащихся к географо – краеведческому кружку на начальном этапе работы По данным опроса видно, что дети были не заинтересованы в посещении кружка, 56% опрошенных не проявили желания заниматься дополнительно, во внеурочное время.
Мотивация посещения кружка Результаты исследования показали повышение процента учащихся, занятых кружковой работой.
Этапы реализации II.этап – основной Создание условий для развития познавательных интересов учащихся. Сбор краеведческого материала путём практических занятий и наблюдений. Обработка данных, полученных путём практических занятий и наблюдений. Практический выход.
Этапы реализации III.этап – заключительный Оценка эффективности выбранных мероприятий для повышения мотиваций к обучению. Анализ деятельности. Выводы. Распространение опыта работы.
Положительная динамика качества знаний учащихся Качество знаний значительно повысилось за три года.
Уровень воспитанности за три года Как результат, при повышении качества знаний и количества участников кружка, повысился и уровень воспитанности.
Доклады. Дидактический материал. Стенды. Презентации проектов обучающихся.
В итоге работы у учащиеся сформировался познавательный интерес. Углубляется и расширяется содержание изучаемого предмета, на уроках материал дополняется материалом, полученным в результате кружковой работы. В работе осуществляется индивидуальный подход к учащимся, это помогает развивать способности ребёнка. Изучая промышленность своего края, ребята знакомятся с профессиями и это помогает им выбрать профессию. При проведении наблюдений и подготовке презентаций, учащиеся самостоятельно работают с дополнительной литературой.
Отношение учащихся к географо – краеведческому кружку на конечном этапе работы
Практическая значимость проекта Материал может быть использован учителями биологии, истории, классными руководителями, воспитателями. Формируется самостоятельная и инициативная позиция обучающихся, формируется умение применять знания в практической деятельности, нацеленные на развитие познавательного интереса обучающихся. Воспитывается любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.
Информационные ресурсы Географическое краеведение География и экология Тамбовской области, - Тамбов, 2001 Научный сборник кафедр географии педагогических институтов РСФР выпуск 1. Тамбов –1976 Методика обучения географии в школе: Учеб. Пособие для студентов геог. спец. высш. пед. учеб. Заведений и учителей географии. Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; Под ред. Л.М. Панчешниковой.-М.: Просвещение; Учебная литература, Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. – гидрометиздат. Ленинград,1973 С.П. Хромов, М.А. Петросянц Метеорология и климатология.- Издательство московского университета, 1994