О Комплексе мероприятий по реформированию жилищно– коммунального хозяйства Российской Федерации Москва, май 2007 г. Яковлев Владимир Анатольевич Министр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Состояние и перспективы нормативно-правовой базы функционирования и развития организаций коммунального комплекса МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Advertisements

Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Основы местного самоуправления в РФ 1. История и законодательная основа местного самоуправления в РФ 2. Особенности местного самоуправления в Ленинградской.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Финансирование капитального ремонта: альтернативные подходы Ирина Валентиновна Генцлер Фонд «Институт экономики города» Всероссийский Форум ЖКХ, г. Москва,
Федеральный закон 185 – ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
Заседание Коллегии Министерства регионального развития Российской Федерации О Комплексе мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской.
О деятельности органов государственной власти Приволжского федерального округа по реализации программ расселения ветхого и аварийного жилья г. Чебоксары.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Гордина О.Н., Заместитель начальника департамента финансов Вологодской области Развитие ипотечного жилищного кредитования в регионах Северо – Западного.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
2007 Федеральный закон 185 – ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунальногохозяйства.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Основные направления реформы жилищно- коммунального хозяйства в России Февраль 18, 2010.
Формы взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
1 Концепция создания фондов капитального ремонта многоквартирных домов Государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального.
Обложка Формы статистического наблюдения по отрасли ЖКХКВАРТАЛЬНЫЕ 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»
Г. Калининград октября 2013 г. Реализация региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация коммунальной инфраструктуры – необходимое условие реализации национального проекта «Доступное.
О программах строительства жилья, реформирования жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из аварийных жилых помещений, капитального ремонта.
Тенденции развития рынка жилищно- коммунальных услуг Марина Сергеевна Румянцева Фонд «Институт экономики города»
Транксрипт:

О Комплексе мероприятий по реформированию жилищно– коммунального хозяйства Российской Федерации Москва, май 2007 г. Яковлев Владимир Анатольевич Министр регионального развития Российской Федерации Заседание Правительства Российской Федерации

2 Жилищно-коммунальный комплекс – один из самых больших секторов экономики Доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов Страны Численность работников более 3 млн. человек Жилищный фонд - 19 млн. зданий площадью почти 3 млрд.м 2 Потребление более 20% энергии резервов Страны

3 Основные проблемы жилищно-коммунального комплекса Сохраняются нерыночные принципы функционирования Высокий износ основных фондов - более 60 % Кредиторская и дебиторская задолженности более 300 млрд.руб. Большой объем ветхого и аварийного фонда - 93 млн. м 2 Непрозрачность формирования тарифов Большая доля нерентабельных предприятий - 58% Слабая информированность населения, в том числе о: сути реформирования ЖКХ принципах формирования тарифов преимуществах ТСЖ

4 Основные проблемы жилищно-коммунального комплекса До 500 млн.м 2 панельных домов первого поколения нуждаются в капитальном ремонте и модернизации Более 500 млн.м 2 жилых домов, в которых не производится ремонт на протяжении десятков лет Оплата компенсаций по ЖКХ услугам социально незащищенных граждан и льгот производится в натуральной форме без участия граждан Инертность всех участников по созданию ТСЖ. Нет инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей Не проведены в полном объеме инвентаризация и регистрация имущества ЖКХ, что не дает возможность оценить состояние отрасли Порядок взыскания долгов крайне усложнен

5 Создание ТСЖ требует большого количества времени I ЭТАП II ЭТАП Предвари- тельный III ЭТАП Подготовка к началу работы ТСЖ Создание ТСЖ IV ЭТАП Текущая деятель- ность ТСЖ 50 дней60 дней30 дней 4,5 месяца

6 Что сделано за время реформы ЖКХ в годах Наметился поворот от административных методов управления к рыночным; Кардинальным образом изменилась структура жилого фонда по формам собственности, доля приватизированного жилого фонда достигла 77%; Плата населения за жилищные услуги в 2005 году составила 67% от полного тарифа, в 2006 году – 82,5%; Около 16% в виде компенсаций и льгот социально незащищенным гражданам оплачиваются из бюджетов; Введен государственный стандарт по ограничению объема оплаты в зависимости от семейного совокупного дохода (22%); В целях социальной защиты внедрены механизмы предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме;

7 Введен государственный стандарт по ограничению объема оплаты в зависимости от совокупного дохода семьи - 22% Собираемость платежей населения увеличилась до 93% от предъявленных к оплате сумм Доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, снижается: 2004 г. – 13,7% 2005 г. – 12% 2006 г. – 10,2% Продолжается рост объема жилищно-коммунальных услуг: 2005 г. – 1 трлн. 200 млрд. руб г. – 1 трлн. 355 млрд. руб. Что сделано за время реформы ЖКХ в годах

8 Увеличивается доля предприятий смешанной и частной собственности: На рынке жилищно-коммунальных услуг частные компании обслуживают почти 12 млн. человек; На 40% снизилось количество нерентабельных предприятий; Увеличивается число субъектов РФ, предприятия ЖКХ в которых завершили год с положительным финансовым балансом: 2004 г. – 13 субъектов 2005 г. – 18 субъектов 2006 г. – 29 субъектов Что сделано за время реформы ЖКХ в годах 2005 г.2006 г. теплоснабжение – 57% водоснабжение – 41% жилищные услуги – 64% теплоснабжение – 57% водоснабжение – 44% жилищные услуги – 77%

9 План действий Развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний Развитие конкурентных отношений Развитие государственно-частного партнерства Совершенствование тарифной политики Совершенствование бюджетной политики Социальная защита граждан

Провести организационные мероприятия по созданию ТСЖ, информационное сопровождение, разъяснительную работу. 1. Подготовка – 4,5 месяца 2. Общие затраты – 51 тыс. руб. 3. Местные органы должны создать постоянно действующие консульта-ционные центры по правовым вопросам и оказанию бухгалтерских услуг. Ответственные местные органы власти субъекты Российской Федерации 1.2 Обеспечить бюджетную поддержку по компенсации затрат на создание ТСЖ. Ответственные муниципалитеты субъекты Российской Федерации 1.3 Решить вопросы по перечислению средств от аренды чердаков, подвалов, размещения на домах рекламы на расчетные счета ТСЖ. Ответственные местные органы власти субъекты Российской Федерации 1 Развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний 1

Организовать подготовку кадров для руководителей ТСЖ и Управляющих компаний. В 39 субъектах заключены договора с ВУЗами. Опыт Белгородской и Тюменской областей. Ответственные местные органы власти субъекты Российской Федерации 1.5 Оформить в собственность ТСЖ земельные участки, находящиеся под жилыми зданиями (не взимать в течение переходного периода плату за землю). Ответственные местные органы власти субъекты Российской Федерации 1.6 Исключить налог на прибыль со средств, собираемых на капитальный ремонт, внести изменения в Налоговый Кодекс РФ. Ответственные Минфин России Минрегион России Минэкономразвития России 1 1 Развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний

Участие в софинансировании капитального ремонта за счет собственников жилья и бюджетов всех уровней. Ответственные собственники жилья муниципалитеты субъекты Российской Федерации Минрегион России Минэкономразвития России Минфин России 1.8 Подготовить предложение по параметрам, индикаторам страхования ответственности для Управляющих компаний, участвующих в конкурсах на эксплуатацию жилых домов. Ответственные Минрегион России Минфин России 1 1 Развитие инициативы собственников жилья и создание эффективных управляющих компаний

Учесть особенности рынков жилищных и коммунальных услуг. Рынок жилищных услуг - площадка для работы малого бизнеса по договорам с ТСЖ и Управляющими компаниями. Цены на жилищные услуги не регулируются. Ответственные местные органы власти Рынок коммунальных услуг - конкуренция за право быть оператором коммунальных систем. 2.3 Продолжить работу в рамках аренды имущества с инвестиционными обязательствами и организовать исполнение Федерального Закона «О концессионных соглашениях» Ответственные местные органы власти субъекты Российской Федерации 2.4 Определить степень поддержки вновь приходящего бизнеса в ЖКХ только на конкурентной основе. Ответственные муниципалитеты 2 Развитие конкурентных отношений 2

Провести оценку имущественного комплекса (недооценен в разы). Упростить и удешевить регистрацию недвижимости и передачи её в казну. Ответственные Минэкономразвития России Минфин России субъекты Российской Федерации муниципалитеты 3.2 Акционирование и приватизация (ликвидация) убыточных МУПов и ГУПов, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Ответственные муниципалитеты субъекты Российской Федерации 3.3 Осуществить финансовое оздоровление отрасли ЖКХ. проект подготовлен, находится в Правительстве Российской Федерации. Ответственные Минрегион России Минэкономразвития России Минфин России 3 Развитие государственно-частного партнерства 3

Завершить переход к полной стоимости оплаты жилищно-коммунальных услуг. Увеличить инвестиционную составляющую тарифов с 6% до 22%. Определенную роль сыграло упорядочение процессов бюджетной и тарифной политики Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организа-ций коммунального комплекса» + 5 постановлений в развитие этого закона. 4.2 Разрешить субъектам Российской Федерации устанавливать тарифы для муниципалитетов самостоятельно, исходя из установленных ФСТ ограничений по субъекту в целом. Ответственные субъекты Российской Федерации 4.3 Обеспечить снижение текущих затрат на аварийно-восстановительные работы по инженерным системам за счет увеличения объемов ремонта и реконструкции по региональным планам. Ответственные муниципалитеты субъекты Российской Федерации 4.4 Обеспечить внедрение новых материалов, технологий по региональным и муниципальным программам. Ответственные муниципалитеты субъекты Российской Федерации 4 Совершенствование тарифной политики 4

Продолжить перевод бюджетной помощи социально незащищенным граж- данам путем предоставления субсидий на персонифицированные счета. Ответственные субъекты Российской Федерации муниципалитеты 5.2 Продолжить работу по переводу льгот из натуральной формы в денежную путем изъятия финансовых средств у естественных и локальных монополий, предприятий, осуществляющих жилищно-коммунальные услуги, на персонифицированные счета граждан. Ответственные субъекты Российской Федерации муниципалитеты 5 Совершенствование бюджетной политики Социальная защита граждан 5 1) Приоритетная задача государства – оказание помощи низкодоходным семьям путем предоставления субсидий. 2) Доля семей, которым оказывается помощь по оплате ЖКУ, снизилась с 13,7% в 2005 году до 10,2% в )24 категории льготников:29,8 млн. чел. (20,8%) в 2006 году 37,9 млн. чел. (26,4%) в 2005 году 1.Большие административные издержки 2.Перечисления идут предприятиям 3.Пример – опыт Тюмени, Татарстана, Пермского края, Тверской, Ленинградской и Ростовской обл.: - во время перечисляются средства - высокая собираемость.

17 Предложения по решению проблем в сфере ЖКХ Проблема 1 Капитальный ремонт жилого фонда (77% - приватизированные квартиры и собственные дома). Проблема 2 Ветхий и аварийный фонд (95 млн. м 2 ). Граждане в ожидании господдержки бюджетов всех уровней. Нерешение вопросов капитального ремонта тормозит процесс создания ТСЖ. Жители, проживающие в ветхом и аварийном фонде надеются только на помощь государства и субъектов. Необходимо: 1. Увеличить объем капитального ремонта за счет собственников жилья и бюджетных источников всех уровней в целях сокращения темпов старения зданий, инженерных систем. 2. Разработать нормативный акт по организации, планированию и финансированию капитального ремонта с использованием средств собственников помещений с применением раздельного учета средств по каждому дому. Средства накапливать на специальном банковском счете и использовать только по решению общего собрания собственников.

18 3. Подготовить предложения по созданию специализированного института по финансированию капитального ремонта и модернизации жилого фонда, возложив на него функции: по предоставлению банкам гарантий по кредитам для целей капитального ремонта и модернизации жилого фонда; кредитованию проектов модернизации и капитального ремонта жилого фонда; предоставлению собственникам жилья займов и ссуд. 4. Подготовить предложения, расширяющие перечень и формы возможных видов возвратности кредитов, предоставляемых объединениям собственников жилья, в том числе с использованием в качестве залога платежей будущих периодов. 5. Рассмотреть предложение в части установления льгот по налогам с доходов физических лиц в размере средств, потраченных на капитальный ремонт жилого фонда в многоквартирных домах. 6. Подготовить предложения в части социальной защиты малоимущих граждан и обеспечения их участия в капитальном ремонте. Предложения по решению проблем в сфере ЖКХ

19 7. На уровне субъектов и муниципалитетов принять программы по капитальному ремонту и модернизации жилого фонда, согласованные с действиями собственников, по созданию ТСЖ. Проблема 3 Снижение доли ветхого и аварийного жилья. Ликвидация ветхого и аварийного жилого фонда возможна при концентрации усилий всех органов власти и собственников жилья; С целью сокращения ветхого и аварийного фонда необходимо увеличивать объемы капитального ремонта; В рамках существующей программы увеличить объемы софинансирования из бюджетов всех уровней; Предложить организовать снос зданий, в первую очередь, на выгодных для строительства территориях с последующей компенсацией затрат на расселение через средства, вырученные от продажи «пятен» застройки через аукцион. Предложения по решению проблем в сфере ЖКХ

20 Предполагаемые результаты Приватизация квартир будет завершена к 2010 году Основными формами управления домами станут ТСЖ и управляющие компании Земельные участки под домами будут переданы собственникам помещений Нерентабельные предприятия ЖКХ будут приватизированы Объем просроченной кредиторской задолженности предприятий ЖКХ снизится Вступит в силу ФЗ «О финансовом оздоровлении…» Снижение аварий на системах коммунальной инфраструктуры Доля частных компаний к концу 2010 года составит 30% Будут созданы условия для участия бизнеса на рынке жилищно – коммунальных услуг через конкурентные отношения Будет завершен переход к оплате полной стоимости услуг при одновременной защите малообеспеченных граждан Будет осуществлен перевод компенсационных выплат на персонифицированные счета граждан

21 Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства согласован Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Минэкономразвития России Минфином России Минпромэнерго России Мининформсвязи России Минобрнауки России ФСТ России ФАС России Росстатом Субъектами Российской Федерации Коммунальными операторами: ООО «Евразийское водное партнерство», ОАО «Российские коммунальные системы», ОАО «РАО «ЕЭС России»