Метод тригонометрических подстановок Презентацию выполнил: Ведин Артём.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нестандартные приемы решения нестандартных уравнений и неравенств Разработала учитель математики МБОУ «СОШ 38» г.Чебоксары Карасёва Вера Васильевна.
Advertisements

Уравнения Содержание 1 Понятие уравнения и его свойства 2 Методы решения уравнений Метод разложения на множители Метод введения новой переменной Функционально-графический.
Тригонометрические уравнения. Т р и г о н о м е т р и ч е с к и е у р а в н е н и я. Работа учеников 11 «А» класса гимназии 5 Научный руководитель, учитель.
ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВА ОГРАНИЧЕННОСТИ ФУНКЦИИ. Применение свойств функций к решению уравнений и неравенств Работа посвящена одному из нестандартных методов.
Работа учителя математики Ташкирменской средней школы Лаишевского района РТ Шишковой Х. Д. 1.
1. Закрепить пути и методы решения иррациональных уравнений. 2. Познакомиться с решением иррациональных уравнений путем использования свойств соответствующих.
Методы решения уравнений, содержащих модуль Тема урока:
Содержание 1. Определение 2. Свойства модуля 3. Уравнение вида |f(x)| = a 4. Уравнение вида |f(x)| = g(x) 5. Уравнение вида |f(x)| = |g(x)| 6. Метод замены.
Тригонометрическим уравнением называется уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрических функций. Уравнения вида sin x = a; cos x = a;
Множество комплексных чисел.. Комплексным числом называется выражение вида а + bi, в котором а и b – действительные числа, а i – некоторый символ такой,
Абсолютная величина Уравнения с модулем. Определение модуля Модулем (абсолютной величиной) действительного числа х, т.е. | x|, называется само это число,
/МЕТОД МАЖОРАНТ/ ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную.
Учитель математики Учитель математики МБОУ « Тумакская СОШ » МБОУ « Тумакская СОШ » Сундутова К. М. Сундутова К. М.
МБОУ «СОШ 6», Дорофеева Лилия Ильинична Алгебра и начала анализа 10 класс Восемь способов решения одного тригонометрического уравнения.
Стехов Игорь 10 класс. Отметить на линии синусов число а. Отметить все синусы, которые больше(меньше) числа а. Выделить на единичной тригонометрической.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация к уроку Методы решения тригонометрических уравнений
Тригонометрические уравнения.. Цели проекта: систематизировать информацию по теме; преподнести её на доступном языке; создать тренажеры с самопроверкой.
Синус, косинус и тангенс углов α и -α. 0 sin cos 1 sin - ордината точки поворота cos - абсцисса точки поворота 0 (под «точкой поворота» следует понимать.
«Л ОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ » учитель : МБОУСОШ 37 г. Новокузнецк Кривошеева Любовь Валерьевна.
C1 метод мажорант. Применим для задач в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную общую точку, являющуюся.
Транксрипт:

Метод тригонометрических подстановок Презентацию выполнил: Ведин Артём

Тригонометрическая подстановка используется в тех случаях, когда область определения исходного уравнения совпадает с областью значения тригонометрической функции или включается в эту область. Выбор той или иной функции при этом зависит от вида уравнения, неравенства, их систем или алгебраического выражения, которое требуется упростить.

Если из условия задачи следует, что допустимые значения переменной определяются неравенством |x|1, то удобны замены x=cos или x=sin. В первом случае достаточно рассмотреть [- /2; /2], так как на этом промежутке непрерывная функция y=sin x возрастает, поэтому каждое свое значение принимает ровно в одной точке.

Непрерывная функция y=cos x убывает на промежутке [0; ], поэтому также каждое свое значение принимает ровно в одной точке. Вот почему в случае замены x=cos, достаточно взять [0; ].

В случаях, когда переменная может принимать любые действительные значения, используются замены x=tg, ( /2; /2) или x=ctg, (0; ), так как область значения функции y=tg x и y=ctg x на соответствующих промежутках есть множество всех действительных чисел.

Когда выражение зависит от двух переменных x и y, целесообразно положить x=r sin, y=r cos, где r R, r 0. Такая замена законна. Действительно, для любых x и y существует такое r 0, что x 2 +y 2 =r 2. При r 0 имеем

А числа, сумма квадратов которых равна единице, по модулю не превосходят единицы и их можно рассматривать как синус и косинус некоторого угла. Геометрический смысл такой замены состоит в следующем: для каждой точки (x;y) определяется расстояние r до начала координат и угол наклона вектора (x;y) к положительному направлению оси абсцисс.

Теперь решим несколько примеров

Пример 1. Решить уравнение Конечно, данный пример можно разрешить, возведя в квадрат, не забыв про условие. Но тогда получится уравнение шестой степени, которое решается не совсем просто. Решение задач Пример 1

Легче сделать так: Пусть x=cos, [0; ], тогда Решение задач Пример 1 Лишь три корня удовлетворяют условию 0 :

Решение задач Пример 1

Пример 2. Решить уравнение Перепишем пример в таком виде: Решение задач Пример 2Пример 1

Пример 2 С учетом замены уравнение принимает такой вид:

Решение задач Пример 2 Используем формулу разности синусов:

Решение задач Пример 2 Учитывая, что [0; ], получаем

Пример 3. Решить уравнение Поделим все члены уравнения на 2. Уравнение примет вид Решение задач Пример 3Пример 2

Докажем, что все корни данного уравнения по модулю не превосходят единицы. Пусть |x|>1, тогда |4x 2 3|>1, |x(4x 2 3)|>1. Получили, что при |x|>1 левая часть уравнения по модулю больше единицы, а правая – меньше единицы, что невозможно. Решение задач Пример 3

Положим x=cos, [0; ]. Уравнение примет вид Решение задач Пример 3

Условию [0; ] удовлетворяют три значения Решение задач Пример 3

Поскольку кубическое уравнение не может иметь больше трех различных корней, то мы нашли все решения. Решение задач Пример 3

Пример 4. Решить уравнение Пусть x=t+1, тогда уравнение перепишется в виде Решение задач Пример 4 Введем замену Пример 3

Это уравнение мы уже решали. Его корни Пример 4 Два последних значения меньше нуля, поэтому нам подходит только

Перейдем к переменной t, а затем к переменной x Решение задач Пример 4

Пример 5. При каких а неравенство имеет решение. x=y=0 не является решением неравенства, поэтому поделим обе части неравенства на x 2 +y 2. Решение задач Пример 5 Неравенство имеет решение при а большем наименьшего значения выражения Пример 4

Положим x=r cos, y=r sin, [0; ], тогда Решение задач Пример 5

Оценим выражение Решение задач Пример 5 Наименьшее значение выражения равно 4,5. Значит, при a> 4,5 неравенство имеет решение. Ответ: a> 4,5

Презентация окончена Спасибо за внимание. Решение задач Пример 5