Эффективное регулирование на конкурентных энергетических рынках обеспечивает доступность энергии Сергей Геннадьевич Новиков Руководитель ФСТ России IV.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Advertisements

1 Торговля электроэнергией нуждается в лучшем регулировании ! Йоханнес Киндлер, Вице-президент Федерального Сетевого Агентства IV Всемирный Форум по регулированию.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Роль регуляторов в интеграции нерыночных экологических целей в энергетические рынки Финн Дэйлбаек, Заместитель директора, Датского Управления Энергетических.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ.
Г. Москва октябрь 2012 Федеральная служба по тарифам К рассмотрению вопроса: «О методике по установлению сбытовой надбавки энергосбытовым компаниям – гарантирующим.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
1 г. Екатеринбург июнь 2011 год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Павлова Т. М. Федеральная служба по тарифам «Ценовой калькулятор.
Развитие оптового рынка электроэнергии (мощности).
О функционировании и развитии рынков электроэнергии и мощности ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТАРИФАМ посвященное итогам работы органов.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
World Forum on Energy Regulation IV Athens, Greece October , 2009 Каким образом конкурентные рынки могут способствовать надежности энергоснабжения?
Анализ статистических данных за период с 2007 по первое полугодие 2013 года. ФАС России создана система мониторинга, выявление и пресечение манипулирования.
Титульный лист Покупка на оптовом рынке, формирование цен трансляции на розницу Заместитель Генерального директора ОАО «Смоленскэнергосбыт» А.В. Школьников.
МИНПРОМЭНЕРГО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЭНЕРГЕТИКЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ПОДСЕВАЛОВ Александр Борисович Заместитель руководителя.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Транксрипт:

Эффективное регулирование на конкурентных энергетических рынках обеспечивает доступность энергии Сергей Геннадьевич Новиков Руководитель ФСТ России IV Всемирный Форум по регулированию энергетики Афины, Греция 18 – 21 октября 2009 года

Глобальная Энергетическая Повестка Дня Находясь в основании энергетической безопасности, конкурентоспособность и доступность энергии влияют на глобальную энергетическую повестку дня: Растущий спрос на энергию (по различным оценкам рост к 2030г. составит от 45% (по прогнозу Международного энергетического агентства) до 60% (по прогнозу Toshiba Group) Растущие требования к эффективности производства и потребления энергии и к экологической ответственности Диверсификация поставщиков и потребителей энергии Прозрачность и предсказуемость энергетических рынков, включая регуляторные рамки Новый баланс между «невидимой рукой рынка» и регулированием (согласно опросу PWС «Utilities global survey 2009, регулирование будет играть все более возрастающую роль в ближайшие 10 лет) Сергей Геннадьевич Новиков – IV Всемирный Форум по регулированию энергетики – Афины, Греция – октября 2009 года 2

Мировая Энергетическая Система находится на перепутье. (МЭА Всемирный Энергетический Обзор 2008) На основе Всемирного энергетического Обзора МЭА за 2008 год, и обзора ЦСР Северо-запад (Санкт- Петербург) Вызовы Существующие генерирующие мощности не готовы обеспечить растущий (в горизонте до 2030г.) спрос на энергию Исчерпание легкоизвлекаемых запасов нефти и газа Ограничения на массовое использование угля для генерации энергии Изменение климата Необходимый объем инвестиций в энергетику к 2030г. для удовлетворения растущего спроса составят $13,6 триллионов. Усилия «Ядерный ренессанс» (в соответствии с прогнозом МIT мощности ядерной генерации должны вырасти с действующих 360ГВт до 1000ГВт к 2050) Внедрение программ энергоэффективности (Энергетическая стратегия РФ до 2030г. предусматривает существенный эффект от реализации программ энергоэффективности) Развитие возобновляемой и «чистой» энергии CCS технологии Умные сети и умные счетчики Развитие распределенной генерации 3

Ценовые зоны: 1 – Европейская часть ЕЭС России и Урала; 2 – Зона Сибири. Конкурентная торговля проводится отдельно в каждой ценовой зоне. Неценовые зоны: Дальний Восток, Республика Коми, Архангельская область, Калининградская область, энергосистемы которых имеют ограниченные зоны перетока с ЕЭС России. Регулирование в неценовых зонах сохраняется полностью Установленная мощность 152,8 ГВт Потребление 100,3 ГВт-ч Установленная мощность 48,0 ГВт Потребление 27,7 ГВт-ч Установленная мощность 4,7 ГВт Потребление 2,9 ГВт-ч Установленная мощность 13,9 ГВт Потребление 7,2 ГВт-ч Опыт России Органы регулирования рынков энергии Федеральный уровеньРегиональный уровень Саморегулируемые организации Министерство энергетики – определяет энергетическую политику и разрабатывает рыночные правила для Правительства 83 независимых Региональных органа регулирования– тарифы для распределяющих компаний, тарифы на розничную продажу (после 2011 года – исключительно для населения и уязвимых потребителей) НП «Совет рынка» – Организация эффективной системы торговли на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности. Деятельность НП «СР» в целом управляется Наблюдательным советом – коллегиальным органом управления, состоящим из 4-х палат. Федеральная антимонопольная служба – антимонопольный контроль рынка Федеральная служба по тарифам - методология, тарифы, надзор за деятельностью Региональных органов регулирования и участников рынка, досудебное урегулирование, рассмотрение разногласий 4

Саморегулирование и процедуры принятие решений Деятельность НП «Совет Рынка» в целом управляется Наблюдательным советом – коллегиальным органом управления. Структура которого определена Федеральным законом от ФЗ НП «Совет рынка» Наблюдательный совет Палата производителей 4 Инфраструктурная палата (НП, АТС,ФСК, СО) * Палата представителей государства 8 Палата потребителей 4 Решение вынесенные на Наблюдательный совет считаются одобренным если: Большинство членов совета проголосовали «за»; Ни одна из палат совета единогласно не проголосовала «против» Проводятся предварительные дискуссии и комиссии в рамках Совета рынка Только уполномоченный представитель палаты представителей Государства имеет право налагать вето на решения Наблюдательного совета Вопрос, решение по которому не принято из-за голосования одной из палат «против», может быть вынесен на рассмотрение еще раз на общем голосовании. * НП – Некоммерческое Партнерство «Совет рынка», АТС – ОАО «Администратор торговой системы», ФСК – ОАО «Федеральная сетевая компания», СО- ОАО «Сетевой оператор ЕЭС» 5

Вклад регуляторов в ценовую доступность энергии (розничный рынок) Для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт возможна рассрочка платы за технологическое присоединение на срок до 3 лет с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера платы без выплаты процентов. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт для всех потребителей установлена в размере 18 долларов США. Выпадающие расходы сетевых организаций включаются в тариф на услуги по передаче электрической энергии Выпадающие доходы сетевых организаций от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой учитываются в тарифах на услуги по передаче электрической энергии. 6 Сергей Геннадьевич Новиков – IV Всемирный Форум по регулированию энергетики – Афины, Греция – октября 2009 года

Не существует абсолютно изолированных систем Авария на СШГЭС – одновременное выбытие 6400 МВ мощности 7 Цена рынка на сутки вперёд долларов США/МВт-ч Сергей Геннадьевич Новиков – IV Всемирный Форум по регулированию энергетики – Афины, Греция – октября 2009 года Экономическая реакция Деятельность федеральных органов направлена на предотвращение резких ценовых колебаний: Постановление Правительства: постоянный ценовой мониторинг механизм сглаживания цен (в т.ч. автоматический) при нормальных условиях введение регулирования цен : – при временном дефиците мощностей, – при отсутствии конкуренции между поставщиками из-за технологических причин, – при возникновении чрезвычайных ситуаций в электроэнергетике. Если меры недостаточны - прямое ценовое регулирование на срок не более 30 дней (установление предельных параметров ценовых заявок и расчет равновесных цен без формирования маржинальной цены). Межгосударственная реакция: Совместная синхронная работа системных операторов России и Казахстана позволила обеспечить поставки энергии российским потребителям в первые часы после аварии. Та же неделя год назад Та же неделя в прошлом году Прошлая неделяСлучайная неделя (14-23 авг)

Полученный опыт 1.Оказалось, что правила Рынка, система управления, структура, конструкция и инструменты регулирования энергетического рынка должны быть настолько универсальными, широкими и гибкими, чтобы быть применимыми в любой ситуации. Это включает в себя: -надлежащее функционирование конкурентного рынка -дефицит мощности на рынке (механизмы мониторинга, контроля и возможности сглаживания неустойчивости рынка) -чрезвычайные ситуации (возможность введения прямого регулирования цен) 2.Взаимозависимость придаёт дополнительный вес сотрудничеству, как эффективному варианту преодоления чрезвычайных ситуаций (положительная роль Казахстана); взаимная поддержка/солидарность требует общепризнанных и совместных инструментов эффективного трансграничного регулирования 3.Современные, более сложные энергетические рынки и их взаимосвязь нуждаются в общих подходах к эффективному всеобщему регулированию. Цель расширения сотрудничества регуляторов энергетики – внести свой вклад в развитие глобальной доступности энергии. 8 Сергей Геннадьевич Новиков – IV Всемирный Форум по регулированию энергетики – Афины, Греция – октября 2009 года

Действующая Правовая Основа для Международного Сотрудничества в области Энергетики Неважно насколько различен энергетический мир, для эффективного функционирования на устойчивой основе ему необходима настолько универсальная правовая основа отвечающая интересам как минимум критического большинства его участников – производящих, передающих и стран-потребителей, насколько это возможно политически. Наиболее амбициозной попыткой достижения этой цели явилась организованная 18 лет назад Европейская Энергетическая Хартия и её юридически обязательные документы. Однако 30 июля 2009 года Российским Правительством было принято официальное решение о том, что Россия не намерена становиться Членом в связи с официальными учредительными документами. Это решение явилось результатом многочисленных нарушений допущенных в учредительных документах и неудачной попытки позиционирования учредительных документов в качестве международной, всеобъемлющей, сбалансированной, работоспособной и гибкой системы. Неспособность учредительных документов предотвратить или урегулировать серьёзный, хотя и недолгий газовый кризис на Украине только укрепила это решение. Практически это означает, что Россия присоединилась к кругу важных участников мирового сектора энергетики, которые предпочли не участвовать в режиме учредительных документов, в том числе не ратифицируя их как обязательные документы. В список входят Алжир, Беларусь, Канада, Китай, Египет, Индия, Иран, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты и Венесуэла. Всё это объяснимо, но не приближает нас к цели создания эффективной правовой структуры для международного сотрудничества в области энергетики. Между тем эта цель становиться всё более и более сложной и неотложной и отражает новые взаимосвязанные задачи. Изменение климата и новые аспекты экономической взаимозависимости отчётливо просматриваются в данном контексте. На G8 особое внимание уделялось глобальной энергетической безопасности в последние годы. Суть данного подхода была согласована на встрече G8 в Санкт-Петербурге и она доказала свою актуальность и жизнеспособность. С этого момента на встречах в Хайлигендамме, Тояко и Аквиле развивалась тема энергетики G8, темы участников и документов для достижения общих целей. Сергей Геннадьевич Новиков – IV Всемирный Форум по регулированию энергетики – Афины, Греция – октября 2009 года 9

10 Новый мировой энергетический порядок? Сергей Геннадьевич Новиков – IV Всемирный Форум по регулированию энергетики – Афины, Греция – октября 2009 года В то время, когда Италия возглавляла G8, всё было новаторски основано на опыте и представляло для широкого обсуждения видение расцветающей мировой энергии. Мы видим новые возможности для увеличения вклада Регуляторов Энергетики в создание Нового Мирового Управления в области энергетики. На Круглом столе Регуляторов Энергетики G8+ в мае 2009 года в Риме было принято единогласное решение идти навстречу официальному сотрудничеству между национальными регуляторами энергетики и их ассоциациями. Мы будем признательны, если Канада в качестве следующей, возглавляющей G8 страны организует второй Круглый стол Регуляторов Энергетики G8+. Мы считаем, что в зависимости от вопросов и масштабов, другие форматы регулятивного сотрудничества, как например G8, G8+ или G20 могут быть очень эффективными и способствовать достижению общих целей. Мы также рассматриваем идею создания Международной Конфедерации Регуляторов Энергетики, что будет являться важным шагом в данном направлении. Поскольку создание подобной конфедерации является долгосрочной инициативой, оно должно быть утверждено руководящими органами потенциальных членов Международной Конфедерации Регуляторов Энергетики на основе соответствующих установленных процедур. В апреле 2009 года Президент Д. Медведев продемонстрировал Российский Концептуальный Подход к Новой Правовой Основе Международного Энергетического Сотрудничества. Его цели и принципы основаны на опыте и уроках прошлого и направлены на усовершенствование существующих неэффективных многосторонних механизмов дабы обеспечить долговременное, адекватное, устойчивое и экологически соответствующее энергоснабжение. Интенсивные консультации по данной инициативе ведутся как на национальном, так и на международном уровнях. Независимо от того, каким будет новый мировой энергетический порядок, эффективное и справедливое сотрудничество регуляторов энергетики должно быть его неотъемлемой

Спасибо за внимание!