Роль тренеров и преподавателей в развитии МФО: Структура развития организационной и управленческой компетенции Российская Конференция по Микрофинансированию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Тренинговый Центр ИУО РАО Тренинговый центр Института управления образованием РАО Учебный курс «Проектирование национальных и территориальных.
Автор: Александр ТКАЧ директор Центра развития негосударственного пенсионного обеспечения Международного института бизнеса Негосударственное пенсионное.
Консультативная встреча Всемирного банка и России по обсуждению образовательной стратегии Всемирного банка до 2020 года 13 мая 2010 года Тренинговый центр.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Конференция РМЦ/НАУМИР Микрофинансирование в России на пороге перемен: уроки кризиса и новые возможности Ноябрь 2010 г. G20 и всеохватывающая финансовая.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Применение в корпоративном строительстве и управлении Система Сбалансированных Показателей.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Общественное обсуждение хода и результатов реализации комплексного проекта модернизации образования по направлению 6: повышение квалификации Основные подходы,
1 Элементы эффективного BPM информация, технологии и люди Сергей Анохин Вице-президент, начальник управления финансовой и аналитической отчетности ВТБ.
Российский Микрофинансовый Центр Результаты первого этапа проекта «Построение комплексной системы микрофинансирования в Красноярском крае, включая развитие.
Система Сбалансированных Показателей как инструмент стратегического и оперативного управления в организациях культурного сектора Открытый семинар.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Транксрипт:

Роль тренеров и преподавателей в развитии МФО: Структура развития организационной и управленческой компетенции Российская Конференция по Микрофинансированию Ноябрь 2007 Лесли Баркус, Президент

В этой сессии мы рассмотрим 1) Роль MFMI в развитии МФО и наращивании потенциала на глобальном уровне 2) Спрос со стороны МФО на услуги по наращиванию потенциала 3) Предложение со стороны поставщиков услуг по наращиванию потенциала

Институт менеджмента в микрофинансировании (MFMI) Основан Консультационной группой помощи социально незащищенным слоям населения (CGAP) и Институтом Открытого Общества (OSI)

Концепция MFMI Доступные качественные услуги по наращиванию потенциала Глобальная сеть поставщиков услуг по наращиванию потенциала Способствовать повышению квалификации, развитию сетей и обмену опытом Предложить

MFMI: Глобальная Сеть, включающая 43 поставщика услуг по наращиванию потенциала в 24 странах МФ Нацио- нальные Сети Высшие образова- тельные учреждения Тренинговые (образова- тельные) учреждения Всего АФРИКА АЗИЯ ЦВЕ/СНГ 1102 Латин.Ам Ближний Восток 0101

MFMI в настоящее время MFMI в перспективе Russia

Желание объединить и сотрудничать с тренерами и преподавателями в 48 целевых странах 32 Основные (нас. 25M+) Африка 9: Эфиопия, Берег Слоновой кости, Кения, Нигерия, Танзания, Уганда, Ю. Африка, Судан Азия 9: Бангладеш, Китай, Индия, Индонезия, Непал, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Вьетнам ЦВЕ/СНГ 4: Польша, Россия, Украина, Узбекистан Лат. Америка 5 : Бразилия, Колумбия, Коста-Рика (регион.), Мексика, Перу, Венесуэла Бл.Восток и Сев.Африка 5 : Египет, Иордан (регион.), Марокко, С.Арабия, Турция 16 Партнеры (нас. 10M+) Африка 9: Камерун, Гана, Мадагаскар, Мали, Малави, Мозамбик, Нигер, Сенегал, Замбия Азия 2 : Камбоджа, Шри-Ланка ЦВЕ/СНГ 2 : Казахстан, Румыния Лат. Америка 2 : Эквадор, Guatemala Бл.Восток и Сев.Африка 1 : Йемен Примечание: подчеркнутые страны = присутствие MFMI

Основатели MFMI Глобальный ресурсный центр в области микрофинансирования Глобальные сети для поддержки законодательства, систем образования, здравоохранения и независимых СМИ

Продукты и услуги MFMI Консультативные и по развитию навыков (повышению квалификации) для тренеров и преподавателей: анализ, проектирование, развитие, реализация и оценка программ и курсов Создание (развитие) сетей и обмен в рамках глобальной сети Управление знаниями: разработка материалов и формирование базы данных; разработка информации о конъюнктуре рынка и распространение в секторе, содействующему наращиванию потенциала Курс CGAP для спонсоров микрофинансового сектора

Ключевые направляющие MFMI Растущее число тренинговых и образовательных учреждений, заинтересованных в секторе МФ в развивающихся странах но все же их мало по причине отсутствия поддержки в развитии их знаний, квалификаций и навыков и обмене опытом Смещение поддерживающей роли среди доноров с вводом коммерческого капитала Необходимость заполнить пробел отсутствия знаний и информации о рынке тренинговых и образовательных программ кто делает что и где и насколько хорошо они это делают?

МФОПрактики Более активные МФО Широкий диапазон управляемых финансовых продуктов/ услуг для социально незащищенных слоев населения Усиление инфраструктуры наращивания потенциала (MFMI Глобальная сеть) Финансовые вложения/Доступ Максимальное влияние на клиента Стратегический фокус MFMI КОНТЕКСТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ФОКУСА MFMI

Работа MFMI МФ Практики МФ инкубаторы Обучение руководства Секторные конференции Обучающие материалы Глобальный Фонд развития СТУДЕНТЫ Академические программы Стажировки / проекты Центр трудоустройства для студентов Высшие образовательные и тренинговые учреждения Образцовые центры Разработка программ и курсов Преподаватели и тренеры Развивать знания и навыки по наращиванию потенциала для МФ Гранты на развитие и исследования Обмен Усиление поставщиков услуг по наращиванию потенциала Управление знаниями Консультационные услуги и развитие сетей Донорское образование (курс CGAP ) MFMI

Почему стратегия MFMI имеет позитивную ценность? – Развитие сетей и сотрудничество Обеспечивает Provides cross-country, regional and international perspective Сокращает повторение в разработке материалов Быстро отслеживает процесс обмена информацией и процесс обучения – Нацеленность (фокусирование) на развивающиеся страны и появляющиеся рынки Увеличивает доступность тренинговых и образовательных услуг в МФ Контекстуализирует обучение и обеспечивает более надежную и устойчивую базу для обучения Расширяет курсы и программы для практиков Предоставляет тренинги и обучение в той сфере, где Puts training and education in the field where microfinance is prevalent – Развитие навыков для тренеров и преподавателей Усиливает способность поставщиков реагировать на изменяющиеся потребности МФО и их рынков Вносит свой вклад, чтобы сделать курсы более релевантными и подходящими для разных аудиторий Фокусируется на длительном устойчивом процессе анализа, проектирования, разработки, реализации и оценки, а не просто предоставляет статичную базу материалов и программ – Сбор сведений о рынке ( попытках и достижениях в сфере оказания услуг по наращиванию потенциала / предлагаемых инициативах и обратной реакции для поставщиков в отношении качества их курсов и программ)

Исследование потребности МФО (спроса) на услуги в области наращивания потенциала photo: Saleela Patkar, IIMB

Готовность МФО к организационному развитию и повышению квалификации персонала Какой у вас опыт? четкие планы по развитию? идете вперед или наверстываете? доступность курсов – это проблема? релевантность курсов – это вопрос, вызывающий беспокойство?

Сущность МФО Развитие клиентской базы Развитие предприятий Доступ к финансовым услугам МФО и Области Развития Мониторинг и оценка

Развитие институционального потенциала: Необходимость релевантности в контексте МФО Функция в организации (общее руководство, людские ресурсы, финансы, операции, бухучет и т.п.) Должность / уровень сотрудников в МФО (руководитель, менеджер среднего звена, операции, кредитные служащие) Создание благоприятных условий (социальных, культурных, правовых, политических, развития сектора МФО, нормативно-правовой базы, др.) Организационные 1) миссия 2) тип 3) бизнес модель 4) комплексность и 5) стадия жизненного цикла

Что развивать? Функциональные подразделения бизнеса: маркетинг, операции, финансы, людские ресурсы и т.п.… Менеджмент: планирование, реализация, мониторинг Роль (роли) Менеджера – Стратег и контроллер vs. Люди Знания vs. Компетенция / Навыки vs. ценности (KSA)

Структура развития менеджмента Президент/ Совет директоров Функц. руково- дитель ОперацииДолжность Компетенция Высшее управление Руководство Стратегический менеджмент МенеджментОперацииФинансы Управление людскими ресурсами Информационные системы мен-та и системы контроля мен-та Многофункциональный менеджмент Управленческие Функции и Процессы (планирование, организация, руководство, реализация, контроль) Руководство и управление филиалом Новые продукты / сегменты рынка

Функции бизнеса и функции руководства МаркетингОперацииФинансыЛюдские ресурсы Планирование Проведение Организация Контроль

Компетенция руководства (менеджеров) * Личностная – Самоуправление: на внутреннем и внешнем уровне Межличностные – Руководство отдельными людьми – Руководство группами – Руководство организацией / подразделением – Построение связей в организации *Минцберг: Managers not MBAs Таблица 9.2

Компетенция руководства (менеджеров) * Информация – Вербальная коммуникация – Невербальная коммуникация – Анализ Действия – Календарное планирование – Руководство – Проектирование – Мобилизация *Минцберг: Managers not MBAs Таблица 9.2

Распределение компетенции согласно должности в организации Компетенция Должность Уровень менеджмента Бизнес* Президент/ Ген. директор ВЫСОКИЙШирокая, межфункцион-я Руководитель функц. подразделения СРЕДНИЙ Межфункцион-я Специалист функц.подр-я ШтатНИЗКИЙТехнический эксперт * Маркетинг, Операции, Финансы, Людские ресурсы, Бухучет, др.

Организационный жизненный цикл МФО и изменение роли руководителя Экспериментирование и усовершенствование подхода или финансового продукта Само-управление Реализация, установка систем; управление другими Управление организацией – людскими ресурсами и информацион ными системами Управление менеджерами Руководство и управление менеджерами 1 Начальный этап 2 Стабилизация 3 Расширение 4 Трансформация и диверсификация

Сущность МФО Развитие клиентской базы Развитие предприятий Доступ к финансовым услугам МФО и Области Развития Мониторинг и оценка

Факторы, формирующие окружающую среду Социальний ПолитическийЭкономически й Окружающая среда Технологический Финансовая система МАКРО МЕЗО МИКРО Организация

Направления формирования окружающей среды и предпосылки Направления: Спрос Предложение Другие факторы Рез-ты Требования МФО в развитие способности Возмож- ности Угрозы Ключевые факторы успеха Сильные стороны MФО Слабые стороны Предпосылки Выбор стратегии

Факторы, оказывающие влияние на потребности МФО в наращивании потенциала Факторы, влияющие на формирование внешней среды и конкуренция Начальный этап СтабилизацияЭкспансия Диверсификация Трансформация Люди Структура Системы Процессы и т.п. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

Задачи процесса повышения квалификации сотрудников на разных этапах Факторы, влияющие на формирование внешней среды и конкуренция Начальный этап Стабилизация ЭкспансияДиверсификацияТрансформация Президент/ Предприниматель Обучение новому виду бизнеса Рекрутинг или повышение квалификации новых руководителей подразделения бизнеса Менеджмент среднего звена Определение потребностей в обучении и проведение тренингов для менеджеров среднего звена Простые работники Определение потребностей и тренинг для руков-ей низшего звена, фил-в Усиление потенциала рекрутинга и тренинга ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ТИП/ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

MFI Capability Building Initiatives – A Framework for Understanding the Players Инициативы МФО в наращивании потенциала – Понимание Роли поставщиков услуг Встреча MFMI Рабат, январь 2006

Необходимость в контекстуализации и релевантность программ и курсов по отношению к -- микрофинансовой местной среде -- организационной структуре МФО, бизнес моделям и соответствующего повышения квалификации людских ресурсов Стоимость и доступность могут быть проблемой для МФО Поставщикам услуг по наращиванию потенциала необходимо улучшать свои знания и навыки в -- контексте МФ и МФО -- процессе проектирования и разработки эффективных программ (модель ADDIE) Разным поставщикам необходимо найти, определить и играть роль, наиболее оптимальную для них – Исследование? – Разработка материалов? – Отдельные курсы vs. Более комплексные (охватывающие) программы? Опыт MFMI: выводы, сделанные на основе глобальной работы в сфере наращивания потенциала

Факторы, формирующие окружающую среду Социальный ПолитическийЭкономически й Внешняя среда Технологический Финансовая Система МАКРО МЕЗО МИКРО Организация

Участники рынка розничных финансовых услуг для социально незащищенных слоев ОптовикиИнвесторыДоноры Финансовые компании Банки НПО Кооперативы Новые организации Операторы мобильной связи Страховые компании Другие Старт-апы / Новые участники Законодательные органы Местные правительства Промоутеры МФ МФ контекст Клиенты …дает начало институциональным моделям

Создание Организационного потенциала: Главные Элементы ЛЮДИ СТРАТЕГИЯ ПРОДУКТЫ/ УСЛУГИ ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ СИСТЕМЫСТРУКТУРА

Оценка условий (среды) финансовой системы Факторы Спрос (Потребители) Предложение (Поставщики финансовых услуг) Направления и направляющие силы Результаты Возможности Угрозы Ключевые факторы успеха

Разработка «Курса» и Процесс его проведения Исследовани е по содержанию Проект курса Задачи обучения Проведен ие курса 1A1A 2D2D 3D3D 4I4I Оценка потребносте й Обзор литератур ы Структур а Пилотны й запуск Усовершен ствование Разработк а курса Содержани е Методы обучения Оценка курса 5E5E Тренинг для тренеров

Процесс оценки потребностей Обзор статистики/данных по индустрии – Сети МФО – Оптовики Оценка существующих потребностей в обучении – Сети – Оптовики – Исследования или программы, финансируемые донорами Определение роли(ролей) повышения квалификации руководства и штата в эффективности организационной структуры Рассмотрение примеров МФо с точки зрения исследования 1 Анализ

Процесс оценки потребностей Глубинные интервью с ключевыми респондентами / практиками Совместные семинары с сетями МФО Обратная реакция на пробные (пилотные) запуски курсов Характеристики процесса оценки потребностей – Не обязательно в строгой последовательности – Продолжительный постоянный процесс проектирования, тестирования, получения обратной реакции 1 Анализ

Мнение о процессе исследования Исследование по содержанию – Перспективы Руководители / менеджеры в организациях Развитие учреждений Развитие индустрии – Несколько приоритетных направлений по исследованию Контекстуализация Выявление текущих особо значимых вопросов Ответ на текущие особо значимые вопросы – Микрофинансирование в трудно доступных областях – Управление социальной деятельностью – Микрофинансирование в сельскохозяйственном секторе 1/2 Анализ и проектирование

По направлению к проектированию и развитию: Как люди учатся? концепции опыт Размышление (рефлективность) действие

По направлению к проектированию Идентифицировать наиболее важные и актуальные темы посредством проведения интервью и обзора литературы Первые два выше обозначенных шага осуществляются на двух уровнях: – Идентифицировать вопросы по общему руководству – Идентифицировать специфические вопросы Подготовить темы Дальнейшее рассмотрение и исследование по специфическим вопросам Подумать, как различные темы можно соединить вместе – Стадии жизненного цикла организации – Должность в организации 3 Проектирование

Определяющие факторы в проектировании и разработке режима обучения Методическое обеспечение Контекст МатериалыМетодыМенторы На работе Класс (аудитория) Индивидуально, в произв. темпе 2/3 Проектирование и развитие

Проведение Андрагогические* Методы – SLEs – Рассмотрение примеров (кейсы) – Обсуждения (дискуссионное обучение) – Лекция – Он-лайн – Дистанционное обучение – Другие… – Как все это совместить? 4 Реализация *Андрагогика - образование для взрослых: отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus учимся не для школы, а для жизни. Преподавание и изучение опираются на принципы обучения взрослых, в противоположность педагогике, или обучению, рассчитанному главным образом на детей.

Оценка Исследование по эффективности различных методов и программ* – Реакция – Обучение – Изменение поведения – Организационные результаты *Киркпатрик Четыре уровня оценки 5 Оценка

Общий подход к исследованию и разработке курса Обзор литературы и предлагаемых курсов по этой теме Разработка обучающих методов Усовершенствование плана курса и разработки Пилотное предложение Идентификация ключевых вопросов Рабочий вариант проекта курса

Типы учреждений, предоставляющих услуги по наращиванию потенциала Образовательное учреждение Сетевая организация МФО (реализующая организация) Тренинговая/ Консалтинговая организация Донорские программы

Понимание основных участников сферы развития институционального потенциала: Виды / способы классификации Типы учреждений и программ Масштаб (охват) рынка – общий для индустрии / специф.сектор Масштаб предоставляемых услуг Вовлечение в разработку программы и процесс проведения Поставщик vs. Промоутер

Степень вовлеченности – Анализ – Проектирование – Развитие – Реализация – Оценка Матрица рыночных услуг для организаций, развивающих институциональный потенциал

Вопросы поставщикам / промоутерам о занимаемом положении Какую позицию занимает ваша организация? Является ли настоящее положение оптимальным принимая во внимание возможности рынка и внутренние ресурсы? В каком направлении ваша организация развивается? Почему? Что требуется?

Потенциальные ниши в развитии институционального потенциала Исследование Разработка обучающих инструментов и материалов Отдельные или комплексные курсы и программы Развитие преподавательского состава / тренеров – Обучать тренеров / преподавателей / консультантов – Обучать мастеров тренеров Разработка бизнес моделей Институциональное развитие Центры Микрофинансирования

Матрица рыночных услуг для организаций, развивающих институциональный потенциал Общие (много факторов) Финанс. услуги Специф. МФО Исследование - Изучения Тренинг и развитие Разработка систем, установка, обслуживание

Возможное положение на рынке услуг Рынок Услуга ОднаКомплекс Одна12 Комплекс34

Положение на рынке: ЗА и ПРОТИВ каждой позиции Спефиализированное – Одна услуга один сегмент или сектор (квадрат 1 на предыдущем слайде) – Вверх – узко специализированный, эксперт – Возможное вниз – устойчивое развитие и жизнеспособность Маленький рынок с точки зрения денег – Мало участников, но большой объем – может быть OK – Много участников, но маленький объем на каждого - ? – Мало участников и маленький объем – проблема жизнеспособности и устойчивости Универсальное (квадрат 4 на предыдущем слайде) – Вверх – может быть более жизнеспособная операция, особенно если каждый сегмент рынка маленький – Вниз – можно не знать хорошо конкретный сектор Комплексные услуги, выбор комплексного рынка может потребовать большого количества ресурсов

Составление сводной схемы результатов для участников сферы по наращиванию потенциала Область Тип Общие Финансовые услуги Специфические услуги МФО Высшие образоват. учреждения Сети Тренинговые центры Внутреннее обучение МФО

Формы развития и образования (обучения) в менеджменте * * МинцбергManagers not MBAs Схема. 8.3 СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖЕРА ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗОНА ОБУЧЕНИЯ ЗОНА ТРЕНИНГА ЗОНА ПРАКТИКИ БИЗНЕСС ШКОЛЫ КОНСУЛЬТАНТЫ КОРПОРАЦИИ И ИНСТИТУТЫ И АКАДЕМИИ

Распределение компетенции согласно должности в организации Компетенция Должность Уровень менеджмента Бизнес* Президент/Ген. директор ВысокийШирокая, Межфункцион-я Руководитель функц. подразделения СРЕДНИЙ Межфункцион-я Специалист функц.подр-я ШтатНизкийТехнический эксперт * Маркетинг, Операции, Финансы, Людские ресурсы, Бухучет, др…

Совет Президент Главы поддерж. подразделений М-ры по операциям Террит.м-ры Управляющие филиалами Кредитные служащие Магистратура Курсы (с выдачей сертификата ) Краткосрочные курсы Ученые советы E-обучение E-группы Семинары Должность в организации Продолжение образования Поставщики услуг Высшие учебные заведения Тренинговые организации МФО / Сети МФО Потенциальные ниши для поставщиков