Основные требования к кандидатской диссертации Как написать хорошую диссертацию Материал в помощь аспирантам КТСОД Отобрали и подготовили: с.н.с, к.псих.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Advertisements

Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
По материалам выступления д. п. н., проф. Лямзина Михаила Алексеевича Требования к диссертации.
Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной работы студентов колледжа Старший методист: Н.А.Луккарева Автономное образовательное учреждение.
Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта:
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Подробный план создания исследовательской работы.
ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ. «Дипломная работа является выпускной квалификационной работой, имеющей профессиональную направленность,
КАК ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ. ВИДЫ ПРОЕКТОВ Практико-ориентированный проект Предназначен для использования в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Методическая разработка по естествознанию по теме: Как правильно написать и оформить исследовательскую работу.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. И. Кант. И. Кант.
ПОДГОТОВКА ДИССЕРТАЦИИ К ЗАЩИТЕ: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ АСПИРАНТОВ Ученый секретарь диссертационного Совета к.э.н., доцент О.Ю. Городецкая.
Курсовая работа. Курсовая- настоящее студенческое исследование. Назначение курсовой работы- выяснить насколько студент овладел навыками самостоятельной.
НОУ ТСОШ 1 Виды исследовательских работ и этапы работы над ними.
Семинар по подготовке выпускного аттестационного проекта ст. преподаватель Анастасия А. Голубева.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой,
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Транксрипт:

Основные требования к кандидатской диссертации Как написать хорошую диссертацию Материал в помощь аспирантам КТСОД Отобрали и подготовили: с.н.с, к.псих.н., доцент Попова (Смолик) С.Ю.; с.н.с., к.пед.н., доцент Чередилина М.Ю.

Основным правовым документом, определяющим требования к диссертациям, представленным на соискание ученой степени, является Постановление Правительства РФ от 30 января 2002 г. 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно- квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны

Соискатель ученой степени кандидата наук представляет диссертацию в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии. Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку. Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями. В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов.

Кандидатская диссертация должна отвечать следующим требованиям: - авторская самостоятельность; - высокий теоретический уровень; - полнота исследования; - внутренняя логическая связь, последовательность изложения; - грамотное изложение на русском литературном языке.

Содержание диссертации составляет материал, включающий описание новых факторов, явлений закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в новом аспекте. Содержание кандидатской диссертации отражает исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. В содержании диссертации должны быть приведены убедительные аргументы в пользу избранной концепции. Противоречащие ей точки зрения должны быть подвергнуты всестороннему анализу и критической оценке. Дискуссионный и полемический материал являются элементами диссертации.

Автор кандидатской диссертации должен: - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследова­ тельской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; - выбирать необходимые методы исследования, модифицировать сущест­ вующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного ис­ следования; - обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпириче­ский материал; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; - вести библиографическую работу с привлечением современных инфор­ мационных технологий; - владеть навыками и приемами историографической и источниковедче­ ской критики; - владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для само­ стоятельной работы над нормативными источниками и научной литерату­ рой; - представить итоги проведенного исследования в виде письменной ра­ боты, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлече­нием современных средств редактирования и печати.

Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в научных изданиях. Результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны быть опубликованы хотя бы в одном рецензируемом журнале или издании.

К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются дипломы на открытия и авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения, патенты (свидетельства) на полезную модель, патенты на промышленный образец, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке, депонированные в организациях государственной системы научно- технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах, работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов, публикации в электронных научных изданиях.

Перечень указанных журналов и изданий определяется Высшей аттестационной комиссией раз в год, и действительная его версия публикуется на сайте ВАК Поправка из жизни: требуется 3 публикации в журналах

В случае использования заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования диссертация снимается с рассмотрения диссертационным советом без права повторной защиты указанной диссертации.

По диссертациям на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук в области гуманитарных наук объем автореферата может составлять 2,5 и 1,5 печатного листа соответственно.

Объем диссертации Постановлением не установлен. Из жизни: Объем диссертации по гуманитарным наукам составляет от 120 до 180 страниц с приложениями (1800 знаков на странице строк, знака в строке. При наборе на компьютере применяется шрифт Times NewRoman, размер 14, межстрочный интервал 1,5).

Согласно Приказу Министерства науки и технологий РФ от 31 августа 1998 г. 145 «Об утверждении положения о представлении обязательного экземпляра диссертаций» оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

Тип исследованияНаправленность исследования ТеоретическоеРазрабатываются теоретические вопросы исследуемой проблемы или науки в целом МетодологическоеМетодологические проблемы развития науки в целом и методов исследований Историческое Рассматривается история становления и развития науки в целом или ее отдельных отраслей и деятельности известных деятелей Описательное Обобщается накопленный теоретический и эмпирический материал, вскрываются основные тенденции и закономерности развития отдельных отраслей и направлений научной теории и практики Теоретико-методическоеНа основе теоретических обобщений разрабатываются новые методики по отдельным исследованиям Теоретико-эксперимен- тальное Разрабатываются теоретические положения исследуемой проблемы, проверяемые впоследствии в ходе экспериментальной работы МетодическоеОбосновываются новые, ранее не использованные методики по различным предметам исследования НауковедческоеИсследуется развитие конкретной науки и отдельных ее компонентов ТехнологическоеРазрабатываются новые технологии ПроектноеПроектируется развитие различных систем Культуро-логическоеРазрабатываются социокультурные проблемы Теоретико-практическоеНа основе теоретических разработок разрабатываются научно обоснованные практические рекомендации Типология диссертационных исследований

Критерии научности: - логические:непротиворечивость, полнота, независимость, доказательность, аргументированность, обоснованность; - эмпирические:эмпирическое подтверждение, эмпирическое опровержение; воспроизводимость; - экстралогические и неэмпирические(внутринаучные критерии истины): простота, эвристичность, конструктивность, нетривиальность, информативность, эстетичность.

Критерии научной составляющей диссертационного исследования: - верификация; - систематизированность; - обоснованность, доказательность; - значимость; - фальсифицируемость, опровержимость или проверяемость.

Примерная структура кандидатской диссертации Классическая кандидатская диссертация (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру: титульный лист (страница 1), оглавление (содержание), список условных сокращений (если таковые имеются), введение, 2-3 главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения.

Во введении автор может обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы. Логичным заключением будет формулировка цели, задач исследования, рабочей гипотезы (что предполагалось получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту. В диссертациях обычно приводят также объект и предмет исследования.

Глава 1 (должна называться в соответствии с ее содержанием) представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования. Целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современном этапе находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если Ваша диссертация затрагивает несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1, 1.2 и т.д.).

Заключение главы 1 – это та часть Вашей диссертации, которая может претерпевать значительные изменения по мере работы над темой. Окончательно цель, задачи и т.д. будут сформулированы на завершающем этапе написания диссертации и автореферата.

Глава 2 обычно содержит описание методик и технологий исследования. Достаточно подробно следует изложить организацию эксперимента, описать методики, дать подробные сведения. При прочтении этой главы не должно возникать вопросов о том, как Вы получили те или иные данные. Любой прочитавший ее должен понять, как провести аналогичное исследование (например, с целью проверки Ваших результатов). Главу 2 можно разбить на параграфы, отдельно описав каждую методику (если она объемна), либо сгруппировать получаемые показатели по определенным признакам (и назвать параграфы, например: 2.1)

Глава 3 обычно являет собой изложение собственных результатов исследования. В ней часто размещают таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Обычно, эта глава разбивается на параграфы, в соответствии с логикой изложения материала. В главе обычно приводится обсуждение полученных результатов. Оно преследует две задачи. Во-первых, необходимо сопоставить полученные Вами данные с результатами исследований других авторов, а во-вторых, предварительно изучив современные научные концепции, определить – с позиции какой из них можно объяснить Ваши данные (либо в какую из них «вписываются» Ваши результаты).

В заключении количество выводов в диссертации должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале – представлять собой решение этих задач). Однако на практике такое встречается редко. Например, одной задаче может соответствовать два вывода. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать.

Список литературы (обычно, не менее 100, не более 300 источников, в диссертациях по техническим специальностям – меньше) оформляется по текущему ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту – иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно- библиографическом отделе).

В приложения диссертации включают не вошедшие в основной текст таблицы, схемы, иногда приводятся образцы анкет, тестов (если они разработаны Вами) и т. д. Кроме того, в приложения входят акты внедрения, авторские свидетельства и т. д. Каждому разделу приложений присваивается номер (1, 2, 3 и т. д.). Если приложение состоит из нескольких листов, то первый подписывается сверху: Приложение 1, а каждый последующий: Приложение 1 (продолжение) (без кавычек). Если приложения слишком объемны, они могут издаваться в виде отдельного тома.

Особенности кандидатских диссертаций по педагогике

Необходимость сочетать теоретическое исследование и опытно- экспериментальную работу (исключение – исследования по истории педагогики и образования)

Проблема воспроизводства и достоверности практических результатов Выход: -Достаточное время исследования -Использование математических методов обработки данных

Как написать хорошую диссертацию?

Основные ошибки при написании диссертации

Их всего две Работать нерегулярно Работать в одиночестве

Как написать хорошую диссертацию Много читать, в т.ч. диссертации Делать вклад в диссертацию каждую неделю / месяц (наблюдаемый, измеримый) Обсуждать сомнения и результаты с коллегами, соблюдать договоренности Обсуждаться в том Ученом совете, где будешь защищаться (хотя бы за год до защиты)

Руководство кандидатской диссертацией (пример) Научный руководитель кандидатской диссертации: - оказывает помощь аспиранту в выборе темы диссертации; - составляет задание на подготовку диссертации; - оказывает помощь в разработке индивидуального графика ра­боты на весь период выполнения диссертации; - помогает в составлении рабочего плана диссерта­ции, подборе списка литературных источников и информации, необходимых для выполнения диссертации. - проводит консультации с аспирантом, оказывает ему необходимую методи­ческую помощь; - проверяет выполнение работы и ее частей; - представляет письменный отзыв на диссертацию с рекомендацией ее к защите или с отклонением от защиты; - оказывает помощь (консультирует аспиранта) в подготовке презентации диссертации для ее защиты.

Источники: