Основы риторики и теории аргументации Тема III. Современные подходы к неформальнологическому исследованию правильности рассуждения. Настоящие презентации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы риторики и теории аргументации Тема III. Современные подходы к неформальнологическому исследованию правильности рассуждения.
Advertisements

Доказательство и опровержение Настоящие презентации являются лишь иллюстрациями к лекциям и не могут использоваться в качестве самостоятельного источника.
Доказательство и опровержение. Аргументация - особый способ речевого взаимодействия людей, в ходе которого на суд разумного собеседника или аудитории.
Теория и практика аргументации Коммуникативная структура аргументативного дискурса Настоящие презентации являются лишь иллюстрацией к лекциям и не могут.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА: Политическая система общества. Государство – базовый элемент политической системы.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Дискуссия Что есть дискуссия? Слово "дискуссия" происходит от латинского discussio - рассмотрение, исследование. Под дискуссией обычно имеется в виду публичное.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ДОЛГОВА КСЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ.
кафедра открытых образовательных технологий Образовательная технология «Дебаты»
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Транксрипт:

Основы риторики и теории аргументации Тема III. Современные подходы к неформальнологическому исследованию правильности рассуждения. Настоящие презентации являются лишь иллюстрацией к лекциям и не могут служить надежным источником знания за их пределами. А.И.Мигунов

Современные подходы к неформальнологическому исследованию правильности рассуждения. «Новая риторика» Х.Перельмана. Модель аргументации Ст. Тулмина. Концепция «радикального аргументативизма» Дюкро и Аскомбра. Прагма-диалектический подход к аргументации.

Х.Перельман, Л.Ольбрехтс-Титека Новая риторика. Трактат по аргументации г. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., С Chaïm Perelman (May 20, 1912 – January 22, 1984),

Х.Перельман, Л.Ольбрехт-Титека Новая риторика. Трактат по аргументации г. Что отличает хорошую аргументацию от плохой? Перельман: Аргументация правильная, если в результате достигается предполагаемый эффект. Перельман дал анализ разных видов аргументации 1. С точки зрения видов аудитории: Конкретная, специфическая аудитория (члены политической партии, аудитория специалистов и т.п.). Универсальная аудитория (абстрактная аудитория) 2. По типу используемых аргументов аргументы, относящиеся к реальности, как фактологические суждения; аргументы, которые выражают предпочтения, например, ценности.

Согласно Аристотелю, не образуют противоположения такие противоположности: «делать друзьям добро - делать врагам зло» «делать друзьям зло - делать врагам добро» Но образуют противоположения: «делать друзьям добро - делать друзьям зло» «делать друзьям добро - делать врагам добро» «делать врагам зло - делать врагам добро» «делать врагам зло - делать друзьям зло» Х.Перельман, Л.Ольбрехт-Титека Новая риторика. Трактат по аргументации г.

3. С точки зрения используемых аргументативных схем. Якобы логические схемы аргументации, то есть напоминающие логику. Аргументативные схемы, основанные на структуре реальности. Прагматическая аргументация. Основана на использовании категорий средства и цели. Аргументация, основанная на аналогии и сравнении.

Ст. Тулмин Приемы аргументации ( The Uses of Argument ) Published by: Cambridge University Press, 1958

Модель аргументации Ст.Тулмина ДанныеТочка зрения Основание Поддержка Оговорка Квалификатор

Генри родился на Бермудах (данные) Генри британский подданный (точка зрения) Человек, родившийся на Бермудах, как правило, будет британским подданным. (основание) В соответствии со следующим законом… (поддержка) За исключением случая, когда оба родителя иностранцы. (оговорка) Вероятно (квалификатор) Модель аргументации Ст.Тулмина

«Университетское образование во многих цивилизованных странах находится на мощной дотации у государства. Если говорить о нас, (1) то лично я противник «чистой» коммерциализации высшего образования. (2) Я считаю, что, как только мы встанем на путь взимания денег со студентов, будь то из их собственного кармана или закамуфлированного «спонсора», тут же произойдет еще больший социальный перекос. (3) Я думаю, в государственном плане – это бесперспективный и гибельный путь» Ст. Тулмин Приемы аргументации (The Uses of Argument)

Ст. Тулмин Использование аргументации (The Uses of Argument) Модель не зависит от предмета речи Правильность же аргументации не зависит от валидности, т.е. формальной обоснованности, а, зависит, прежде всего, от того, насколько «поддержка» делает приемлемым «основание». Нормы рациональности зависят от области аргументации.

Освальд Дюкро (Ducrot) и Жан-Клод Анскомбр (Anscombre) «Радикальный аргументативизм» Всякая форма использования языка имеет аргументативный аспект, поскольку любая часть дискурса содержит эксплицитный или имплицитный диалог. Аргументативные связки (но, даже, по крайней мере и т.п.) Аргументативные операторы (всего лишь, едва ли, не менее, чем, почти и др.) В основе их концепции лежит идея «полифонии», «многоголосия» языка.

Освальд Дюкро и Жан-Клод Анскомбр «Радикальный аргументативизм» «Эта книга прекрасна, но ее трудно понять» «Чем прекраснее книга, тем больше оснований прочитать ее» Эта книга прекрасна Эту книгу надо прочитать. «Чем менее понятна книга, тем больше оснований не читать ее». Эта книга не понятна Эту книгу не надо читать. «P но Q» (P & Q) (Q & P) «Этот ресторан хороший, но дорогой» «Этот ресторан дорогой, но хороший» Диалогичность является характеристикой всякого использования языка.

Прагма-диалектический подход или Амстердамская школа аргументации. (Франс ван Еемерен, Роб Гроотендорст) Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Аргументация. Коммуникация. Ошибки. СПб, Еемерен Ф.Х. ван, Гроотендорст Р. Ф.С.Хенкеманс Аргументация: анализ, проверка, представление. СПб, 2002.

Прагма-диалектический подход или Амстердамская школа аргументации. (Франс ван Еемерен, Роб Гроотендорст) Теория аргументации исследует аргументативный дискурс 1. как форму нормального речевого общения, речевого взаимодействия в естественном языке; 2. с точки зрения определенных рациональных норм. Необходимо исходя из определенного идеала рациональности, сформировать и развить теоретическую модель приемлемой аргументации. Модель аргументации должна строиться 1. с учетом ориентированности на аудиторию; 2. с учетом ориентированности на разрешение спора.

Прагма-диалектический подход или Амстердамская школа аргументации. (Франс ван Еемерен, Роб Гроотендорст) Аргументация – сложный речевой акт, цель которого содействовать разрешению спора. Принципы прагма-диалектического подхода Экстернализация – содержание дискуссии выражается эксплицитно. Функционализация – исследуется функция фрагментов речи в контексте реальной речи. Социализация – аргументация это процесс взаимодействия между людьми. Диалектизация – аргументация рассматривается как критическое, диалектическое средство убеждения.

Определение аргументации Аргументация речевых актов точку зрениявыраженного мнения рационального приемлемости Аргументация – это речевое взаимодействие, состоящее из ряда речевых актов, которые предназначены для того, чтобы обосновать или опровергнуть определенную точку зрения относительно выраженного мнения, и направлены на то, чтобы убедить рационального судью в приемлемости или неприемлемости этой точки зрения.