Развитие творческих возможностей учащихся через организацию исследовательской работы по химии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование у учеников способности самостоятельно учиться на уроках химии и биологии Методическое объединение химии и биологии Председатель МО: Куваева.
Advertisements

Азотная кислота и её соли Автор: учитель химии и биологии МОУ СОШ 3 города Волгореченска Костромской области Звёздочкина С.А.
Классная работа. Задание Задание CuO, NaOH, H 2, Fe, H 2 O, O 2, Ca(OH) 2, SO 2, Cu(OH) 2, AI(OH) 3 1.Выберите из списка простые вещества.
Идентификация органических соединений В химии - установление тождества неизвестных химических соединений с известным путем сравнения их физических и химических.
Загадочная жидкость на земле. Исследование качества питьевой воды. Цель данной работы: определить качество питьевой воды реки Шуя и водопроводной воды.
Разноуровневые практические работы по химии в 9 классе Выполнила учитель МОУ СОШ 82 г. Ульяновска Куцегуб Нина Фёдоровна.
Конспект урока в 9 классе на тему «Соединения железа»
Исследовательская работа «Анализ качества питьевой воды г. Узловой» Выполнила: Харитонова Виктория ученица 8Б класса.
Цель: Качественное обнаружение углеводов (поли- олиго, моносахаридов) в продуктах питания К оманда «Амфотерчики» МБОУ « СОШ 1 г. Астрахань.
Полисахариды. Крахмал Целлюлоза. Углеводы Моносахариды Глюкоза, фруктоза, рибоза Олигосахариды Сахароза Полисахариды Крахмал, целлюлоза.
Глюкоза – это спирт, альдегид или альдегидоспирт?.
Т ЕМА УРОКА : « УГЛЕВОДЫ » 10 КЛАСС, ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ.
Опытно – экспериментальная деятельность Тема: «Наша спутница ВОДА» Косогорова Татьяна Викторовна Воспитатель МКДОУ детский сад 17.
Учитель химии высшей категории Шевчук М.А. Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что.
Подготовила учитель химии Бердова Н.Ю.. . Помните, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно.
Задания С 3 для подготовки к ГИА -9 по химии. 1 При нагревании красного порошка некоторого металла на воздухе порошок стал чёрным. Когда этот порошок.
Выполнила ученица 10 класса Балясникова Лариса Руководитель : Савкина Татьяна Фёдоровна Крахмал и целлюлоза.
Презентация к уроку по химии (9 класс) на тему: " ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРНОЙ КИСЛОТЫ" -презентация. Никитина Н.Н. учитель химии МОУ "Лицей №47" г. Саратов
Данный курс направлен на: развитие способностей учащихся к исследованию формирование умений проводить наблюдения выполнять экспериментальные задания.
Подготовка к Г ИА по химии 9 класс Задание С 3 Автор: учитель химии ГОУ Лицей 1571 Медведева Наталья Николаевна.
Транксрипт:

Развитие творческих возможностей учащихся через организацию исследовательской работы по химии.

Познание начинается с удивления. Удивление, вызванное новым, ведет к развитию любознательности с последующим формированием у учащихся устойчивого интереса к предмету. При изучении химии способны вызвать интерес такие аспекты, как объяснение загадок природы, химический эксперимент, доступное и наглядное изложение химического материала, решение посильных экспериментальных задач. Эти аспекты легко реализуются в ходе исследовательской работы учащихся.

Формы проведения исследовательской работы могут быть групповая и индивидуальная. Эта работа может проводиться на уроке (при проведении лабораторных и практических работ, изучении нового материала и т.д), при организации внеклассной работы, при выполнении домашнего задания. Организация исследовательской работы включает в себя: Исследование графиков, таблиц, схем, дополнительной информации; Исследование химических и физических свойств различных веществ, материалов, химических процессов и явлений;

Индивидуальные исследовательские задания учащиеся получали не сразу. Сначала им необходимо проявить себя на уроках при выполнении лабораторных практикумов и уроков учебно – исследовательского характера: научиться аккуратности в обращении с химическими реактивами и посудой, умения фиксировать результаты эксперимента, формулировать выводы и оформлять отчеты, обобщать полученные результаты и докладывать о них классу.

На уроке по теме «Сравнение крахмала и целлюлозы» учащиеся проводили исследования данных веществ с опорой на жизненный опыт. Рассматривая образцы сравнивали их физические свойства (внешний вид, агрегатное состояние, растворимость в холодной и горячей воде), при изучении строения крахмала и целлюлозы рассматривали их в микроскоп. Отвечая на вопрос «Какое вещество образует волокно?», учащиеся скручивали крахмал и целлюлозу и делали свои предположения. Все результаты записывались в таблицу, правильность ответов проверялась по учебнику. В конце урока учащиеся называли сходства и различия крахмала и целлюлозы.

На уроке по теме «Химические свойства альдегидов» учащиеся работали группами, проводили исследования по изучению химических свойств альдегидов. Пользуясь инструкциями, писали уравнения реакции на выданных цветных листах и отвечали на вопросы в карточках.

Группа 1 Проделывает опыт : окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра Группа 2 Проделывает опыт : окисление формальдегида гидроксидом меди (11) Группа 3 Проделывают опыт : окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра. Группа 4 Проделывают опыт : окисление формальдегида гидроксидом меди (11)

Проводя исследовательскую работу с учащимися, важно научить их использовать не только знания по химии, но и опыт накопленный в области других дисциплин.

На уроке по теме «Белки» проводили исследование белка. Учащиеся отвечали на вопрос: «Почему белки стали предметом изучения не только биологии, химии и физики?». Химическими опытами подтверждали наличие азота и серы, образования осадка с солями тяжелых металлов, проводили качественные реакции на белок. Биологи рассказывали о функции белков в организме. Физики показали зависимость устройства, массы, надежности и др. параметров живого организма от структуры белка.

Исследовательская работа позволяет решить противоречие между стремлением уч-ся к творчеству и отсутствием знаний об основных этапах творческого процесса. Уч-ся должны идти от простого наблюдения к анализу фактов и событий. Чтобы расширить знания уч-ся об особенностях свойств, применении и получении кислородсодержащих органических веществ, с целью развития творческих возможностей провела игру НИИ.

Класс делился на 5 лабораторий, которая работала над своей проблемой и должна представить отчет о своих исследованиях. Информационная собирала нужные и полезные советы по уходу за одеждой с помощью уксусной кислоты, ацетона и мыла. Лаборатория химии и промышленности получала ацетатный шелк и делала альбом «что можно сшить из ацетатного шелка» Химическая лаборатория с помощью химических опытов определяли крахмал, глюкозу и глицерин с записью химических реакций Лаборатория охраны окружающей среды изучала влияние кислородсодержащих органических веществ на организм человека и окружающую среду

Проблемно-исследовательская – получала крахмал дома и исследовала его свойства

Главное здесь в том, что все что использовалось на уроке, взято из жизни: крахмал, ацетатное волокно, мыло, вода, уксусная кислота, жиры, фенол и др.. Их исследование помогло учащимся познать свойства этих веществ и узнать как они влияют на окружающую среду.

Проведение исследовательских работ даю на дом (проследить за нагревание сахара при нагревании, определить его растворимость, получить крахмал и др.) Предлагаю проверить задачи творческого характера: Чтобы незаметно было, что молоко прокисло, в него добавляют соду. Как это можно выявить? (при подливании к такому молоку кислоты выделяется углекислый газ). Молоко разбавляли водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию? (добавить йод – появляется синее окрашивание). В топленое масло для увеличения веса подмешивали известь. Как её обнаружить? (прилить воды, перемешать и растопить, произойдет расслоение. Водный раствор отделить с помощью делительной воронки и добавить к нему раствор фенолфталеина - образуется малиновое окрашивание, значит масло содержит известь) и другие задачи.

Помочь развить творчество учащихся через исследовательскую деятельность можно и в неурочное время. С этого года начал работать кружок «Химия в быту». По теме: «Скорая химическая помощь» учащиеся сначала искали в литературе способы удаления пятен, составляли презентацию, а после подтверждали это на практике.

Следующая тема: «Какой водой мы пользуемся». Для исследования качества воды Учащиеся принесли воду с разных источников ( из под крана, колодца, пруда, магазина). Сначала учащиеся исследовали воду органолептическими методами, для этого им была выдана таблица:

Органолептические показатели воды ОпределениеИсследование Содержание взвешенных частиц Фильтр перед работой взвешивают, затем осадок с фильтром высушивают до постоянной массы при 105 о С, охлаждают в эксикаторе и взвешивают (лучше использовать аналитические весы) Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяют по формуле (m 1 – m 2 )*1000/V где m 1 – масса бумажного фильтра с остатком взвешенных частиц (г); m 2 – масса бумажного фильтра до опыта (г), а V – объём воды для анализа (л). ПДК = 10мг/л. Цвет (окраска) В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, желтый, коричневый) Прозрачность В прозрачный мерный цилиндр с плоским дном наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см. от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм., а толщина линий букв – 0,5 мм., и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачность в см. Запах Органолептические показатели воды ОпределениеИсследование Содержание взвешенных частиц Фильтр перед работой взвешивают, затем осадок с фильтром высушивают до постоянной массы при 105 о С, охлаждают в эксикаторе и взвешивают (лучше использовать аналитические весы) Содержание взвешенных веществ в мг/л в испытуемой воде определяют по формуле (m 1 – m 2 )*1000/V где m 1 – масса бумажного фильтра с остатком взвешенных частиц (г); m 2 – масса бумажного фильтра до опыта (г), а V – объём воды для анализа (л). ПДК = 10мг/л. Цвет (окраска) В сосуд набирают воду и на белом фоне бумаги определяют цвет воды (голубой, зелёный, серый, желтый, коричневый) Прозрачность В прозрачный мерный цилиндр с плоским дном наливают воду, подкладывают под цилиндр на расстоянии 4 см. от его дна шрифт, высота букв которого 2 мм., а толщина линий букв – 0,5 мм., и сливают воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт. Высоту столба оставшейся воды измеряют линейкой и выражают степень прозрачность в см. Запах

Далее мы будем определять качество воды химическими методами. Учащимся будет предложена работа с дополнительными источниками информации для предложения методов по очистке воды. Дальнейшие исследования планируется провести по исследованию предметов домашнего обихода, изготовление косметики своими руками, исследовать пищу, которую мы едим и др.

Успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе задач творческого характера, поэтому главной моей задачей является обеспечение условий для формирования творческой индивидуальности уч-ся при проведении исследований как на уроках так и во внеурочное время.