1 декабря 2003 года Комитет ГД РФ по собственности Виктор Плескачевский 1 Концепция саморегулирования (Общие положения) «Презумпция негосударственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция саморегулирования (Общие положения) «Презумпция негосударственного регулирования» - основной принцип административной реформы.
Advertisements

1 декабря 2003 г. Фонд Рыночных Исследований Виктор Плескачевский 1 Концепция Саморегулирования Специальные положения (Финансовые рынки)
Cаморегулирование как механизм государственного регулирования Председатель общественного движения Воронова Марина Владимировна Красноярское региональное.
О проекте федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»
1 Роль основных принципов и механизмов саморегулирования в отраслевом законодательстве ФОНД ПОДДЕРЖКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ Президент Г.А. Томчин.
Презентация Секций. Секция по разработке Стратегии развития саморегулирования Каминский Алексей Владимирович Руководитель Рабочей группы «Разработка Стратегии.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
Экспертная группа Законодательное регулирование вопросов создания и деятельности саморегулируемых организаций Ростов-на-Дону Июнь, 2004.
Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
Методологические вопросы создания Национальной системы квалификаций Российской Федерации Июнь 2012 «Зоны ответственности» профессиональных сообществ(СРО)
Предложения по внесению изменений в 315-ФЗ Москва, г. Каминский Алексей Владимирович Руководитель Рабочей группы «Разработка Стратегии развития.
Рабочая группы по вопросам деятельности специализированных органов (контрольный и дисциплинарный) саморегулируемых организаций Совета по саморегулированию.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА СРО В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МКД КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА СРО В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ МКД С УЧЁТОМ ОТСУТСТВИЯ.
1 Доклад Апрелева К.Н. Совета ТПП РФ по СРО г.Москва, ИЮЛЬ 2012 г. К вопросу 3 «Национальные объединения – как недостающее звено эволюции системы саморегулирования»
Обсуждение проекта Федерального Закона «О национальных объединениях саморегулируемых организаций» Москва, г. Докладчик: Каминский Алексей Владимирович.
О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской.
Саморегулирование в России: от лицензирования к техническому регулированию Юрий Храмов Зам. Генерального директора Сибирской Ассоциации ОЭТБ.
САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ Вязьмина О.В. МВА Антикризисный менеджмент
Комитет по собственности ГД РФ и Ассоциация строителей России1 Модель саморегулирования строительной деятельности «Доступное и комфортное жилье – гражданам.
Транксрипт:

1 декабря 2003 года Комитет ГД РФ по собственности Виктор Плескачевский 1 Концепция саморегулирования (Общие положения) «Презумпция негосударственного регулирования» - основной принцип административной реформы

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 2 Предмет регулирования (гос- и саморегулирования) Предметом регулирования является управление рисками (пакетами рисков) каждой сферы деятельности посредством установления законом, органом власти (Банком России) и/или институтами профессионального общественного регулирования определенных требований к участникам рынка, инструментам и продуктам рынка, а также к правилам совершения операций

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 3 Основные термины регулирования (гос- и саморегулирования) Регулирование – госрегулирование и саморегулирование, правоустановление (нормирование) и правоприменение (надзор) Регулирование – госрегулирование и саморегулирование, правоустановление (нормирование) и правоприменение (надзор) Госрегулирование – регулирование посредством закона, полномочий Правительства, уполномоченного органа власти (или Банка России) по правоустановлению и применению норм и правил профессиональной (предпринимательской) деятельности Госрегулирование – регулирование посредством закона, полномочий Правительства, уполномоченного органа власти (или Банка России) по правоустановлению и применению норм и правил профессиональной (предпринимательской) деятельности Саморегулирование – регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме СРО или бирж) права рынка Саморегулирование – регулирование (правоустановление и применение) посредством общего (свободного) и институционального (в форме СРО или бирж) права рынка

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 4 Регулирование - управление рисками в общественных интересах Регулирование – управление рисками: Регулирование – управление рисками: Предпринимательскими (профессиональными) рисками Предпринимательскими (профессиональными) рисками Рыночными рисками Рыночными рисками Потребительскими рисками Потребительскими рисками В форме: В форме: Установления требования к капиталу (или иным механизмам материальной ответственности) компании Установления требования к капиталу (или иным механизмам материальной ответственности) компании Лицензирование, как допуск к профессии/деятельности Лицензирование, как допуск к профессии/деятельности Лицензирование, как допуск к ограниченному ресурсу Лицензирование, как допуск к ограниченному ресурсу Аккредитация (общественных профессиональных организаций) Аккредитация (общественных профессиональных организаций) Аттестация (сотрудников лицензированных компаний) Аттестация (сотрудников лицензированных компаний) Установления стандартов качества продукции Установления стандартов качества продукции Сертификация качества продукции Сертификация качества продукции

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 5 Основные причины разработки «Концепции саморегулирования в Российской Федерации» Избыточность полномочий органов власти и Банка России по установлению правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности и требований к продукции Избыточность полномочий органов власти и Банка России по установлению правил и стандартов предпринимательской (профессиональной) деятельности и требований к продукции Недостаточная эффективность и высокие издержки надзора и контроля со стороны органов власти за профессиональной (предпринимательской) деятельностью и требованиями к продукции Недостаточная эффективность и высокие издержки надзора и контроля со стороны органов власти за профессиональной (предпринимательской) деятельностью и требованиями к продукции Отсутствие институционально определенных механизмов обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти и Банком России, в вопросах правоустановления и надзора Отсутствие институционально определенных механизмов обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти и Банком России, в вопросах правоустановления и надзора

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 6 Механизмы саморегулирования в развитых экономиках Обычаи делового оборота Обычаи делового оборота Односторонние (добровольные) акты хозяйственных субъектов, например: кодексы корпоративного управления Односторонние (добровольные) акты хозяйственных субъектов, например: кодексы корпоративного управления Институты организованного саморегулирования - профессионального общественного регулирования в развитых экономиках (классификатор): Институты организованного саморегулирования - профессионального общественного регулирования в развитых экономиках (классификатор): Саморегулируемые рынки: биржи Саморегулируемые рынки: биржи Саморегулируемые профессии: врачи, аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие, адвокаты, нотариусы, архитекторы Саморегулируемые профессии: врачи, аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие, адвокаты, нотариусы, архитекторы Саморегулируемые организации: все виды (отрасли) предпринимательской деятельности Саморегулируемые организации: все виды (отрасли) предпринимательской деятельности

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 7 Институты саморегулирования – предлагаемая модель Саморегулируемые рынки – биржи Саморегулируемые рынки – биржи Саморегулируемые организации – два типа: Саморегулируемые организации – два типа: Профессиональные (предпринимательские) СРО, основанные, как правило, на обязательном членстве и, как правило, заменяют лицензирование (например: нотариусы, аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие, адвокаты, врачи, архитекторы, землеустроители) Профессиональные (предпринимательские) СРО, основанные, как правило, на обязательном членстве и, как правило, заменяют лицензирование (например: нотариусы, аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие, адвокаты, врачи, архитекторы, землеустроители) Предпринимательские СРО, дополняющие лицензирование (например: банки, депозитарии, институциональные инвесторы, брокеры/дилеры) Предпринимательские СРО, дополняющие лицензирование (например: банки, депозитарии, институциональные инвесторы, брокеры/дилеры)

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 8 Основные различия саморегулирования в развитых странах и в предлагаемой модели для России В развитых странах саморегулирование является естественной и неотъемлемой частью нормирования и стандартизации профессиональной (предпринимательской) деятельности и продукции В развитых странах саморегулирование является естественной и неотъемлемой частью нормирования и стандартизации профессиональной (предпринимательской) деятельности и продукции В России, в отсутствии реальной практики негосударственного регулирования, необходим специальный закон, дающий специальные права профессиональным (предпринимательским) НКО, соответствующим определенным признакам (специальным требованиям) В России, в отсутствии реальной практики негосударственного регулирования, необходим специальный закон, дающий специальные права профессиональным (предпринимательским) НКО, соответствующим определенным признакам (специальным требованиям) В развитых странах ответственность, как правило, основана на механизме «репутации» и риске потери профессии или лишения установленных преимуществ В развитых странах ответственность, как правило, основана на механизме «репутации» и риске потери профессии или лишения установленных преимуществ В России ответственность на этом этапе развития может быть действенна только в материальной форме – гарантирования гражданской ответственности членов СРО перед всеми, кому может быть нанесен ущерб профессиональной (предпринимательской) деятельностью членов СРО В России ответственность на этом этапе развития может быть действенна только в материальной форме – гарантирования гражданской ответственности членов СРО перед всеми, кому может быть нанесен ущерб профессиональной (предпринимательской) деятельностью членов СРО

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 9 Основные функции институтов саморегулирования (предлагаемой модели) Нормирование и контроль профессиональной (предпринимательской) деятельности своих членов в пределах своей компетенции Нормирование и контроль профессиональной (предпринимательской) деятельности своих членов в пределах своей компетенции Защита профессиональных интересов своих членов в спорах с органами власти и потребителями Защита профессиональных интересов своих членов в спорах с органами власти и потребителями Гарантия гражданской ответственности своих членов в минимально установленных размерах Гарантия гражданской ответственности своих членов в минимально установленных размерах Профессиональная общественная экспертиза законопроектов и проектов нормативных актов Правительства РФ, ведомств и Банка России Профессиональная общественная экспертиза законопроектов и проектов нормативных актов Правительства РФ, ведомств и Банка России

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 10 Три предпринимательских множества ( в соответствии с принципами административной реформы) Первый: Виды деятельности, нерегулируемые специальным законом и/или уполномоченным государственным регулятором (производители соков, сельхозпроизводители, производители молока, строители, металлурги, и т.п.) Первый: Виды деятельности, нерегулируемые специальным законом и/или уполномоченным государственным регулятором (производители соков, сельхозпроизводители, производители молока, строители, металлурги, и т.п.) Второй: Виды деятельности, регулируемые специальным законом, но не имеющие уполномоченного государственного регулятора (арбитражные управляющие, риэлтеры, архитекторы, землеустроители и т.п.) Второй: Виды деятельности, регулируемые специальным законом, но не имеющие уполномоченного государственного регулятора (арбитражные управляющие, риэлтеры, архитекторы, землеустроители и т.п.) Третий: Виды деятельности, регулируемые специальным законом и уполномоченным государственным регулятором Третий: Виды деятельности, регулируемые специальным законом и уполномоченным государственным регулятором

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 11 Три предпринимательских множества ( применительно к добровольности и обязательности членства в СРО) Первый: только право преобразовываться в СРО и только добровольное членство в СРО Первый: только право преобразовываться в СРО и только добровольное членство в СРО Второй: как правило, обязанность преобразовываться в СРО или создавать СРО и, как правило, обязательное членство в СРО Второй: как правило, обязанность преобразовываться в СРО или создавать СРО и, как правило, обязательное членство в СРО Третий: как правило, обязанность преобразовываться в СРО и, как правило, добровольное членство в СРО (при условии более жесткого регулирования государством не членов СРО) Третий: как правило, обязанность преобразовываться в СРО и, как правило, добровольное членство в СРО (при условии более жесткого регулирования государством не членов СРО)

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 12 Обязательные квалифицирующие признаки СРО предлагаемой модели Принцип достаточного представительства производителей товаров (услуг) соответствующих определенным признакам Принцип достаточного представительства производителей товаров (услуг) соответствующих определенным признакам Наличие механизмов лимитированной индивидуальной (в форме страхования гражданской ответственности) и/или коллективной материальной ответственности членов в форме компенсационных фондов (специального имущества, не связанного с остальным имуществом СРО) Наличие механизмов лимитированной индивидуальной (в форме страхования гражданской ответственности) и/или коллективной материальной ответственности членов в форме компенсационных фондов (специального имущества, не связанного с остальным имуществом СРО) Наличие специальных органов: Наличие специальных органов: Органы разработки правил Органы разработки правил Органы контроля за исполнением правил Органы контроля за исполнением правил Органы дисциплинарной ответственности Органы дисциплинарной ответственности

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 13 Обязательные неквалифицирующие признаки СРО предлагаемой модели Соответствие закону положений о специальных органах СРО и внутренних правил СРО (правил раскрытия информации, дисциплинарной ответственности, контроля членов, принятия и исключения из СРО) Соответствие закону положений о специальных органах СРО и внутренних правил СРО (правил раскрытия информации, дисциплинарной ответственности, контроля членов, принятия и исключения из СРО) Принцип коллективности и объективности управления: равный доступ к управлению всех членов и участие в управлении «независимых директоров» Принцип коллективности и объективности управления: равный доступ к управлению всех членов и участие в управлении «независимых директоров» Функциональный принцип образования СРО: один вид деятельности (одна отрасль) – один вид СРО Функциональный принцип образования СРО: один вид деятельности (одна отрасль) – один вид СРО

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 14 Механизмы индивидуального страхования гражданской ответственности членов СРО «Квазиобязательный» (не в соответствии с требованиями ГК) вид страхования гражданской ответственности члена СРО в размере, минимально установленном законом «Квазиобязательный» (не в соответствии с требованиями ГК) вид страхования гражданской ответственности члена СРО в размере, минимально установленном законом Страхование - механизм защиты интересов потребителей товаров и услуг по определенному пакету рисков (виновных и невиновных) Страхование - механизм защиты интересов потребителей товаров и услуг по определенному пакету рисков (виновных и невиновных) Страхование - механизм защиты имущественных интересов членов СРО (по невиновным рискам) Страхование - механизм защиты имущественных интересов членов СРО (по невиновным рискам)

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 15 Механизм коллективного страхования - Компенсационные фонды (основные признаки и правила) Компенсационный фонд – фактически коллективный страховой (гарантийный) резерв под определенные риски (пакеты рисков), например: фонд страхования вкладов или фонд гарантирования в «автогражданке» Компенсационный фонд – фактически коллективный страховой (гарантийный) резерв под определенные риски (пакеты рисков), например: фонд страхования вкладов или фонд гарантирования в «автогражданке» Управление имуществом компенсационного фонда производится (как резервом) управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией под контролем спецдепозитария Управление имуществом компенсационного фонда производится (как резервом) управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией под контролем спецдепозитария

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 16 Оптимальная вертикальная интеграция институтов саморегулирования Первый уровень: «региональные» или узкопрофессиональные СРО Первый уровень: «региональные» или узкопрофессиональные СРО Второй уровень: национальные «союзы» СРО отдельных отраслей и бирж Второй уровень: национальные «союзы» СРО отдельных отраслей и бирж Третий уровень: общенациональные «межотраслевые» предпринимательские объединения (например: ТПП, РСПП, АТП) Третий уровень: общенациональные «межотраслевые» предпринимательские объединения (например: ТПП, РСПП, АТП)

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 17 Два типа национальных «союзов» СРО отдельных отраслей (общая часть) Первый: построенный на ассоциированном членстве СРО в «союзе», запрет на прямое членство предпринимателей Первый: построенный на ассоциированном членстве СРО в «союзе», запрет на прямое членство предпринимателей Второй (переходная модель): построенный на ассоциированном членстве СРО в «союзе» и допускающий прямое членство в «союзе» Второй (переходная модель): построенный на ассоциированном членстве СРО в «союзе» и допускающий прямое членство в «союзе»

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 18 Схема институциализации отношений профессиональных (предпринимательских) объединений и уполномоченных регуляторов «Союз» СРО СРО Предпринимательское сообщество Уполномоченный орган власти (регулятор)

Виктор Плескачевский Комитет ГД РФ по собственности 19 Вертикальная интеграция институтов саморегулирования (возможная схема) Общенациональное представительство бизнеса перед властью Межотраслевые НКО Крупный бизнесСредний бизнесМалый бизнес Отраслевые СРО Союз Бухгалтеров СРО бухгалтеров Палата аудиторов СРО аудиторов Союз СРО банков СРО банков Союз страховщиков СРО страховщиков Власть Предпринимательское (профессиональное) сообщество