Опыт изучения психологических особенностей российских генеральных директоров Мандрикова Е.Ю. Кафедра организационной психологии ГУ-ВШЭ Москва, декабрь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Development Technologies 20 ГРАНЕЙ Результаты исcледования компетенций успешных менеджеров на Западе и в России Гатина Светлана 14 июля.
Advertisements

Anna Vlasova. School of HRM, kmbs 1 Изменение роли HR- менеджера в контексте глобализации (Э.Шайн)
Оценка персонала методом ассессмент - центр. Цель оценки – задать единые стандарты оценки работников компании, оценить уровень компетентности персонала.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Управление коллективом Работа в команде. Стиль руководства.
27/05/2008 Консалтинговая компания «IR-Синтез» тел.:+38(056) тел.: «Assessment Сenter» Введение.
Ваше Решение1 HR СИСТЕМА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.
1 Программа развития талантов компании. Бизнес-симуляции | Персональные финансы | Образовательные программы.
Отбор кандидатов в государственный кадровый резерв корпуса А на основе личностных и управленческих компетенций Астана,
Результаты самооценки уровня развития управленческих компетенций заведующего кафедрой ВГУЭС О.В. Горшкова, М.В. Ниязова Заведующий кафедрой в инновационном.
Бизнес школа МИРБИС ведущий- Ольга Бодрова, к.Э.Н, руководитель программы «HR – партнер, стратег, эксперт» 24 октября 2013 Ольга Бодрова, к.э.н, руководитель.
Эволюция функций Корпоративной системы обучения На основе практики Корпоративного университета ОАО «РЖД» в оценке и обучении руководителей высшего звена.
Программа индивидуального консультирования «Развитие карьеры: стратегии, достижения»
Ресурсный центр EXPLICA Изменение интеллектуальных моделей и поведенческих сценариев Развитие личностей и команд с учетом индивидуальных дефицитов Подготовка.
Магистерская программа "Международный Менеджмент" Магистерская программа «Международный менеджмент»
Концепция обучения руководителей мировой опыт и уникальные авторские технологии Колосова Мария Руководитель Центра Профессиональных Технологий Управления.
1 Стандартизация этических аспектов деятельности руководителей высшего звена организации как инструмент повышения управляемости компании. (Опыт системы.
Прибыль компании: что зависит от сотрудника ювелирного магазина Татьяна Кобякова-эксперт УЧЕБНО-КАДРОВЫЙ ЦЕНТР «ЮВЕЛИР-ПРОФИ»
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ («УЧР») Профиль факультета «Менеджмент»
«Эффективное внутрикорпоративное взаимодействие» Елена Крамарева «Агентство психологии бизнеса»
Транксрипт:

Опыт изучения психологических особенностей российских генеральных директоров Мандрикова Е.Ю. Кафедра организационной психологии ГУ-ВШЭ Москва, декабрь 2010

Постановка задачи Самобытность российских управленцев, их отличие от западных стандартов управленческого поведения. Различия касаются психологических особенностей, стилей поведения. Сложность реализации задачи (доступ к выборке) силами академических ресурсов и существующих психодиагностических инструментов. Реализация исследования через ресурсы (консультанты и инструмента) консалтинговой компании – адекватное отношение целевой аудитории, «обкатанность» инструментария, наличие доверительных отношений.

Описание исследования Задача: –составить обобщенный портрет российских руководителей высшего звена управления –сравнить их с международными управленцами (best-in- class, benchmarking) –выявить специфику российских менеджеров Целевая аудитория – российские генеральные директора (N = 52, не менее 3 лет опыт работы на первой позиции, представлены 10 секторов экономики) Качественное исследование с помощью специализированного инструментария (сфера использования – HR-консалтинг) + интервью (выборочно) RosExpert (стратегический партнер Korn/Ferry International в России); «Профиль российского CEO»

Специфика исследования Не типичное классическое академическое, а практико-ориентированное исследование. Психологические особенности выявлялись не через систему личностных черт/свойств/конструктов, а через стилевые характеристики предпочитаемого поведения. Описывается один из возможных форматов изучения, сделана попытка уловить общие закономерности, описать обобщенный портрет, а не провести всестороннее исследование и найти закономерности (поэтому «опыт исследования»).

Используемый инструментарий Для изучения психологических особенностей менеджеров высшего звена управления использовались опросники, разработанные Decision Dynamics для консалтинговой компании Korn/Ferry International (стратегического партнера RosExpert – компании-заказчика исследования). Подход Decision Dynamics опирается на ряд исследований, проведенных К.Брюссо и М.Драйвером в конце 70-х в США. (см. Harvard Business Review Россия, Апрель, 2006) Инструмент представляет собой on-line опросник и бизнес-кейс, по которым собрана база данный результатов менеджеров разного уровня в 50 странах мира. Оцениваются стили поведения, а не компетенции.

Описание подхода – Критерии успеха Б И З Н Е С - С Р Е Д А *стратегия *организация *корпоративная культура *позиция СПОСОБНОСТИМОТИВАЦИЯ * ПРОФЕССИО НАЛИЗМ ПОВЕДЕНИЕ ЦЕННОСТИ Образование Навыки Опыт Стиль лидерства Стиль мышления Стиль эмоций Карьерная мотивация Карьерные ценности = УСПЕХУСПЕХ

Описание подхода - основные тезисы Выделение релевантных параметров для оценки деятельности менеджеров (были выделены в ходе ряд исследований, проведенных в х) Сравнение результатов по оцениваемым стилям и компетенциям с Профилями успеха (построенными для индустрии, уровня и функционала позиции) Основная функция менеджеров – принятие решений; важность эмоциональной компетентности и релевантной мотивации Параметры оценки: –стили принятия решений (в публичной и приватной форме) –эмоциональные компетенции-стили –карьерная мотивация

Оцениваемые параметры ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТИЛЬ ЛИДЕРСТВАСТИЛЬ МЫШЛЕНИЯЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Ориентированный на задачу Социальный Интеллектуальный Командный Ориентированный на действие Гибкий Комплексный Креативный Толерантность к неопределенности Самообладание Эмпатия Умственная работоспособность Адаптивность Уверенность в себе КАРЬЕРНАЯ МОТИВАЦИЯ И ЦЕННОСТИПРОФЕССИОНАЛИЗМ Ориентация на экспертизу Ориентация на достижения Ориентация на обучение Ориентация на новое Образование Опыт работы Знание индустрии Знание компании Управленческий и функциональный опыт Международный опыт Профессиональные достижения

Основные результаты Стиль Лидерства Российск ий СЕО Профиль Успеха Стиль Мышления Российск ий СЕО Профиль Успеха Стиль Эмоций Российск ий СЕО Профил ь Успеха Карьерная Мотивация Росс- кий СЕО Профил ь успеха

Портрет российских управленцев Российские генеральные директора в большинстве своем имеют высокий формальный интеллект, развитые навыки работы с информацией, обладают хорошей интуицией, имеют высокий уровне стрессоустойчивости и жизнестойкости. Стремятся производить впечатление уверенных в себе, жестких, самодостаточных руководителей; не склонны публично признавать свои ошибки, выглядеть «некомпетентными». Обладают слабыми коммуникативными способностями и навыками. В переговорах стремятся доминировать своим мнением, плохо слушают других, зачастую не готовы искать компромиссы, стремиться к взаимной выгоде, предпочитают издавать приказы и раздавать указания. Используют в основном негативную мотивацию, не умеют или не считают нужным признавать заслуги других людей, особенно, публично; мало значения придают идеологической и ценностной основе бизнеса, вдохновляющей функции лидера, наставничеству. Обладают высоким формальным интеллектом, технократическим подходом, при этом в межличностной сфере они ориентируются гораздо хуже, плохо разбираются в других людях, не всегда адекватно оценивают собственные сильные и слабые стороны, опасаются открыто проявлять свои чувства. Амбициозны, в высокой степени ориентированы на статус и материальное вознаграждение.

Обсуждение результатов Российские генеральные директора обладают компетенциями, касающимися управления процессами, а лидерские компетенции, связанные с мотивацией сотрудников и их развитием, развиты слабее, чем у международных успешных управленцев. «Бизнес имеет тех лидеров, которых он заслуживает». Сейчас: неконкурентная экономика, преобладание административного ресурса как фактора успеха в развитии бизнеса, неразвитость бизнес-этикие и регулярного менеджмента, краткосрочное планирование, …. Генеральный директор несет персональную ответственность за эффективность бизнеса. Но эффективность обеспечивается людьми, именно люди создают конкурентные преимущества, их таланты помогают компаниям выигрывать в рыночной борьбе. Будущее за лидерами, взращивающими лидеров вокруг себя. Пока это признается декларативно, нет подтверждения в управленческом поведении.

Достоинства исследования Описан краткий портрет российских генеральных директоров, соответствующий описаниям российского менеджмента в междисциплинарном масштабе. (См. А.Прохоров Русский стиль управления) Выборка исследования является составлена из «труднодоступных» представителей. У участников начал формироваться интерес к участию в подобного рода исследованиях, в ходе которых они могут получить обратную связь и скорректировать свой стиль управления.

Ограничения исследования Полученные результаты требуют верификации другими диагностическими инструментами. Использовался только один подход, созданный в контексте американской культуры. Достаточно малочисленная выборка, чтобы генерализовать выводы на весь российский менеджмент. Для изучения индивидуальных особенностей участников исследования не хватает качественных методов исследования – например, глубинного интервью.

Перспективы изучения темы Проведение кросскультурного исследования не только стилевых и поведенческих характеристик, но и личностных черт/конструктов/ценностей/ мотивации и регуляции деятельности Проведение комплексного изучения национального колорита российских управленцев (не только психологических особенностей, но и эффективности, целесообразности, социо-экономических и историко- культурных предпосылок) Важно найти способ преодолеть сопротивление управленцев участию в психологических исследованиях и повысить уровень доверия диагностическим инструментам

Благодарю за внимание! Елена Ю. Мандрикова