Межбюджетные отношения. объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления г. Казань 30 июля 2003 г. Г. Г. Покатович.
Advertisements

Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального.
Финансы и кредит Тема 4. Бюджет и бюджетная система РФ.
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Бюджет и бюджетная система РФ Сущность бюджета Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Инструменты и эффективность финансового выравнивания субъектов РФ Подготовили студентки Группы ГМФ4-3У Карпухина Екатерина Шкурова Мария ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Финансы и кредит Бюджет и бюджетная система РФ Подготовила: Весельская Светлана студентка 2 курса 391 группы.
ФОНДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ. Фонд (фр. fond от лат. fundus «основание») лат. Фонды создаются для материального обеспечения социально-культурной, благотворительной,
Оценка влияния реформы федеративных отношений и местного самоуправления на доходы региональных и местных бюджетов И.В.Трунин Вологда – 20 июня 2003 года.
Фонды межбюджетных трансфертов. Федеральный бюджет Бюджет субъекта РФ 1. Фонды межбюджетных трансфертов.
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
Г. Г. Покатович Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по регулированию межбюджетных отношений: выравнивание бюджетной обеспеченности.
Межбюджетные отношения в среднесрочной перспективе доктор экономических наук профессор кафедры Экономики и финансов РАНХиГС Пронина Л.И.
А. Н. Дерюгин Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах Российской Федерации г. Москва 20 апреля 2004 г.
Ф ОРМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В Р ОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Принцип построения межбюджетных отношений.
Лекция 7 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Транксрипт:

Межбюджетные отношения

объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней сбалансированност ь интересов всех участников межбюджетных отношений самостоятельность бюджетов всех уровней Основные принципы межбюджетных отношений при бюджетном федерализме равенство всех бюджетов РФ единство бюджетной системы

Межбюджетные отношения осуществляются по двум принципам Через нормативные отчисления от регулирующих налогов Путем прямых перечислений из республиканского бюджета в различных формах (дотации, субвенции, трансферты, средства по взаимным расчетам)

Некоторые термины и определения Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. «Донор» - субъект РФ, муниципальное образование, по которому сумма налоговых платежей, перечисляемых в бюджетную систему РФ, превышает сумму бюджетных расходов. «Реципиент» - субъект РФ, муниципальное образование, по которому сумма бюджетных расходов превышает которому сумму налоговых платежей, перечисляемых в бюджетную систему РФ. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (муниципальных образований) – денежные средства, образуемые в федеральном бюджете (бюджете субъекта РФ) для оказания финансовой помощи субъектам РФ (муниципальным образованиям) и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой. Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Трансферты - перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов

Бюджетное выравнивание вертикальное Процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (налоговых поступлений). Принцип вертикальной сбалансированности предъявляет требования как к вышестоящему уровню власти (бюджету), так и к региональным и местным властям (бюджетам). В случае если потенциальные возможности по обеспечению доходной части на нижестоящем уровне недостаточны для финансирования предоставления услуг (выполнения функций), за которые отвечает тот или иной региональный или местный орган, то центральное правительство обязано предоставить этому нижестоящему уровню власти недостающие бюджетные ресурсы. Вертикальное выравнивание не решает всех проблем бюджетного сбалансирования. Оно должно сочетаться с процессом горизонтальной сбалансированности бюджетов.

Горизонтальное бюджетное выравнивание Пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации (регионами) по определенной формуле для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях (потенциалах) различных территорий (субъектов Федерации и Муниципалитетов). В условиях Российской Федерации задача горизонтального выравнивания сложна, как ни в одной другой стране. Решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг и благ связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти, дифференциацией населения по уровню получаемых денежных доходов; региональными различиями в прожиточном минимуме, связанными с уровнем цен региональных потребительских рынков. В соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в России осуществляется переход от индивидуальных и постоянно меняющихся нормативов к финансовым трансфертам на основе единой для всех регионов методики их исчисления.

В области используемых механизмов сглаживания горизонтального финансового дисбаланса и системы финансового выравнивания В области используемых механизмов сглаживания горизонтального финансового дисбаланса и системы финансового выравнивания доминирование федерального начала проявляется: сохранении финансовых потоков 1)в сохранении значительных перераспределительных финансовых потоков, замыкающихся на федеральном бюджете; построении системы трансфертов 2)в построении системы трансфертов, при которой на федеральном уровне производится постатейный учет не только доходов бюджетов субъектов федерации, но и их расходов; скрытом перераспределении доходов 3)в скрытом перераспределении через систему трансфертов доходов от собственных и закрепленных источников бюджетов нижестоящего уровня.

Финансирова ние отдельных целевых расходов Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов «нижнего уровня» Покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов Формы финансовой помощи бюджетам других уровней Долевое финансирование инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры СубвенцииДотацииСубсидииБюджетные ссуды ЦЕЛЬ:

1) Определение фактического душевого дохода 2) Расчет индекса бюджетных расходов 3) Расчет приведённого душевого бюджетного дохода 4) Расчет трансфертов и долей субъектов РФ (МО) в ФФПР Алгоритм расчёта трансфертов из ФФП для субъектов РФ и МО ЭТАПЫ:ФОРМУЛЫ: Собственные бюджетные доходы и отчисления от регулирующих источников Численность населения субъекта РФ (МО) Обоснованная (нормативная) бюджетная потребность субъекта РФ (МО) Средняя (минимальная) обоснованная потребность по субъектам РФ (МО) Фактический душевой доход Индекс бюджетных расходов

4.1) Поиск субъекта РФ (МО) с min приведённым душевым бюджетным доходом и субъекта РФ (МО), следующего за ним по этому показателю 4.2) Определение суммы недостающих бюджету первого субъекта РФ (МО) средств для доведения его приведённого душевого бюджетного дохода до уровня следующего за ним субъекта РФ (МО) 4.3) Умножение полученной суммы на ИБР (для первого субъекта РФ (МО)) и на численность этого субъекта РФ (МО) 4.4) Полученная величина вычитается из проектируемого объёма ФФПР 4.5) Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (МО) по аналогичному принципу до тех пор, пока объём ФФПР не станет равным нулю 4.6) Расчёт долей субъектов РФ (МО) в ФФРП Довести показатель приведённого душевого бюджетного дохода в субъектах РФ (МО) до max возможного при проектируемо м объёме ФФПР. ЦЕЛЬ:

Виды фондов финансовой помощи Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Федеральный фонд софинансиро- вания социальных расходов Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов Федеральный фонд регионального развития Федеральный фонд компенсаций Бюджет формирования для нижеперечисленных фондов - федеральный Цели финансирования: Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации Частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ по осуществлению мер соц. поддержки ветеранов труда и тружеников тыла; выплате гос. пособий гражданам, имеющим детей; обеспечению соц. поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от полит. репрессий. Предоставление субсидий субъектам РФ и МО, отобранным на конкурсной основе, двумя частями в течение 2 лет по итогам выполнения этапов реализации программ реформирования региональных и муниципальных финансов. Повышение уровня социально- экономическог о развития субъектов Российской Федерации Предоставление субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ Дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений (Ст. 137 БК) Дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) ( Ст. 138 БК) Иные дотации и субсидии местным бюджетам (Ст. 139 БК) СУБВЕНЦИИ ИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОНДА КОМПЕНСАЦИЙ ИНЫЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ И БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ Из бюджета субъекта РФ (ст. 135 БК) Из бюджета субъекта РФ (ст. 135 БК)

Из местных бюджетов (ст. 142 БК) ) ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ИЗ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ БЮДЖЕТАМ ПОСЕЛЕНИЙ (Ст. 142_1 БК) ) СУБВЕНЦИИ В РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ («Отрицательные трансферты») (Ст. 142_2 БК) ) СУБВЕНЦИИ ИЗ БЮДЖЕТОВ ПОСЕЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ (Межмуниципальные функции) (Ст. 142_3 БК) СРЕДСТВА, ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ ИЛИ В БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПОГАШЕНИЕМ ДОЛГА ИНЫЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ И БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

80 процентов налоговых доходов бюджетов субъектов РФ формируется за счет отчислений от федеральных налогов Отклонение от базовых принципов бюджетного федерализма Несовершенство методики Минфина по расчету налогового потенциала Часть финансовой помощи распределяется без четких критериев и процедур Привилегированное положение ряда национальных республик Фактически не применяется принцип равноправия в системе межбюджетных отношений Не достигнуто и оптимальное распределение ресурсов между уровнями бюджетной системы Несовершенство БК РФ Проблемымежбюджетныхотношений

«Подводные камни» межбюджетных отношений: 1) 1) Острая вертикальная несбалансированность бюджетной системы. 2) Сглаживание горизонтального дисбаланса и формирование схемы выравнивающих платежей. 3) Действующая модель трансфертов, несмотря на ее постоянное совершенствование, пока не отвечает требованиям эффективного развития экономики страны как реально федеративного государства. 4) Практика трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ не только не привела к выравниванию уровня социально-экономического развития регионов, но и усугубила их различия. 5) Зависимость регионов от помощи федерального бюджета нарастает. 6) Перераспределение в пользу убыточных, делающих расточительные расходы регионов за счет более экономных и эффективно работающих соседей и, как следствие, не удаётся направить трансферты в регионы с объективно низкой обеспеченностью социальной инфраструктурой, если основываться при их распределении на данных о региональных расходах и доходах

Минфин предлагает усложнить градацию регионов: Вместо: Субъекты РФ Доноры Реципиенты Альтернатива – разделение на группы: (в зависимости от дотационности) Субъекты РФ Около 20 субъектов, имеющих финансовую помощь на уровне не более 20% от объема собственных доходов 57 субъектов, получающих финансовую помощь на уровне от 20% до 60% относительно доходов бюджета Оставшиеся субъекты РФ, финансовая поддержка в общем объеме доходов которых превышает 60%