У РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ : ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ФОРМЫ Москва 2011 К ОСТИН Б АКЛЮКОВ 233 ГРУППА
В ВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ Обман участников долевого строительства; Преследование ДПС владельцев праворульных автомобилей; Отчисления студентов «за нарушение этики» после политических акций; Попытки введения платной некоммерческой рыбалки; Неуставные отношения в воинских частях Такие социальные (и отчасти политические) конфликты находятся в сфере интереса отдельных групп, не всего общества
П РОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Решение конфликтов: через протест или по-иному, или не решать вовсе Разнообразие проблем и особенности групп дают нам разнообразие форм протеста Формы решения выбираются по неизвестному нам основанию и принципу Некоторые формы протеста для наблюдателя вовсе могут не иметь смысла и приводить к результатам Состав участников разных форм конфликта разнообразен, «портрет участника» размыт Для выхода из конфликтов может быть нужен протест, но неясно, кто будет в нем участвовать, какую именно он форму примет и почему.
П РИМЕР : ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ Ответы на вопрос: "Какие способы разрешения конфликтов видятся вам наиболее действенными? Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников. Е. В. Виноградова, И. М. Козина
П РИМЕР : ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ Три типовых подхода к конфликтам Унитаристский взгляд : организация - единый организм, семьей. Общие цели. Конфликт - патология, связанная с "провокациями" извне, либо с межличностными трениями и несовершенствами коммуникаций внутри организации. Плюралистическое видение : группы в рамках организации, интересы их различны (или противоположны), однако подлежат согласованию и гармонизации. Конфликт - данность, вариант нормы. Радикальный подход : антагонизм интересов труда и капитала Конфликты абсолютно неизбежны и неразрешимы в рамках существующих социальных отношений. Отношения сотрудничества и конфликта в представлениях российских работников. Е. В. Виноградова, И. М. Козина
В ВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ «Что?» Какие именно конфликты переходят в стадию конфликтных действий в тех или иных группах? Каковая доля именно политических и социальных конфликтов в протестных действиях? «Каким образом?» Если конфликт перешел в стадию конфликтных действи то какую форму она принимает? С чем связан выбор формы действий? Это специфика проблемы, группы, или же следствие иных факторов? «Кто?» Кто участвует в конфликтных действиях? Вся группа? Привлекательно ли это для молодежи? Как часто форма решения конфликта функциональна (ради цели), а как часто он самоцель? Могут ли эти два полюса совмещаться?
П РОБЛЕМА Из конфликтов чаще всего описываются трудовые конфликты Большинство статей о формах протеста ограничиваются градацией: подпись под петицией, участие в законных демонстрациях, бойкотирование, забастовки, занятие административных зданий Молодежь редко рассматривается в исследованиях стадий конфликта
О СНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Конфликт (социальный или политический) - столкновение и борьба интересы различных групп Чаще всего конфликту приписывают 4 стадии: латентная (интересы не выражены), манифестированный конфликт (интересы озвучены), конфликтные действия, «разрешение конфликта» (у Гумилева – фаза усталости)
Ф ОРМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА Обращение в суд Обращение к местным властям Обращение к высшим органам власти Просьба к (правозащитным) организациям Привлечение прессы
Ф ОРМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА ( ПРОТЕСТНАЯ АКТИВНОСТЬ ) Ненасильственные Насильственные Митинг Собрание Демонстрация Шествие Пикетирование Флешмобы, хэппенинги Голосование «против всех» Протестная активность в интернете (обсуждения,агитации, провокации и т.д.) Граффити, надписи и тому подобное Бойкот Бунт Перекрытия дорог Захват административных зданий Восстание Революция
П РОБЛЕМА Недостаток информации о факторах, определяющих выбор той или иной формы урегулирования конфликта и склонности к протестным их формам в молодежной среде.
О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Эмпирический объект Молодежь города Москва в возрасте лет, получающая профессиональное образование, а также входящая в группу, затронутую конфликтом.
О БЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретический объект Конфликтные действия в уже произошедших конфликтах, их формы
Структура факторов, влияющих на скорость перехода от манифестации к конфликтным действиям и определяющих выбор той или иной формы конфликтных действий. П РЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ц ЕЛЬ Установить характер и факторы перехода конфликта в стадию конфликтных действий, выбора конкретных форм этих действий, а также степени поддержки их среди молодежи
З АДАЧИ Установить характеристики перехода конфликта в стадию конфликтных действий (форму конфликта, скорость перехода от манифестационной стадии, длительность и возобновляемость конфликтной фазы) и их взаимозависимость Установить факторы перехода конфликта в стадию конфликтных действий (острота конфликта, степень занятости индивида, приверженность определённым партиям или социальным движениям и т.д.) Выявить этно-демографические, социально-экономические показатели, влияющие на выбор конкретных форм конфликтных действий Установить степень влияния факторов подпитки конфликта на его характеристики и уточнить сам перечень факторов (степень солидарности ущемленной группы, поддержка от не вовлеченных в конфликт людей, успешность предыдущих попыток урегулирования конфликта, агрессивность тактики противостоящей стороны). Установить зависимость склонности к переходу к протестным действиям от установок в отношении конфликта
Г ИПОТЕЗЫ Социально-экономические и социально-демографические характеристики 1. Если студент является иногородним, то с большой долей вероятности он менее укоренен в местном сообществе и менее склонен к радикальным формам урегулирования конфликта. 2. Лица мужского пола имеют большую предрасположенность к протестным формам активности и быстрее могут к ним перейти. 3. Лица мужского пола проявляют большую солидарность в рамках ущемленной в правах группы, что способствует дольше поддерживать конфликт в фазе конфликтных и протестных действий. 4. Более молодые студенты (как правило, 1-2 курс) будут иметь более радикальные установки по отношению к конфликтам, что приводит их к желанию выбрать наиболее радикальные формы протеста. 5. Студенты старших курсов в большинстве случаев имеют работу или серьезное увлечение, которое снижает актуальность проблемы в целом для них и понижает скорость перехода к конфликтной фазе 6. Студенты национальностей, имеющих традиционную культуру, выбирают более мягкие формы урегулирования конфликта или стараются не переходить к конфликтным действиям.
Г ИПОТЕЗЫ Характеристики конфликта 7. Выбор формы конфликтных действий влияет на длительность фазы конфликтных действий: чем радикальнее форма, тем быстрее наступает какое-либо разрешение 8. Скорость перехода от манифестаций к конфликтным действиям характеризует готовность индивидов перейти к конкретным действиям 9. Возможность возобновления конфликтной фазы характеризует успешность предыдущей попытки урегулирования конфликта
Г ИПОТЕЗЫ Факторы перехода к конфликтной фазе 10. Чем сильнее индивид связан с группой, чьи интересы ущемлены, тем более радикальные формы разрешения конфликта он готов применить 11. Значимость конфликта в целом имеет невысокую степень влияния на скорость перехода к конфликтным действиям Факторы подпитки 12. Агрессивная тактика противостоящей стороны на этапе перехода к конфликтным действиям приводит к возвращению конфликта в латентную фазу. 13. Высокая степень солидарности в ущемленной группе приводит к готовности к более решительным действиям. 14. Наличие поддержки от членов группы, непосредственно не вовлеченных в конфликт, и не-членов группы, услиливает степень радикальности протеста. Установки по отношению к конфликту 15. Среди молодежи в основном превалируют плюралистические установки.
Спасибо за внимание! (Мы уже работаем над этим слайдом)