Педагогический совет «Особенности формирования учебно-познавательной компетенции у воспитанников АСКШИ 2». Апрель, 2011год. Ю.В.Натхина Образовательные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Камышанова Т.В. Завуч по УВР в начальных классах МОУ СОШ 3 г.Суровикино Волгорадской области.
Advertisements

Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Использование интерактивных образовательных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в условиях ФГОС второго поколения учитель начальных.
МОУ «Окунайская средняя общеобразовательная школа 1»
Уровневая оценка метапредметных результатов учеников на начальной ступени обучения как мониторинговое обеспечение индивидуализации образования Тихомирова.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Ключевые компетенции в обучении химии и биологии. Из опыта работы учителя химии и биологии Жигачевой Ольги Ивановны МОУ Суминской СОШ.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Транксрипт:

Педагогический совет «Особенности формирования учебно-познавательной компетенции у воспитанников АСКШИ 2». Апрель, 2011год. Ю.В.Натхина Образовательные технологии, способствующие формированию учебно-познавательной компетенции у учащихся «АСКШИ 2».

Принципы отбора содержания образования коррекционных школ. /О.И.Карпунина, Н.В.Рябова «Специальная педагогика»/ ПринципКлючевые понятия 1.Соответствие содержания требованиям развития общества, науки, культуры и личности. -Традиционные ЗУН -Современные социальные условия 2.Единая содержательная и процессуальная стороны обучения -Технологии передачи и усвоения - Соответствие действий 3.Структурного единства содержания образования -Учебный материал - педагогическая деятельность -Личность ученика Гуманитаризация образования Фундаментализация содержания -Активное творческое и практическое освоение -Преемственность -Междисциплинарные связи -Интенсификация процесса

Методы обучения в с коррекционной школе. / О.И.Карпунина, Н.В.Рябова «Специальная педагогика» / Источник знанийХарактер познавательной деятельности Дидактические цели Виды деятельности учителя и учащихся СловесныеОбъяснительно- иллюстративный Изложения новых знаний Коммуникативные НаглядныеРепродуктивныйПовторения, закрепления, Познавательные ПрактическиеПроблемныйПрименения знанийПреобразовательны е, систематизирующи е Частично- поисковый, исследовательский КонтрольКонтрольные

Задачи образования: Предыдущий этап развития образования: увеличение объёма знаний, умений и навыков Современный этап: развитие ума, как способности мыслить и рефлексия; Дать способы деятельности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, духовной; Развитие потребности в знаниях и непрерывного образования, как условия успешной профессиональной мобильности

1. Учитывая современные социальные условия развития государства и общества, изменившиеся требования к специалисту, профессионалу и решая задачи образования, педагоги должны и способны максимально приблизить компетентность воспитанников нашей школы в учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социальной, трудовой сферах, а также в вопросах здровьесбережения, что значительно повысит эффективность адаптации, самореализации и социализации выпускников в современном обществе. 2. Опыт применения продуктивных методов формирования учебно-познавательной компетенции показывает, что использование элементов проблемного, частично-поискового и исследовательского методов возможно в условиях коррекционной школы и эффективно. Вывод:

Осуществление преемственности при формировании учебно-познавательной компетенции учащихся: Начальная школаСтаршая школа Учебно - организационные : Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно ; Обнаруживать учебную проблему совместно с учителем ; Учиться планировать деятельность ; Высказывать свою точку зрения и пытаться предлагать способ ; Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства ( учебник, инструменты ); Учиться отличать верно выполненное задание от выполненного неверно ; Определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем ; Учебно - организационные : Определять учебную задачу ; Выстраивать рациональную последовательность действий ; Осуществлять самоконтроль деятельности ; Сотрудничать при решении учебных задач ; Планировать собственную деятельность Корректировать собственную деятельность.

Учебно-информационные: Ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в словаре ); Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ; Составлять простой план небольшого текста - повествования : Подробно пересказывать небольшие тексты, называя их тему ; Осуществлять наблюдение по заданному алгоритму : Работать с учебником и дополнительной литературой : Различать повествование, описание, рассуждение ; Составлять на основании текста таблицы, схемы ; Извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, иллюстрация ) Задавать вопросы разного типа ; Наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях ;

Учебно-интеллектуальные: Отличать новое знание ( умение ) от уже известного с помощью учителя и самостоятельно ; Делать выводы о результате своей работы и работы всего класса : Самостоятельно предполагать какая информация нужна для учебной задачи в один шаг ; Наблюдать и делать самостоятельные выводы ; Определять главное по существенным признакам ; Выявлять свойства объекта ; Выделять критерии для сравнения и осуществлять его ; Систематизировать информацию ; Учиться доказывать свою точку зрения и опровергать противоположную ; Формулировать вывод ;

Учебно-коммуникативные: Оформлять свою речь в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций ; Учить наизусть стихотворение и прозаический фрагмент ; Слушать и понимать речь других ; Выразительно читать и пересказывать текст ; Вступать в беседу на уроке и в жизни ; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им ; Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика ); Высказывать суждения ; Задавать уточняющие вопросы ; Слушать друг друга ; Пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения ; Читать вслух и про себя тексты ( ставить вопросы к тексту, искать ответы, проверять себя ); Учиться распределять работу при совместной деятельности ; Соотносить собственную деятельность с деятельностью других ; Участвовать в учебном диалоге ; Организовывать работу в группе ;

Формы и методы, наиболее подходящие для формирования и развития учебно-познавательной компетенции: Проблемно - диалогическая технология ( учитель – « режиссёр », ученики совместно с ним ставят и решают учебную проблему, используя умения ); Исследовательская деятельность параллельно с традиционными формами работы ; Методы формирования правильной читательской деятельности ; Различные методы работы с текстом ; Проектная деятельность ; Проблемно - сообщающие методы ; Организованный диалог ; Коллективное взаимообучение ; Работа в парах сменного и постоянного состава ; Самостоятельная работа ; Игровая деятельность ;

Современные образовательные технологии – личностно-ориентированные технологии. Технология разноуровневого обучения ; Технология развивающего обучения ; Педагогика сотрудничества ; Игровые технологии ; Проблемное обучение ; Информационные технологии

Элементы технологии разноуровневого обучения: Основание : педагогическая дифференциация умственно - отсталых детей, дифференциация по классификации Певзнер ; Ценность педагогического подхода для нашей школы – различия основной массы учащихся в классе по уровню обучаемости сводятся не столько ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала, а основываются на педагогической и психологической дифференциации умственно - отсталых детей. Ценность принципов для нашей школы – 1) Создание ситуаций успеха для каждого ребенка. 2) Взаимное превосходство. Если у ребёнка, что - то получается хуже, чем у других, значит что - то должно получаться лучше. Это что - то надо найти ! 3) Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным !

Где и как применять? УрокДомашнее заданиеВнеклассное мероприятие Условие : одно упражнение для всех Условие : одно мероприятие Уровень творческого ( проблемного ) задания к этому упражнению в рамках своей группы Уровень самостоятельной творческой ( проблемной ) деятельности в рамках своей группы Степень участия и качество вклада доступное каждому : от помощи в организации до роли соведущего ; Результат : все группы осваивают приёмы учебно - познавательной компетенции на трудном, но доступном уровне. Результат : доступность задания создаёт мотивацию к самостоятельной работе и интерес в получении результата. Результат : от успеха общего к успеху каждого.

« Развитая рефлексия как бы непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за её пределы … человек как бы занимает позицию вне её. Это решающий поворотный момент … Здесь начинается либо путь к духовному опустошению … либо другой путь – к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе …» С. Л. Рубинштейн Элементы технологии рефлексивного обучения

Что такое рефлексия? 1. Механизм продуктивного мышления 2. Особая организация процессов понимания происходящего в широком смысле 3. Процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий себя и других людей, включённых в решение задач Имеет как внутренний так и внешний план. Виды рефлексии : 1. Предметная ( что Я делал ?) 2. Процессуальная ( как Я делал ?) 3. Ценностная ( для чего Я делал ?)

Чем ценна технология рефлексивного обучения в нашей школе? Служит совершенствованию различных видов деятельности, что способствует развитию компетенций. Это путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта ребёнка. Развивает механизмы самоуправления. Средство для саморазвития личности. Является способом и условием личностного роста. Источник нового знания. Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое - либо затруднение. Методам и приёмам рефлексии можно научить и приучить.

Алгоритм «Шаги рефлексии – путь решения учебной проблемы» /теория О.С.Анисимова / 1 шагисследовательскийЧто и как Я делал ? 2 шагКритическийПочему у меня не получилось ? В чём я был не успешен ? Что я не знаю ? 3 шаг « помощь » Что мне может помочь при решении этой проблемы ? Кто мне может помочь ? 4 шаг « прогноз » Как Я могу решить эту проблему ? Что я должен сделать для этого ? 5 шаг « деятельность » Я выполняю эту деятельность, чтобы решить эту проблему, задачу, ситуацию …

Ребёнок с помощью учителя ( а, лучше, самостоятельно ) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы, шаги и виды действий, самоконтроля, учёта достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. Любая деятельность на уроке, занятии, самоподготовке, мероприятии. Механизм реализации, условия применения.

Элементы технологии проблемного изложения знаний, которые эффективно можно использовать в условиях урока, занятия, любой деятельности. 1 этапСоздание проблемной ситуации Условие : достаточно трудно, но понятно 2 этап « Закрытый » Условие : есть знания по данному вопросу. 3 этап « Открытый » Создание педагогом условий на приобретение различных способов

Самостоятельная работа учащихся.