Управленческая компетентность – основа развития потенциала образовательного учреждения Семячкина Елена Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Advertisements

Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Воспитательная концепция: «Стань Человеком…» Разработала классный руководитель 10 класса Шамсутдинова Зинира Альфритовна.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Беседа для родителей « Какой должна быть любовь к ребенку »
Педагог-психолог Ибраева Ольга Игоревна. Взрослый мир и мир детства постоянно живут рядом. Два этих мира уникальны и непохожи. Разница между миром ребенка.
Как научиться говорить «НЕТ»? Родительское собрание Социально-психологическая служба ОУ 845.
Уроки семейной любви. Детей, которых любят искренне и безусловно, легко увидеть в детском коллективе.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Детей, которых любят искренне и безусловно, легко увидеть в детском коллективе.
Тренинг « Пути решения конфликта » « Пути решения конфликта »
Подготовила и провела: вос-ль: Горностаева Галина Ивановна выс.кв.категория.
Состояние ожидания и неопределенности… Высокий уровень учебной нагрузки… Психоэмоциональное и физическое перенапряжение… Хроническая усталость Высокий.
Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое.
Транксрипт:

Управленческая компетентность – основа развития потенциала образовательного учреждения Семячкина Елена Николаевна

2 ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЯ

3 «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их» Греческий философ Эпиктет

4 Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. Это процесс установления и развития контактов между людьми.

5 ОБЩЕНИЕ ФОРМАЛЬНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ КОНТАКТОНОЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ

6 ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ Доверительное отношение к значимой информации Отношение доверия к партнёру как источнику информации Доверие к человеку как исполнителю

7 Стиль общения – использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению (поучительно – назидательный) (возвышающий людей, вселяющий в них веру) вселяющий в них веру) (вызывающий у людей желание (передача слушателям сведений, возражать, не соглашаться) восстановление в их памяти (вызывающий у людей желание (передача слушателям сведений, возражать, не соглашаться) восстановление в их памяти каких – либо фактов) каких – либо фактов) (по Ф. А. Кузину) Стили общения «менторский» «одухотворяющий» «конфронтационный» «информационный»

8 Эффекты определяющие психологические установки в процессе взаимодействия Эффект «ореола» Эффект последовательности (авансирования) Эффект «проецирования на других людей собственных свойств» Характеризуется формированием мнения о частных свойствах и качествах человека на основах общих впечатлений о нем. Приводит к тому, что суждения о человеке зависят от сведений, полученных о нем в первую очередь, и определяют отношение к нему в дальнейшем. Позитивная установка может быть обусловлена манерой речи, стилем поведения, эмоциональными реакциями

9 И н ф о р м а ц и я Д е й с т в и я Э м о ц и и

10 Что делать? Негативное поведение Слушать («слышать») потребности Потребности в: любви свободе внимании независимости ласке самоопределении успехе развитии понимании самосовершенствовании уважении самоуважении самоуважении реализации собственного познании потенциала Базисные стремления: Я - хороший Я - могу Я - любим Я – ЕСМЬ! Гнев Злоба Агрессия Активно слушать Безусловно принимать (8 объятий в день!) Я- сообщение Боль Обида Страх

11 !!! Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, работе; чтобы он мог себя реализовывать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. !!! Позитивное отношение к себе - основа психологического выживания, и человек постоянно ищет и даже борется за него.

12 МЫСЛИ МИР ЧУВСТВА ДЕЙСТВИЯ

13 Иррациональные установки руководителя- источник конфликтных ситуаций. Иррациональные идеи Иррациональные идеи- это наши ожидания по поводу того, чего другие люди ждут от нас, и наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие люди и мир в целом. Важно, что это такие ожидания, в которые мы твердо верим, и поэтому, если они не оправдываются, это вызывает у нас всплеск эмоций- как правило отрицательных.

14 Виды иррациональных суждений. Иррациональные суждения делятся на 4 главные категории: Суждения «долженствования». Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должен быть не таким, каков он есть («Я должен выиграть игру», «Он должен быть любезным по отношению к мне» и.т.п.) Суждения «долженствования». Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должен быть не таким, каков он есть («Я должен выиграть игру», «Он должен быть любезным по отношению к мне» и.т.п.) «Ужасающие» суждения. Суждения о том, что все ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть («Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода гостей» и.т.п.) «Ужасающие» суждения. Суждения о том, что все ужасно, жутко и кошмарно, потому что все не так, как следовало бы быть («Будет ужасно, если я не закончу уборку до прихода гостей» и.т.п.) Суждения «надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть. Суждения «надлежит» и «следует». Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему «надлежит» или «следует» быть. «Порицающие» суждения. Суждения, принижающие личность- собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть («Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя»). «Порицающие» суждения. Суждения, принижающие личность- собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей «надлежит» или «следует» быть («Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя»).

15 Помимо этих четырех категорий выделяют 12 общих «корневых» иррациональных идей: Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказать. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказать. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы. Все беды навязаны нам извне- людьми или обстоятельствами. Все беды навязаны нам извне- людьми или обстоятельствами. Если что-то пугает или вызывает опасение- постоянно будь начеку. Если что-то пугает или вызывает опасение- постоянно будь начеку. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать. Каждый нуждается в чем- то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе. Каждый нуждается в чем- то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха) Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. (Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха) То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении. Плыть по течению и ничего не предпринимать- вот путь к счастью. Плыть по течению и ничего не предпринимать- вот путь к счастью. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

16 Практическое задание: Сформулируйте собственные иррациональные идеи

17 Список российских иррациональных идей. Я должен (должна)… Я должен брать на себя ответственность. Я должен брать на себя ответственность. Если тебя просят, ты должен помочь (Я должен дать то, о чем меня просят).-Я должен сочувствовать и понимать, опекать и защищать. Если тебя просят, ты должен помочь (Я должен дать то, о чем меня просят).-Я должен сочувствовать и понимать, опекать и защищать. Ты обязан отблагодарить (Я в неоплатном долгу; за услугу я должна быть благодарна). Ты обязан отблагодарить (Я в неоплатном долгу; за услугу я должна быть благодарна). Отказываться нехорошо (Я не должна обидеть отказом). Отказываться нехорошо (Я не должна обидеть отказом). Я никогда не должен терять самообладание. Я никогда не должен терять самообладание. Я не должен воевать, ссориться, ругать. Я не должен воевать, ссориться, ругать. Я все должен (должна) делать быстро. Я все должен (должна) делать быстро. Я должен (должна) нравиться. Я должен (должна) нравиться. Я должен (должна) контролировать. Я должен (должна) контролировать. Я не должен (не должна) быть одна. Я не должен (не должна) быть одна. Я должен (должна) правильно себя вести. Я должен (должна) правильно себя вести. Я не должен (не должна) быть лидером. Я не должен (не должна) быть лидером. Если я вижу несправедливость, я должен (должна) ее устранить. Если я вижу несправедливость, я должен (должна) ее устранить. Я не должна платить за любовь. Я не должна платить за любовь. Я должна быть оригинальной. Я должна быть оригинальной. Я должен быть мужчиной. Я должен быть мужчиной. Я должен превосходить других. Я должен превосходить других. Я должна (должен) быть великодушной. Я должна (должен) быть великодушной. Я должна (должен) быть смелой. Я должна (должен) быть смелой.

18 2. Другие должны… Меня должны любить и не должны критиковать. Меня должны любить и не должны критиковать. Люди не должны просить у меня денег взаймы. Люди не должны просить у меня денег взаймы. Люди должны создавать вокруг меня атмосферу честности. Люди должны создавать вокруг меня атмосферу честности. Люди должны быть справедливыми. Люди должны быть справедливыми. Все должны считать меня порядочным. Все должны считать меня порядочным. 3. Все должны помнить… Русское «авось пронесет». Русское «авось пронесет». Если я долго работал, я больше заслужил. Если я долго работал, я больше заслужил. Будущее важнее настоящего. Будущее важнее настоящего. Идеи важнее человека. Идеи важнее человека. Если у нас что-то плохо, то это равно хорошо, потому что это наше. Если у нас что-то плохо, то это равно хорошо, потому что это наше. Надо подчиниться мнению большинства. Надо подчиниться мнению большинства. Доброе дело не должно остаться безнаказанным. Доброе дело не должно остаться безнаказанным.

19 Обоснование выбора стратегии взаимодействия. Существует как минимум три метода решения любого содержательного конфликта: Силовое решение. Предмет конфликта присваивается путем силовых действий, волевого решения, применения власти. Этот способ может привести как к победе, так и к поражению, поэтому возможны два исхода. Силовое решение. Предмет конфликта присваивается путем силовых действий, волевого решения, применения власти. Этот способ может привести как к победе, так и к поражению, поэтому возможны два исхода. Физическое разведение сторон. Стороны выводятся из конфликтного поля, столкновения не происходит по причине физической невозможности. В ряде случаев произвольный выход из конфликтного поля одной из сторон приводит к невозможности достижения цели другой стороной. В этом случае исход один- выигрыш не достается никому. Физическое разведение сторон. Стороны выводятся из конфликтного поля, столкновения не происходит по причине физической невозможности. В ряде случаев произвольный выход из конфликтного поля одной из сторон приводит к невозможности достижения цели другой стороной. В этом случае исход один- выигрыш не достается никому. Поиск решения, устраивающего оппонентов. Здесь также возможны два исхода. Компромисс: доступ к предмету конфликта получают все участники, но не в полной мере: приходится делиться. Конструктивное решение- такое решение, которое обеспечит максимальную реализацию интересов обеими сторонами. Поиск решения, устраивающего оппонентов. Здесь также возможны два исхода. Компромисс: доступ к предмету конфликта получают все участники, но не в полной мере: приходится делиться. Конструктивное решение- такое решение, которое обеспечит максимальную реализацию интересов обеими сторонами.

20 Таким образом, три способа поведения в конфликте могут привести к пяти различным исходам: победа, поражение, уход, компромисс и решение. Последовательное осуществление стратегий, направленных на достижение заранее намеченного исхода, называют стилем разрешения конфликта.

21 Возраст Пол (гендер) Образование Опыт Ценности Самооценка Индивидуальные психологические особенности Мотивы Установки

22 Классификация психотипов личности. Психогеометрическая модель

23 Модель «ЭГО» - состояний (по Эрику Берну) Одной из наиболее распространенных концепций коммуникаций в последнее время стала модель «ЭГО» состояний («Я» состояний), предложенная американским психологом Эриком Берном. Каждое «ЭГО» состояние, по Э.Берну, является замкнутым и состоит из: мыслить, чувствовать, действовать. Состояние «родители-Я» Тот, кто думает, действует и чувствует так, как его родители. Состояние «взрослые-Я» Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты (как взрослый). Состояние «ребенок-Я» Тот, кто чувствует и действует так, как в детстве (как ребенок).

24 родитель взрослы й родитель взрослы й ребенок

25 РодительРебенокВзрослый Общее поведение 1. Автоматически оценивающее, порицающее, наказывающее, ищущее виновного, приказное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое. 1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, хитрое, излучающее избыток энергии. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, неуверенное, жалующееся. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное. Раскрепощено, по- деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь

26 РодительРебенокВзрослый Типичные фразы 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Прекрати это сейчас же!». 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я не могу Вас понять». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я не могу Вас понять». 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно !», «»Великоле пно!», «Высший класс!», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». 2. Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье » 1. Все вопросы, начинающееся со слов: Что? Где? Когда? 2. Типичными фразами являются фразы: «по моему мнению», «я думаю», «я полагаю» и др.

27 РодительРебенокВзрослый Интонация, манера говорить 1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастическ и, с нажимом. 2. Тепло, успокаивающ е, сочувственно. 1. Громко, быстро, захлебывая сь, печально. 2. Тихо, нерешитель но, прерывающ имся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо. Уверенно (без высокомерия), по деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко.

28 РодительРебенокВзрослый Жесты 1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2. Поглаживание по голове. 1. Напряженный или расслабленны й корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство. Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед.

29 Методика «Стратегия» 1. Люблю давать советы. 2. Я, как и многие люди, «завожусь с пол-оборота». 3. Я умею подавлять свои желания, если они мешают достижению целей. 4. Если я не одобряю поведения людей, я прямо говорю им об этом. 5. Бывает, что я преувеличиваю свою роль в каких-то событиях. 6. Меня «на мякине не проведешь». 7. Я склонен оказывать покровительство. 8. Мне бы хотелось, чтобы мои желания исполнялись сразу. 9. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. 10 Я, как и многие люди, считаю своим долгом «одернуть того, кто ведет себя неверно». 11. Все люди снисходительно относятся к собственным слабостям. 12. Перед принятием решения я стараюсь продумать последствия его осуществления. 13. Младшие должны безусловно слушаться старших. 14. Я, как и все люди, бываю обидчивым. 15. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

30 Методика «Стратегия» 16. Положительную оценку человеку следует давать только в том случае, если он соблюдает нормы и правила принятые в обществе. 17. Я способен увлечься чем-либо, почти как ребенок. 18. Мой основной критерий оценки человека-непредвзятость (объективность). 19. Я не стесняюсь делать замечания людям, когда они ведут себя не правильно. 20. Я, как и многие люди, не уступаю кому-либо в споре просто потому, что не хочу уступать. 21. Существование каких-либо правил оправдано лишь до тех пор, пока они приносят пользу. 22. Родители, как более опытные люди, должны определять какие профессии следует избирать их детям. 23. Бывает, что мне хочется подурачиться, как ребенку. 24. Прежде чем действовать, надо сформировать и тщательно взвесить как можно больше вариантов решения предстоящего дела, с тем чтобы можно было выбрать лучшее решение. 25. Мне бы понравилось быть контролером. 26. Я, как и многие люди, поступаю непосредственно под влиянием эмоций. 27. Я могу менять способы своих действий, если изменяется обстановка. 28. Все должно делаться по правилам. 29. Бывает, что ко мне придираются несправедливо. 30. Мне бы понравилось быть исследователем.

31 ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СИНТЕЗАТОРИДЕАЛИСТПРАГМАТИКАНАЛИТИКРЕАЛИСТ Открытая Конфронтация Ошеломляющие вопросы и ответы Позиция «стороннего наблюдателя» Инкубация противоречий Фантазирование в стиле «что если» Негативный анализ Интерес к целому «Дальний прицел» Определение целей и критериев Рецептивное слушание Поиск средств для достижения согласия Апология гуманности Инкрементализм (кусочечный подход) Эксперименти­ рование и инновации Поиск быстрой отдачи Тактическое мышление Маркетинговый подход Планирование возможностей Систематический анализ вариантов Запрос дополнительных Данных Консервативное фокусирование Картирование ситуации Конструктивное внимание к деталям Анализ через синтез «Что? Где? Когда и Как? Зачем и Почему?» Инвентаризация ресурсов Стремление к практическим результатам Упрощение Опора на мнение специалистов Острая коррекция

32 Установление контакта Цель Нахождение совпадающих интересов Снятие психологических барьеров Определение принципов общения Адаптация к Партнеру в установление контакта Выявление качеств, опасных для общения

33 Манипуляции во взаимодействии

34 Поведение, вызывающее вынужденную реакцию (эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую) партнёра, выгодную манипулятору. Поведение, вызывающее вынужденную реакцию (эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую) партнёра, выгодную манипулятору. Осознанное использование слабостей партнёра в своих интересах. Осознанное использование слабостей партнёра в своих интересах.

35 Специально спланированные стратегия, тактика и приёмы общения, вынуждающие партнёра принимать решения и действовать в ущерб своим интересам. Специально спланированные стратегия, тактика и приёмы общения, вынуждающие партнёра принимать решения и действовать в ущерб своим интересам. Скрытые от сознания партнёра приёмы общения, ведущие к результату взаимодействия, выгодному манипулятору и наносящему ущерб партнёру. Скрытые от сознания партнёра приёмы общения, ведущие к результату взаимодействия, выгодному манипулятору и наносящему ущерб партнёру.

36 Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. Манипуляция – вид психологического воздействия, выполняемого искусно и скрытно.

37 Цель манипулятора – побудить другого человека совершить те или иные поступки, выгодные ему. Он не говорит об этом прямо, но подводит того, кем манипулирует, к необходимости (якобы) поступить именно так, как нужно ему самому.

38 Манипулятор стремится «прибрать к рукам» другого человека, помыкать им, но делать это искусно, чтобы у того создалось впечатление, будто он сам управляет своим поведением

39 Психокомплексы – это тонкие струны человеческой души, которые послушно откликаются на умное прикосновение «мастера». Воздействие на психокомплексы является самым действенным средством манипулирования людьми.

40

41

Что от вас хочет добиться манипулятор? Что от вас хочет добиться манипулятор? найти зоны вашей уязвимости (личные, деловые); найти зоны вашей уязвимости (личные, деловые); вовлечь вас в собственный скрытый сценарий действий; вовлечь вас в собственный скрытый сценарий действий; склонить вас к действиям вопреки вашим интересам и установкам; склонить вас к действиям вопреки вашим интересам и установкам; сделать это незаметно для вас; сделать это незаметно для вас; остановить возможность повторить манипулятивную тактику по отношению к вам в следующий раз; остановить возможность повторить манипулятивную тактику по отношению к вам в следующий раз; в идеале – сделать вас хоть в чём-то зависимым от него. в идеале – сделать вас хоть в чём-то зависимым от него.

43 Ощущение «объекта» манипуляции: Дисбаланс. Человек чувствует сразу несколько противоречивых эмоций: радость и тревогу, воодушевление и дискомфорт, гордость и обиду. Дисбаланс. Человек чувствует сразу несколько противоречивых эмоций: радость и тревогу, воодушевление и дискомфорт, гордость и обиду. Неадекватность. Приступы гнева, тревоги, огорчения во время обсуждения вроде бы несущественного вопроса. Неадекватность. Приступы гнева, тревоги, огорчения во время обсуждения вроде бы несущественного вопроса.

44 Ошибка 1 Наша ошибка заключается в том, что ради того, чтобы нам сказали, какие мы хорошие, мы готовы потерять голову и наделать массу глупостей, не сознавая, кто мы и что творим. Наша ошибка заключается в том, что ради того, чтобы нам сказали, какие мы хорошие, мы готовы потерять голову и наделать массу глупостей, не сознавая, кто мы и что творим. Ошибка 2 Наша ошибка заключается в том, что, поверив в собственную непогрешимость, мы уже не в состоянии адекватно оценивать последствия наших поступков. Наша ошибка заключается в том, что, поверив в собственную непогрешимость, мы уже не в состоянии адекватно оценивать последствия наших поступков. Ошибка 3 В случае поражения мы прибегаем к самообману, утешая самих себя. В результате наши силы тратятся не на исправление ситуации, а на поиск тех, кто виноват в наших неудачах. В случае поражения мы прибегаем к самообману, утешая самих себя. В результате наши силы тратятся не на исправление ситуации, а на поиск тех, кто виноват в наших неудачах. Ошибка 4 Наша болезненная восприимчивость к критике. Восприятие критического замечания как руководство к действию. Меня критикуют, значит, я плохой. Наша болезненная восприимчивость к критике. Восприятие критического замечания как руководство к действию. Меня критикуют, значит, я плохой. Ошибка 5 Сравнение себя с кем-либо успешным. Сравнение себя с кем-либо успешным.

45

46 Продолжительные манипулятивные стратегии поведения: Убеждение человека в его уникальной привлекательности. Убеждение человека в его уникальной привлекательности. Убеждение человека в своей уникальной привлекательности. Убеждение человека в своей уникальной привлекательности. Воспоминания о хорошо проведённом вместе времени. Воспоминания о хорошо проведённом вместе времени. Дорогие подарки и недешёвые услуги в расчёте: «теперь он мне должен» Дорогие подарки и недешёвые услуги в расчёте: «теперь он мне должен» Игра в «большого и сильного» рядом с «маленьким и слабеньким». Игра в «большого и сильного» рядом с «маленьким и слабеньким». Игра в «маленькую и слабенькую» рядом с «большим и сильным». Игра в «маленькую и слабенькую» рядом с «большим и сильным». Чередование восторженности и холода: техника «мексиканского душа». Чередование восторженности и холода: техника «мексиканского душа».

47 Особым видом неосознаваемой манипуляции является так называемая «песня», т.е. часто повторяющийся любимый монолог. Я знаю, как тебе лучше Я знаю, как тебе лучше Ты, почему меня не слушаешь Ты, почему меня не слушаешь Меня никто не понимает Меня никто не понимает Моя проблема – самая проблемная проблема Моя проблема – самая проблемная проблема Меня никто не любит Меня никто не любит Везде наши люди Везде наши люди Я сразу говорила… Я сразу говорила… Я - шут, я - Арлекин. Я - шут, я - Арлекин. Мои беды от того, что я слишком добра…и т.д. Мои беды от того, что я слишком добра…и т.д.

48 Список тактических манипуляторских фраз: Я впервые встречаю такого человека, как ты! Я впервые встречаю такого человека, как ты! Дай я тебе помогу! Дай я тебе помогу! Да не слушай ты их, ты такой (ая) хороший (ая)! Да не слушай ты их, ты такой (ая) хороший (ая)! Мне так легко и хорошо с Вами общаться! Мне так легко и хорошо с Вами общаться! Я так Вас понимаю! Я так Вас понимаю! Я ничего не понимаю в этом, а Вы так хорошо объясняете! Я ничего не понимаю в этом, а Вы так хорошо объясняете! Ну почему Вы со мной так? Ну почему Вы со мной так? Я для Вас столько уже сделал! Я для Вас столько уже сделал! Давайте останемся друзьями. Давайте останемся друзьями. Что скажут об этом окружающие? Что скажут об этом окружающие? Кому ты такой нужен? Кому ты такой нужен? Не до свидания, а прощай! Не до свидания, а прощай! Если ты это сделаешь, то… Если ты это сделаешь, то… Я не дам вам спокойно жить. Я не дам вам спокойно жить. А помнишь, как мы с тобой…? А помнишь, как мы с тобой…? Вы единственный, кто сможет мне помочь в этой ситуации. Вы единственный, кто сможет мне помочь в этой ситуации. Мы в ответственности за тех, кого приручили. Мы в ответственности за тех, кого приручили. Я для тебя пожертвовал всем! Я для тебя пожертвовал всем!

49 ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ЗАЩИТЫ ПАССИВНАЯ Никак не реагируйте. Заговорите совсем о другом. «Не понимайте». АКТИВНАЯ К чему вы клоните? Скажите прямо, что вы хотите? Зачем вы мне это говорите?

50 Защита от манипуляции. Уступить или испортить отношения. Возьмите паузу. Возьмите паузу. Перехватите инициативу. Перехватите инициативу. Сверьтесь со своими планами. Сверьтесь со своими планами. Твердо обозначьте границы. Твердо обозначьте границы. Скажите «Нет» несколько раз. Скажите «Нет» несколько раз. Рассматривайте общение как тренировку. Рассматривайте общение как тренировку.

51 Психология манипуляторства – это своего рода стрельба из лука по мишеням. А мишень – это наши слабости. Человеческие слабости неистребимы. Ведь они продолжение наших достоинств… Игорь Вагин Игорь Вагин

52 ВЛИЯНИЕ

53 Утверждение своего имиджа в социуме (публичного «Я» человека) самопродвижение самомаркетинг самопродвижение самомаркетингсамопрезентация

54 Имидж – это восприятие Вас другими людьми, общая картина Вашей личности в глазах окружающих (складывается из того, как вы смотрите, говорите, одеваетесь и действуете), отражает Ваши способности и моральные качества, позу и движения тела.

55 Составляющие имиджа ИМИДЖ ВНЕШНИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ МИФ

56 Типы имиджей Самоимидж – взгляд на имидж со стороны своего «Я» Воспринимае мый – взгляд на имидж со стороны других Требуемый – взгляд на имидж со стороны реалий и желаний

57 Средовой – кабинет, автомобиль, жилище Габитарный – костюм, макияж, прическа, кольца, сигареты Овеществле нный – предметы, вещи созданные человеком Вербальный – что говорит, как говорит, что и как пишет Кинетическ ий – осанка, походка, жесты, мимика (взгляд, улыбка) Силовой – «мне так удобно, а остальное Ваши проблемы» Деловой – «давайте обсудим» Контактный – «нет проблем» Закрытый – «не просчитаеш ь» Ослабленны й – «не готов»

58 Основные характеристики имиджа Предполагает сильный эмоциональный отклик; Предполагает сильный эмоциональный отклик; Идеальный объект, возникающий в сознании людей; Идеальный объект, возникающий в сознании людей; Не подлежит прямому измерению; Не подлежит прямому измерению; Оценивается лишь по отношениям, проявляющимся в общении; Оценивается лишь по отношениям, проявляющимся в общении; Целостен и не противоречив; Целостен и не противоречив; Неустойчив, его надо «подкреплять»; Неустойчив, его надо «подкреплять»; Содержит ограниченное число компонентов; Содержит ограниченное число компонентов; Прагматичен, т.е. ориентирован на ограниченный круг задач; Прагматичен, т.е. ориентирован на ограниченный круг задач; Периодически требует корректировки. Периодически требует корректировки.

59 Схема анализа имиджа Достоинства Нежелательные качества Внешний облик Культура речи и общения Манеры Личностные качества Профессиональные качества Нравственные характеристики

60 Самопрезентация – деятельность и процесс предъявления субъектом своих свойств и достоинств в деловом общении

61 Стратегии самопрезентации Уклонение – уход от ответственно сти: отречение, отрицание Аттрактивное поведение – желание понравиться: извинение, уважение, симпатия Самовозвыше ние – доминирован ие: возвышение себя, преувеличен ие своих достижений Самоприниже ние – демонстраци я слабости: просьба, мольба Силовое влияние – демонстраци я силы и статуса: запугивание, критика

62 Мы либо делаем себя жалкими, либо делаем себя сильными - объем затрачиваемых усилий остается одним и тем же. Карлос Кастанеда.

63 Самоконтроль и стрессоустойчивость

64 Стресс это реакция на скопившиеся заботы и проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями.

65 Факторы напряжения на рабочем месте, которые при определенных условиях могут перерасти в стресс: информационный; информационный; коммуникативный (ожидаемое поведение интенсивность коммуникаций и консультаций); коммуникативный (ожидаемое поведение интенсивность коммуникаций и консультаций); эмоциональный. эмоциональный.

66 Психологический стресс Факторов, вызывающих стресс, бесконечное множество. Но их источников только два: жизненные события (факты); жизненные события (факты); отношение к ним. отношение к ним.

67

68 РЕАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ Область конструктивных действий Область мудрого принятия решения Мы не можем влиять на события Мы можем влиять на события Область субъективных стрессов Область саморегуляции ВЫДУМАННЫЕ СИТУАЦИИ

69 Событие подконтрольное вам Физические Психологические Какие нужны ресурсы? Питание, Дыхательные упражнения, БОС, Лечебная физкультура, Закаливание НЛП (якорение) Аутотренинг Поведенческие Коммуникативные качества, Тай-менеджмент, Навыки преодоления препятствий, Навыки уверенного поведения, Навыки системного мышления

70 Упражнение «Десять заповедей в жизнь!» Возьмите свой ежедневник (органайзер) и в каждом из ближайших десяти дней поставьте одно из правил рациональной терапии. Ваша задача в течение дня придерживаться соответствующей заповеди, как в мыслях, так и в поведении. В конце дня - краткий 5- минутный анализ: что получилось, что нет (почему), каково ваше самочувствие и настрой на будущее.

71 Принципы рационального мышления Проявление в жизни 1.Определение сферы своей компетентности. 2.Нам в этом мире никто ничего недолжен! 3.Есть только миг в этом мире бушующем. 4.Лучшее - враг хорошего. 5.Уроки христианского смирения. 6.Золотой метр. 7.Право на отказ. 8. Роль и личность 9. Нет худа без добра. 10. Принцип зебры 1.Сузьте круг своей компетентности. Старайтесь не вовлекаться в события за его пределами. 2. Не требуйте от других чрезмерно хорошего отношения к себе. Радуйтесь самому малому, что получаете. 3.Меньше думайте о прошлом (вспоминайте то­лько хорошее). Не пугайте себя будущим. Живите в настоящем. 4.Не стремитесь к совершенству. Довольствуйтесь тем, что есть. 5.Учитесь благодарить людей за критику, 6.Избегайте оценок. 7.Учитесь отказывать другим в том, что вам пришлось бы делать через силу. Делайте все по зову собственной души и совести, а не по принуждению других 8.Различайте свою личность и социальную роль. Перенаправляйте отрицательные эмоции на роль. 9.Ищите позитив в любой ситуации. 10.Умейте выжидать. Не идите напролом против судьбы. Прислушивайтесь к своему подсознанию «Десять заповедей в жизнь!»

72 ТЕХНИКИ РАССЛАБЛЕНИЯ Расслабление через дыхание. Данное упражнение основано на следующей физиологической закономерности: при вдохе тонус мышц повышается, при выдохе снижается, мышцы расслабляются. Установление прочной связи между дыханием и расслаблением помогает лучше управлять процессом релаксации. Расслабление через дыхание. Данное упражнение основано на следующей физиологической закономерности: при вдохе тонус мышц повышается, при выдохе снижается, мышцы расслабляются. Установление прочной связи между дыханием и расслаблением помогает лучше управлять процессом релаксации.

73 Расслабление через образ. Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом «вызывает» нужное состояние. Расслабление через образ. Наши образы имеют над нами магическую силу. Они могут вызывать совершенно различные состояния от вялого безразличия до максимальной включенности, от горькой печали до безудержной радости, от полного расслабления до мобилизации всех сил. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом «вызывает» нужное состояние.

74 Расслабление через словесное внушение. Данное упражнение хорошо подходит для людей, в большей степени доверяющих рациональным суждениям. Состояние релаксации непосредственно связано с ощущением тепла, приятного покалывания, тяжести. Поэтому формулы словесного внушения включают описание данных ощущений. Вы можете мысленно повторять «расслабляющие» фразы. Расслабление через словесное внушение. Данное упражнение хорошо подходит для людей, в большей степени доверяющих рациональным суждениям. Состояние релаксации непосредственно связано с ощущением тепла, приятного покалывания, тяжести. Поэтому формулы словесного внушения включают описание данных ощущений. Вы можете мысленно повторять «расслабляющие» фразы.

75 Расслабление через напряжение. Данное упражнение базируется на следующей физиологической закономерности: после интенсивного мышечного напряжения автоматически наступает мышечная релаксация. Расслабление через напряжение. Данное упражнение базируется на следующей физиологической закономерности: после интенсивного мышечного напряжения автоматически наступает мышечная релаксация.