Эмоциональное выгорание и его профилактика И.А.Савченко, к.псх.н., директор ЦПМССДиП.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Advertisements

Стресс- это реакция нашего организма на любое предъявленное ему требование. Жить без стрессов не может никто, но разумному поведению в стрессовой ситуации.
Подготовила: Майборода Е.В. учитель ИЗО МБОУ СОШ 210 Новосибирск, 2013.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЬЕ. Эмоциональное выгорание - состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Цели: Виды конфликтов. Формула конфликта. Какие существуют модели поведения в конфликте? Из-за чего возникают конфликты? Роль эмоций в конфликтах. Что.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Лунина С.В. педагог-психолог.
Стресс Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Моя семья Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
Психологическое выгорание менеджеров Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский.
Саморегуляция психического состояния как профилактика профессионального выгорания педагогов.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
Характер – это не погода, его можно изменить Развитие Личностных качеств.
Транксрипт:

Эмоциональное выгорание и его профилактика И.А.Савченко, к.псх.н., директор ЦПМССДиП

Эмоциональное выгорание (синонимы: профессиональное выгорание, психологическое выгорание) – это специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми

Американский психиатр X. Дж. Фрейденберг (Freidenberger) Ввёл этот термин в 1974 г. для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном, эмоциональном общении с клиентами.

Обычно выделяют три главных компоненты: эмоциональное и/или физическое истощение; деперсонализация (отгораживание от других людей); сниженная рабочая производительность.

Личностные особенности, способствующие «выгоранию»: эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

Особенности, препятствующие выгоранию: оптимизм, общительность, постоянный поиск новых контактов, ориентация на компромисс, сотрудничество при разрешении конфликтов, креативность при решении профессиональных задач, понимание особенностей педагогического труда

Типичные первичные симптомы выгорания: продолжающиеся во времени плохое настроение, эмоциональное опустошение, подавленность, усталость, ощущение физической слабости, снижение интереса к происходящим событиям, раздражительность, «девичья память».

Причины выгорания: недостаток положительных подкреплений? затяжной стресс? трудности в самореализации?

Карательный характер взаимоотношений (культурная норма) Поймать на ошибке и наказать!

Позитивный подход: Поймать на правильном и поощрить!

Правило Ясно объясняй, поощряй, не обращай внимания (игнорируй).

Форма требования: Описание ситуации, как она есть.. Описание желаний.. Сказать: «Иначе…»

«Правила горячей плиты» Правило 1. Если вы дотронетесь до горячей плиты, вы тут же обожжетесь Правило 2. Наказание горячей плиты действенно с первого же раза Правило 3. Горячая плита наказывает только руку, которая к ней прикоснулась Правило 4. Горячая плита действует на всех без исключения Правило 5. Если вы дотронулись до горячей плиты, у вас должно быть средство ослабить боль

Причины стресса информационные перегрузки, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, реальная или предполагаемая опасность, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, случаи противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе, конфликт с руководством

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека: нарастание напряженности (см. рис., первая стадия, линия АВ); собственно стресс (вторая стадия, линия ВС); снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СД).

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях, люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов наличные выпады типа «Ты сам (а) такой (такая)...».

Вторая стадия в развитии стрессового состояния происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная), «стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью (многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали; очень жалеют об этом).

На третьей стадии человек останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал (а)!») и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Правила саморегуляции в условиях профессионального стресса

Первое правило: полезно наблюдать за самим собой. Что Вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в Вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия Вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с Вами происходит, когда Вы теряете самообладание (в точке «В»)?

Второе правило: необходимо искать способы остановки самого себя («взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия): сделать паузу в общении, помолчать несколько минут, вместо того чтобы отвечать с раздражением; выйти из комнаты (класса); переместиться в другую, отдаленную часть помещения; несколько раз медленно, глубоко вздохнуть.

Третье правило: необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение: перебрать бумаги на столе, полить цветы на подоконнике, заварить чай; выйти в коридор и поговорить с симпатичными коллегами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.); подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу; обратить внимание на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди; зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.

Четвертое правило: следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение Что Вас больше всего радует? Чем Вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

Тренинг расслабления (релаксации) Цель тренинга расслабления состоит в том, чтобы научиться контролировать мышечное напряжение или управлять им. Наиболее известными приемами тренировки релаксации являются: аутогенная тренировка и прогрессивная релаксация Джекобсона.

О П Т И М И С Т П Е С С И М И С Т УСПЕХИНЕУДАЧИ приписывает себе, широко в пространстве, широко во времени приписывает стечению обстоятельств, локально в пространстве, локально во времени НЕУДАЧИУСПЕХИ

Оптимисты: Более инициативны; Энергичны; Реже впадают в депрессию; Результаты их деятельности выглядят внушительнее; Производят лучшее впечатление на окружающих; Вообще, дольше живут, реже болеют, большего достигают в жизни.

Не забывайте про здоровый образ жизни! Разумная организация труда. Активный отдых. Сбалансированное питание. Полноценный сон.

Спасибо за внимание!