НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ доцент кафедры банковского дела УО «Белорусский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к разработке Стандарта качества управления риском ликвидности в кредитных организациях Заседание Координационного комитета Ассоциации российских.
Advertisements

Анна Кожина Консультант отдела информационной безопасности
Внедрение системы управления рисками в ОАО «Сибирьтелеком» С.А. Гроза – директор департамента внутреннего аудита ОАО «Сибирьтелеком»
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Информационная безопасность как часть бизнеса. Комплексный подход к построению систем управления безопасностью Буйдов Александр Заместитель генерального.
Концепция управления казначейскими рисками в Федеральном казначействе Начальник Управления ведомственных проектов Д.А. Семёнов.
Построение политики безопасности организации УЦ «Bigone» 2007 год.
Презентация магистерской диссертации На тему : «Методики оценки рисков корпоративных клиентов» Выполнил: Родионов К.В. Научный руководитель: Васенкова.
Организационное обеспечение информационной безопасности Ю. А. Смолий.
1 Стандарты качества управления рисками для финансовых институтов Марина Шамонина Руководитель группы Управления рисками IY научно-практическая конференция.
Эффективность и экономичность операций - операционная цель Соответствие законодательству - цель соответствия Достоверность финансовой отчетности – финансовая.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
Экономическая безопасность предприятия. Экономическая безопасность предприятия – это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов.
S.Malykhina NBRB Требования банковского надзора к методологии формирования АСУР в банках Малыхина С.И. Национальный банк Республики Беларусь Главное управление.
Повышение эффективн ости системы корпоративного управления в банке ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ Магистрант : М.А. Богуш Научный руководитель: О.В. Тарасова.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
Контроль операций с ценными бумагами. Вопросы и проблемы. А.В. Макаров ОАО Внешторгбанк Управление внутреннего контроля.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Политика управления рисками ОАО «Тюменьэнерго» ОАО Тюменьэнерго работает в соответствии с международными стандартами ISO 9001, ISO 14001, OHSAS
О ПРОЕКТЕ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА.
Транксрипт:

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ доцент кафедры банковского дела УО «Белорусский государственный экономический университет», к.э.н., доцент Леонович Татьяна Ивановна

Классы операционного риска Угрозы Операционный риск Действия сотрудников, которые могут нанести ущерб Риски персонала Внутренние риски Недостатки в технологиях бизнес- процессов Риски процессов Сбои в работе информационных систем Риски систем Пожары, террористические акты и т.п. Риски катастроф Внешние риски Некачественная информация, товары, услуги, технологии и т.п. Риски отношений клиенты/контрагент ы Кражи, подделки, взломы, атаки и т.п. Риски обеспечения безопасности Изменения законодательства и нормативной базы Риски, генерируемые регулирующими органами Рисунок 1 – Схема классификации операционных рисков

Цели управления операционным риском снижение возможных операционных потерь; повышение безопасности, надежности, конкурентоспособности банка; совершенствование систем, процессов и технологий (управление изменениями банка, его развитием).

Методы оценки, широко распространенные в международной практике: 1) статистического анализа распределения фактических убытков. 2) балльно-весового метода (метода оценочных карт) 3) метод моделирования (сценарного анализа).

Три подхода (методики) расче­та размера капитала, отчисляемого на операционный риск: базовый (индикативный) метод показателей (BIA - Basic Indicator Approach); стандартизованный метод (TSA – The Standardized Approach) (во многих других источниках звучит как стандартизированный или стандартный). усовершенствованные («продвинутые») методы измерения группа методов АМА – Advanced Measurement Approaches).

Международные компании, собирающие данные об операционных потерях и инцидентах в банках: 1) Operational Risk Subgroup of the Basel Committees Standards Implementation Group (SIGOR); 2) Operational Riskdata eXchange Association (ORX).

Рисунок 2 – Используемые методики расчета капитала под операционный риск в банках, принявших участие в LDCE 2008

Рисунок 3 – Распределение частоты и величины потерь в разрезе бизнес-линий

Рисунок 4 – Распределение частоты и величины потерь в разрезе типов событий

Рисунок 5 – Капитал под операционный риск как % от валового дохода

План минимизации рисков - документ, содержащий комплекс мер и последовательность шагов, направленных на снижение негативных последствий реализации операционных рисков и/или на предотвращение реализации операционных рисков в будущем.

Примеры планов минимизации ОР: - проведение тренинга среди персонала банка по основам экономической и/или информационной безопасности; - разработка новых и изменение существующих технологий осуществления банковских операций и сделок; - составление новых и изменение существующих планов обеспечения непрерывности деятельности банка; - внедрение новых или изменение существующих контрольных процедур в рамках постоянного контроля; - внедрение или доработка процедуры резервного копирования данных информационных систем; - проведение обучающих мероприятий по совершению и/или оформлению операций для персонала банка; - доработка информационных систем банка и другие.

План обеспечения непрерывности деятельности (ОНРВ) - документ, определяющий приоритетность, способы и сроки осуществления мероприятий по предотвращению или своевременной ликвидации нарушения режима повседневного функционирования банка при наступлении событий чрезвычайного характера. Разрабатываются в рамках систем антикризисного управления.

Система антикризисного управления - это совокупность «людских» и материальных ресурсов банка, а также организационных и технологических мер и процедур и должна состоять из четырех основных элементов: 1) группы антикризисного управления; 2) помещения для Группы антикризисного управления; 3) механизмов оповещения о кризисе; 4) механизмов обеспечения непрерывности деятельности банка.

Обеспечение непрерывности деятельности банка 2 Анализ воздействия событий чрезвычайного характера на деятельность банка 3 Разработка механизмов обеспечения непрерывности деятельности банка 4 Составление планов обеспечения непрерывности деятельности банка 5 Тестирование и актуализация планов обеспечения непрерывности деятельности банка 1 Определение видов деятельности, которые ведет банк, и его организационной структуры Рисунок 6 – Общая схема обеспечения непрерывности деятельности банка

Анализ воздействия событий чрезвычайного характера на деятельность банка 1 Идентификация критичных видов деятельности банка 3 Идентификация ресурсов, используемых бизнес-процессами в нормальное время 3 Идентификация критичных ресурсов, используемых бизнес-процессами 4 Определение требований к периодичности резервного копирования по бизнес- процессам 5 Определение критичных бизнес-процессов для банка 2 Разложение критичных видов деятельности на бизнес-процессы 6 Анализ существующих механизмов ОНРВ для бизнес- процессов 4 Определение качественных и количественных последствий прерывания бизнес- процессов 4 Определение максимального времени восстановления бизнес- процессов Рисунок 7 – Схема анализа воздействия событий чрезвычайного характера на деятельность банка

Кризисные сценарии (сценарии чрезвычайных ситуаций), для которых разрабатываются планы обеспечения непрерывности деятельности: Полная или частичная потеря технических ресурсов – нет необходимой техники, каналов связи и/или информационных систем для осуществления бизнес-процессов; Полная или частичная потеря рабочих помещений – негде осуществлять бизнес-процессы; Полная или частичная потеря человеческих ресурсов – некому осуществлять бизнес-процессы; Непредвиденный дефицит ликвидности – нехватка денежных средств для реализации бизнес-процессов.

Принципы надлежащего управления операционным риском (Principles for the Sound Management of Operational Risk), в котором содержится 11 принципов, логически объединенных в четыре блока: Блок 1: Основные принципы управления операционным риском Блок 2: Руководство Совет директоров Исполнительное руководство Блок 3: Среда управления рисками Идентификация и оценка Мониторинг и отчетность Устойчивость и непрерывность бизнеса Блок 4: Роль раскрытия информации

Основные направления совершенствования управления операционным риском в коммерческих банках Республики Беларусь являются: 1) развитие корпоративного управления, включая повышение ответственности Совета директоров и квалификации персонала; 2) формирование базы данных по операционным рискам для более эффективного использования статистических методов оценки риска; 3) разработка организационной структуры, внутренних правил и процедур (регламентов) совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить или минимизировать возможность возникновения факторов операционного риска; 4) развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации;

5) передача риска или его части третьим лицам (например, аутсорсинг); 6) использование традиционных видов имущественного и личного страхования; 7) создание комплексной системы мер по обеспечению непрерывности финансово- хозяйственной деятельности при совершении банковских операций, включая планы действий на случай непредвиденных обстоятельств; 8) проведение регулярных аудитов бизнес- процессов; 9) проведение на регулярной основе обучения и переподготовки служащих.