5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
6-я ежегодная конференцияМетодология ММК и особенности методологического мышления Москва, 1 июня 2012 г. Вячеслав Марача Отличительные черты методологического.
Advertisements

Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
XX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Москва, 23 февраля 2014 г. Вячеслав Марача Системное мышление в ММК и на Западе: попытка типологического сопоставления.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Вячеслав Марача Пространство институционализации методологического мышления: первая прорисовка XIX Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2013 г. Москва.
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
1122 Знание в действии 1. Цель настоящего сообщения 2. Онтологическая схема деятельности как конфигуратор 3. Система акта = действие + ситуация 4. Принятие.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Вячеслав Марача Суд как институт мышления XVII Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2011 г. Москва.
3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
Система развивающего обучения В. В. Давыдова Системно- деятельностный подход Г. П. Щедровицкого и др. Мыследеятельностная педагогика.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Школа мыследеятельности Это школа, в которой осваиваются способы познания (арсенал исследовательских общенаучных методов) на основе метапредметного подхода.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
ОтличияБытовое общениеМыслекоммуникация Характер (природа) Естественно- натуральное, спонтанное Естественно - искусственный характер, как правило, специально.
Мыследеятельностная дидактика : к проблеме процессуальной рефлексии образовательной деятельности Александр Попов, генеральный директор АНО « Открытое образование.
Организация понимания в образовании: технологии и результаты.
1122 Системодеятельностная методология как философия деятельности Виталий Дубровский Clarkson University, Potsdam, New York, USA В этом сообщении методология.
Транксрипт:

5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое пространство построения подходов и интерпретации схемы мыследеятельности

Что строим? Схемология, -ведение, -знание, -учение..? Тип мышления/знания Тип дисциплины объектное (теория/эпистеме) -логия практическое (фронезис/prudentia) -ведение Что есть схема для мышления? особый идеальный объект способ «мышления в/на схемах», форма рефлексии

Основополагающие установки ММК «методологический поворот» философского сознания с объектов на мышление (предмет философии – «познание/мышление, и тем самым мир, данный через познание/мышление»; принятие 11-го тезиса Маркса о Фейербахе (об изменении мира) и развитие его в деятельностный подход: «изменение мира через изменение мышления»; утверждение о принципиально коллективном характере мышления и деятельности; установки на рефлексию и схематизацию мышления.

Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 1-й шаг Конференция 2007 г.: доклад на тему «Схемы, пространство- время и мышление» пространственность самих методологических схем пространственная организация методологического мышления, для разворачивания которого эти схемы используются

Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 2-й шаг Конференция 2009 г.: доклад на тему «О программе методологических исследований в области операционализации работы с пространствами схем» сами схемы как задающие/организующие пространства для методологической работы; постановка задачи операционализации способов подобной работы. Но если методологическая схема может задавать пространство, то сами схемы тоже должны рассматриваться в некотором пространстве. Гипотеза: пространство, в которое мы должны помещать схемы, есть пространство методологического мышления.

Рассмотрение схем в контексте идеи пространственности: 3-й шаг Статья для тома из серии «Философия России 2-й половины XX века», посвященного Г.П. Щедровицкому идея пространственной организации методологического мышления включена в контекст гипотезы о том, что сутью «методологического проекта» является идея построения и осуществления «универсального мышления» Для методологического мышления быть «универсальным» – значит рефлексивно охватывать другие типы мышления и управлять ими Логика такого «универсального мышления» есть «логика рефлексии» Гипотеза: для методологического мышления формой логики рефлексии является схематизация. Следствия: 1. Методологическое мышление задает пространство собственного разворачивания за счет рефлексии, оформляемой посредством схем. 2. Должна существовать «схема схем», задающая пространство мышления, в котором существуют методологические схемы.

Базовые нормативные принципы методологического мышления – как основа для «схемы схем» Практическое отношение мышления к миру («фронезис»): антинатурализм, «методологический поворот» мышления, деятельностный подход. Практическое отношение мышления к самому себе («метафронезис»): принцип рефлексивной самоорганизации мышления, приводящий к его пространственной (двух- или многоплоскостной) организации. Гипотеза: именно эти нормативные принципы определяют основное отличие методологического мышления от других его типов и задают требования на построение «схемы схем».

Антинатурализм Объект мысли бессмысленно изучать «сам по себе», безотносительно к способу его полагания. Отсюда возникает требование рефлексии способа мышления и форм его организации. В контексте практического отношения мышления к самому себе это приводит к принципу рефлексивной самоорганизации мышления.

Рефлексивная самоорганизация как двухплоскостная организация мышления «Схемы содержательно-генетической логики дают нам возможность изображать делаемое… Эпистемологические схемы требуют различать плоскость объектов действия и плоскость норм действия в оргдеятельностных схемах». - Щедровицкий Г.П. Понимание и интерпретации схемы знания // Кентавр С. 7. двухплоскостное (пространственное) представление процессов «разворачивания» мышления; принцип непараллелизма «разворачивания» процессов мышления сначала в плоскостях знаковых форм и объективного содержания, затем – в плоскостях объектов действия и норм действия; пространственное представление: «ортогональность» объектно-онтологической и организационно-деятельностной «досок».

«Схема схем» - типология схем и их возможных рефлексивных преобразований 4. Схема-принцип 2. Схема «матрешечного» объекта 5. Категориальная схема 3. Теоретическая схема Организационно-деятельностная плоскость 1. Схема пространства Объектно-онтологическая плоскость Сворач.–разворач. Сворачивание Оборачивание

Методологическое пространство построения подходов Подходы – «знаниевые связки совершенно нового типа», обеспечивающие соорганизацию «схем объектов мыследействия со схемами мышления, деятельности и мыследеятельности как таковых» (Г.П. Щедровицкий) в основаниях подходов лежат категориальные схемы организации мышления; каждая достаточно «мощная» логическая категория потенциально может быть развернута в подход – если сможет «зацепить» (или породить) онтологически значимое категориальное понятие; если такого «зацепления» не происходит, то категориальная схема может свернуться в схему-принцип, и тогда вместо подхода получится формальный аппарат или оперативная система; категория может сама превратиться в категориальное понятие, которое затем онтологизируется и на его основе строится теория.

Типы теоретико-деятельностных подходов Уровни онтологической единицы деятельности (по В.Я. Дубровскому): 1) универсум;3) ОТС; 2) сфера;4) акт. Возможные типы теоретико- деятельностных подходов: 1) универсум сфера;4) сфера ОТС; 2) универсум ОТС;5) сфера акт; 3) универсум акт;6) ОТС акт.

Интерпретация схемы мыследеятельности

Принципы МД-подхода движение в рамке «развития мышления»; различение схемы мыследеятельности и идеи мыследеятельности; четкое различение мышления и деятельности, отказ от представления мышления как деятельности; опосредованный характер связи мышления и деятельности (через рефлексию и коммуникацию); введение в представления о мышлении Другого как возможности коммуникации и принципиального указания на коллективный характер мышления; пространственная организация мышления; различение интеллектуальных функций «чистого» мышления, понимания и рефлексии – как эффект группового взаимодействия.