Методический семинар Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Встреча администрации Филиала с кураторами образовательных программ и академических групп 1-2 курсов 14 сентября 2012 года.
Advertisements

Коммуникативные универсальные учебные действия. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Коммуникативная деятельность – взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование.
Роль заместителя декана в организации воспитательной деятельности на факультете Баскакова И.В. к.и.н., доцент начальник управления по ВР ГАГУ.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие повышения качества образования»
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
«Создание условий для развития социальной компетенции учащихся»
Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра общественного здравоохранения и сестринского дела Дисциплина: «Основы маркетинга в здравоохранении»
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Презентация подготовлена старшей вожатой ГОУ СОШ 496 Лищук Ангелиной Алексеевной.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Человек – саморазвивающаяся личность Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать, создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития.
Человек – саморазвивающаяся личность Его нельзя научить, он учится сам. Его можно обучать, создавая поле деятельности и среду общения для саморазвития.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Роль психологической службы в работе с педагогическим коллективом образовательного учреждения на этапе модернизации образовательного процесса Педагог-психолог.
Школа лидеров. Цель программы: Осознать лидерство как процесс и изучить его особенности; Сформировать активную жизненную позицию; Развить лидерские качества;
«Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса» Ануфриева С.В. МОУСОШ 1 г. Лакинска Педагогический совет по.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Транксрипт:

Методический семинар Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой

Развитие субъектности студенческих групп Субъектность - свойство «основоположности» субъекта, его способность производить значимые изменения в себе и в мире Групповая субъектность - качество реальной группы как источника преобразовательской активности, самоорганизации и развития отношений

Субъекты управления Представители администрации Представители органов студенческого самоуправления Старосты групп Актив и лидеры студенческих групп Преподаватели Сотрудники очного отделения, кафедр, отделов, центров.. «Сочувствующие» лица - родители, старшекурсники, выпускники, друзья-подруги…

Тенденции в самоопределении преподавателей Тенденции в самоопределении преподавателей Работать с коллективным субъектом, с активом, через него Работать индивидуализированно, на индивидуальные достижения

Альтернативные взгляды на проблему - «мельчает студенчество в плане лидеров» Лидерство - стихийный процесс. Лидеров не стоит взращивать и воспитывать. Опираемся на привитые им опыт и ценности Лидерство нуждается в поддержке. Лидеров больше, чем мы замечаем…Лидерских умений не достаёт

Проявляемые лидерские качества Ответственность. Исполнительность. Инициативность. Предприимчивость. Собранность. Активное участие во всём. Готовность заявить о себе. Способность «заражать» других. Представительность. Оперативность. Открытость.

Лидерские умения, которые необходимо развивать Обучать последователей. Сотрудничать, работать в команде. Организовать дело. Слушать и слышать участников диалога. Брать ответственность на себя. Повышать эрудированность. Держаться уверенно, энергично. Располагать к себе. Владеть своими эмоциями. Мыслить на перспективу. Убеждать группу. Повышать энтузиазм. Системность, методичность. Настойчивость. Дисциплинированность. Коммуникативность.

Проблемы руководства группой: Нивелирование ролей куратора/старосты: делегирование полномочий (кому информировать, заставлять, организовывать, контролировать?) Руководство как эпизодическое вмешательство с разовым эффектом компенсируют лидеры групп Руководство? Самоуправление? Соуправление?

Тип развития групповых субъектов 1.Досубъектный тип – коллективный групповой субъект не образуется 2.Первичная субъектность – «атомарный» групповой субъект 3.Внутригрупповая субъектность- корпоративность коллективного субъекта, замкнутость в пределах своей группы 4.Полисубъектность – коллективная субъектность в построении межгрупповых отношений

1.Тип развития групповых субъектов ЦентрацияРеальность познания Реальность отношений Реальность преобразования Досубъект-ныйтип (Объект-объектное взаимодействие) Фиксация на прагматических аспектах текущей ситуации - на себе, на личных переживаниях и интересах «Нулевой» уровень самосознания Не придают ценности ни себе, ни другому Не рассматривают свою общность как целостность Группа - совокупность объектов. Коллективны й субъект не образуется Минимально адаптируются в ситуации, отчасти регулируют свою исполнительскую активность Осознанной деятельности нет

2. Тип развития групповых субъектов ЦентрацияРеальность познания Реальность отношений Реальность преобразования Первичная субъект- ность (Субъект-объектное взаимодействие) Фиксация на степени удовлетворённости собой Самосознание эгоцентрично - личная выгода, удобство, престижность Признают ценность в себе, но не признают её в других Другие рассматриваются как объекты, которые либо препятствуют, либо выгодны, либо индифферентны субъекту « Атомарный» коллективны й субъект Готовность воспринимать свою общность как целостность, но неспособность оценить свою роль в ней Деятельность направлена на достижение меркантильных целей статусных членов группы

3. Тип развития групповых субъектов ЦентрацияРеальность познания Реальность отношений Реальность преобразовани я Внутригруппо вая субъектность (Субъект-субъектное взаимодействие в группе субъект-объектное взаимодействие с другими группами) Фиксация на соответствии личных характеристик принятым в группе образцам Готовность целостно воспринимать и идеализировать свою общность: пребывание в своей группе - престижно. Другие общности рассматриваются как лишённые субъектности и отражаются объектно Способность видеть ценность в себе и в других субъектах лишь в связи с совместной деятельностью Корпоративн ая субъектность в пределах своей группы Деятельность направлена лидерами на определение и достижение групповых целей

4. Тип развития групповых субъектов ЦентрацияРеальность познания Реальность отношений Реальность преобразования Полисубъект ность (Субъект- субъектное взаимодействие в группе и с другими группами) Фиксация на взаимодействии с другими Рассматривают себя, свою общность и другие общности. Видят самоценность в себе и ценность в других субъектах Доминирует общение - как деятельность, направленная на саморазвитие и помощь в развитии другим Коллективная субъектность в построении межгрупповы х отношений Условие развития группы - открытость, незамкнутость и готовность к контактам с другими даже при невозможности совместной с ними деятельности Результат - повышение самосознания входящих в полисубъект субъектов

Развитие субъектности студенческих групп зависит от качества их элементного состава от лидерской помощи группам (самоуправление) от позиции руководства в отношении групп (управление)

Уважаемые коллеги! Просим вас выразить свои предложения по объединению усилий в русле темы методического семинара Уважаемые коллеги! Просим вас выразить свои предложения по объединению усилий в русле темы методического семинара «Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой»

Литература: Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. - СПб.:»Речь», 2004 Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности. -М.: МГГУ, 2009 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996