Підготувала: практичний психолог ЗОШ 80 Адамчук Т.А. 2012р.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Advertisements

Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Республика Саха Якутия МР «Жиганский улус» МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа» Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
МБОУ СОШ 24 города Белово Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС в НОО Наталья Ивановна Худяшова педагог-психолог.
Психолого-педагогическое сопровождение как образовательная технология.
Смена ведущей деятельности (на смену игровой - учебная деятельность) Появление новообразований характерных для данного возраста: формируется словесно-логическое.
Павлова Анна Сергеевна научный сотрудник Лаборатории специального и инклюзивного образования НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ.
Психологическая служба Психологическое консультирование Психологическая диагностика Работа с учащимися 1 -3 ступени Работа с родителями Психологическая.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Психологическая подготовка школьников к ГИА В помощь школьному психологу.
Транксрипт:

Підготувала: практичний психолог ЗОШ 80 Адамчук Т.А. 2012р.

Задержка психического развития ( ЗПР ) Замедление темпа развития психики ребёнка, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.

биологические - различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и др.); - недоношенность ребенка; - родовые травмы; - различные соматические заболевания; - нетяжелые мозговые травмы. социально- психологические - ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; - дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.; - искажение условий воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека), авторитарный тип воспитания.

конституционального генеза психогенного генеза соматогенного генеза церебрально-органического генеза Классификация задержки психического развития Лебединской К.С. разработана на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР. Основные типы задержки психического развития

ЗПР конституционального генеза К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм – гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. Расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме проявляются в аффективных вспышках, склонности к демонстративному поведению, истерическим реакциям. ЗПР соматогенного генеза Данный тип задержки психического развития обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка - сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. Перенесенные инфекционные заболевания ребенком в первый год жизни. Психическое развитие этих детей тормозится в первую очередь стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На фоне астении развивается неуверенность, робость, безинициативность, капризность, боязливость.

ЗПР психогенного генеза Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. ЗПР психогенного генеза может быть связан с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью. Очень часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде всего матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. ЗПР церебрально- органического генез а Данный тип ЗПР встречается наиболее часто и вызывает у детей ярко выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом. Выделяются два основных клинико-психологических варианта ЗПР данного генеза:1)преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произвольной деятельности.2)доминируют симптомы поврежденности: нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства. Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной и учебной деятельности.

Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся для обеспечения условий их дальнейшей коррекции.(Методика Равена, Кубики Коса, «Оперативная память», «Точки», «Корректурная проба», «Словесные субтесты» (Амтхауэр). Отслеживание динамики развития познавательных процессов учащихся подготовительного - 9-го классов интенсивной педагогической коррекции. Исследование эмоционально-волевой сферы и общего развития личности учащихся.( Тест Айзенка, Диагностика акцентуаций характера у подростка (С.И. Подмазин), Тест Томаса, «Двор», Самооценка. Проективная методика Рене Жиля). Исследование социально-психологической готовности учащихся подготовительного класса к обучению к школе, 4 класса для перехода на 2 ступень обучения. Изучения уровня социально-психологической адаптации детей подготовительного класса, 5 класса с целью выявления учащихся группы «риска». (Проективная методика «Мой класс», «Дерево» Л.Н. Карпова, Тест школьной тревожности Филипса, Методика «Незаконченное предложение» Пономаренко, Мотивация). Изучение социально-психологического климата класса, определение статуса учащихся, их межличностных отношений с целью создания оптимальных условий для развития ученического коллектива. Изучение профессиональной ориентации и намерений учащихся 9 класса.

П.І.Б. Пам'ятьУвагаМислення Сприйня ття Динаміка Рівень Зорова Слухо ва стійкіс ть Обсяг Невербальне аналіз- синтез Вербаль. узагаль., класиф. Виявлення закономірн остей Гісцова Луїза 8070сер. в. сер.сер. п – позитивне у – стабільна м – позитивне сер. Дудка Анастасія 5040низ. н. сер.низьк. поруш. п- відс. у – відс. м – стаб. низьк. Коваленко Іван 60 низьк.н. сер.сер.н. сер. п- стаб. у – позит. м – позит. н. сер. Матлаков Максим 7060н. сер. сер.н. сер. п – позит. у – стаб. м – позит. н. сер. Остапенко Вікторія 8070сер. п – позит. у – позит. м – позит. сер. Сакирський Кирило 5060низьк.н. сер. низьк.поруш. п – позит. у – стаб. м – позит. н. сер. Уддін Атахар 8070сер. в. сер.сер. п – стаб. у – стаб. м – позит. сер. Храмов Денис 5040низьк.н. сер.сер.н. сер.низьк.поруш. п - відсутня у – стаб. м – позит. низьк. Чубаров Артем 6030н. сер. низьк.н. сер. низьк.поруш. п – позит. у – стаб. м – позит. низьк. Шевелев Олександр 70 сер. н. сер. п – позит. у – позит. м – позит. сер.

ІНДИВІДУАЛЬНА КАРТКА РОЗВИТКУ ПІЗНАВАЛЬНОЇ СФЕРИ ДИТИНИ ПІБ Перевалова Юлія д.н Види досліджень та методика, що використовується 2-В В В В В В В Увага стійкість (коректурна проба) Н. серед. Серед. Н. серед. Серед. обсяг Серед. В. серед. Пам'ятьзорова 70%90%60% 70% слухова 50%45%60%70%90% логічна 50%70% 80%90% Мислення вербальне (вилучення слова) Серед. здатність виявляти закономірності Н. серед.Серед. конструктивне (методика Равена) Н. серед. 24 б.=94 Серед. 37 б.=107 Серед. 41 б. =98 Серед. 47 б. =109 Серед. 49 б. =110 Серед. 51 б. = 112 УВАГАПАМ'ЯТЬМИСЛЕННЯ

КЛАССПРОГРАММАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Подготов - 4 Развивающие игры -- Развитие у детей ЗПР познавательной сферы: восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания на основе индивидуальной диагностики всех процессов. --Формирование общеучебных умений и навыков. --Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. -- Повышения уровня самоорганизации и самоконтроля в учебной деятельности. --Развитие коммуникативных навыков. -- Развитие творческих способностей детей с ЗПР. 5Курс развития познавательной, эмоционально – волевой сферы ЦЕЛЬ: способствовать психологической адаптации пятиклассников с ЗПР к условиям средней школы. --Формирование мотивации самовоспитания и самораскрытия, чувства ответственности. -- Развитие способности адекватного всестороннего познания самого себя и других людей. -- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с новыми учителями и ровесниками. -- Изучения особенности приспособления к новым социально – педагогическим условиям обучения. -- Коррекция и развитие познавательной сферы. -- Повышение уровня самоорганизации в учебной деятельности.

КЛА СС ПРОГРАММАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 6Куря « Я, ты – мы» ЦЕЛЬ: создание условий для самопознания и самовоспитания подростком у себя качеств ответственности, социальной компетентности, адаптированности к жизни, профилактика асоциального поведения. -- Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. -- Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. -- Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов. -- Ознакомление с ориентирами по смене нежелательных и установки желательных привычек. -- Формирование позитивной моральной позиции Курс « Всё в твоих руках» ЦЕЛЬ: обучение учащихся социально приемлемым способам удовлетворения потребности взаимодействия с окружающими. Самопознание и принятие своего «Я». -- Формирование позитивного образа «Я» на основе самовосприятия. -- Самоисследование и рефлексия подростками собственных проблемных зон. -- Обучение конкретным социальным навыкам, снятие стереотипов и барьеров в общении. -- Формирование адекватной самооценки. -- Овладение приёмами саморегуляции неприятных эмоциональных состояний. 9Курс « Я и общество: психологическая коррекция личности» ЦЕЛЬ: способствовать успешному взаимодействию учащихся в разных социальных ситуациях, достижению ними поставленных целей и построению конструктивных отношений в обществе. -- Социальная самоидентификация. -- Знакомство с разными социальными институтами и социальными ролями. -- Обучение конкретным социальным навыкам.

Ознакомление учителей с динамикой развития познавательных процессов учащихся и разработка единой стратегии действий с учетом особенностей развития детей. Координация соответствия стиля обучения учителей согласно индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психолого-педагогический консилиум по вопросу социально психологической и познавательной готовности учащихся подготовительного класса к обучению в школе, 4- го класса к переходу на 2 ступень обучения. Проведение семинаров-практикумов по вопросу внедрения в учебный процесс развивающего блока попредметно.

Феноменологія труднощівМожливі психологічні причини У письмових роботах пропускає літери низький рівень розвитку фонематичного слуху; слабка концентрація уваги; несформованість прийомів самоконтролю Нерозвиненість орфографічної зіркості низький рівень розвитку довільності; несформованість прийомів навчальної діяльності (уміння діяти за правилами); низький рівень розвитку та розподілу уваги; низький рівень розвитку короткочасної пам'яті; слабкий розвиток фонематичного слуху Неуважністьнизький рівень розвитку довільності; низький рівень розвитку уваги; низький рівень концентрації та стійкості уваги; домінантна мотивація навчання ігрова Труднощі у виконанні математичних завдань низький рівень загального розвитку; слабке розуміння граматичних конструкцій; несформованість уміння орієнтуватися на систему ознак; низький рівень розвитку образного мислення Труднощі у переказуванні тексту несформованість уміння планувати свої дії; слабкий розвиток логічного запам'ятовування; низький рівень мовного розвитку; низький рівень розвитку логічних операцій (аналізу, узагальнення, систематизації); занижене самооцінювання

Педради Про результативність навчально – корекційної роботи класів ІПК та завдання її подальшого удосконалення. (2006 р.) Система роботи педколективу з подолання проблем учнів, що мають початковий рівень знань на І ст. навчання (2007р.) Проблема навчання дітей з особливими потребами та шляхи її розв'язання в умовах загальноосвітньої школи (2009 р.) Про підсумки реалізації цільової програми Особлива дитина (2010 р.)

Семінар 1. (Січень) Відповідальна – Паршакова І.Г., Кузьменко О.П. Технологія відстеження учнів з низькими навчальними можливостями. Семінар 2. (Лютий) Відповідальні - Попова Н.М., Паршакова І.Г., Кузьменко О.П. Розробка карток діагностики педагогічних та психологічних відставань та відпрацювання шляхів їх подолання.

Круглий стіл учителів та вихователів ГПД по обміну досвідом роботи з учнями з низькими навчальними можливостями. Листопад Круглий стіл з питань співпраці учителя – вихователя - логопеда – психолога – батьків з метою попередження неуспішності молодших школярів. Лютий

Семінар 1. (Листопад) Розробка Технологічної карти напрямків роботи з учнями з початковим рівнем навчальних досягнень на І ступені навчання. Семінар 1. (Березень) Внутрішній моніторинг навчальних досягнень кожного учня та організація корекційної роботи як шлях забезпечення результативності у роботі з молодшими школярами ( з досвіду роботи учителів Натхи В.А.. Агапової Т.М., Зінченко Ж.І.)

Семінар 1. ( Січень) Відповідальна – Паршакова І.Г., Кузьменко О.П. Технологія відстеження учнів з низькими навчальними можливостями. Семінар 2. (Лютий) Відповідальні - Попова Н.М., Паршакова І.Г., КузьменкоО.П. Розробка карток діагностики педагогічних та психологічних відставань та відпрацювання шляхів їх подолання.

Заняття 1 Психолого - педагогічні особливості дітей з синдромом дефіциту уваги та гіперактивності. листопад Заняття 2 Форми і методи роботи з учнями з синдромом дефіциту уваги та гіперактивності. лютий

Групповые, индивидуальные консультации родителей по ознакомлению с уровнем и динамикой развития познавательной сферы детей, особенностями формирования их личности. Обсуждение роли родителей в общем процессе коррекции, развития детей. Изучение эмоционально-психологической атмосферы в семьях учащихся классов ИПК (собеседование, анкетирование). Проведение цикла лекций на темы: 1. «Психолого-педагогическая характеристика детей, требующих особого внимания» 2. «Влияние эмоциональной атмосферы в семье на психологическое развитие личности ребенка» 3. «Трудности и особенности перехода учащихся на 2 ступень обучения. Требования к социально-психологической зрелости учащихся» 4. «Подросток. Особенности психологических и физиологических изменений и их влияние на общее развитие личности» 5. «Важность профессионального самоопределения с учетом индивидуальных способностей, интересов и склонностей» Ознакомление родителей с результатами психологических исследований профнаправленности учащихся. Изучение точки зрения родителей относительно выбора профессии их детей.