Урок 1. Биогенные элементы. Таблица кларков по декадам (по А.Е. Ферсману, 1932 г.) декадыПорядок величины кларков Элементы, входящие в декаду масс. %атомный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА Содержание химических элементов в организме. 2. Вода и её роль в живых организмах. 3. Минеральные соли и кислоты.
Advertisements

Элементарный состав живых организмов. Неорганические вещества В состав живых организмов входят те же элементы, которые входят в состав объектов неживой.
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Преподаватель биологии Жаркова Елена Ашотовна Государственное бюджетное профессиональное образовательное.
Изучить химические свойства воды. Начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях. Научить записывать.
Кислота – это сложное вещество, в молекуле которого имеется один или несколько атомов водорода и кислотный остаток.
1). Общая характеристика металлов. 2). Что ? Где ? Когда ? 3). Какой из металлов самый... 4). Знаете ли вы металлы ? 5). Химические свойства. 6). Биологическая.
Минеральные удобрения. Какие элементы необходимы для роста и развития растений?
Биологическая роль элементов. Минеральные удобрения.
Автор презентации: Анисимова Юлия Владимировна Учитель химии ГОУ 115 Санкт-Петербург 2011.
Самое удивительное вещество на планете… «Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься. Ты не просто.
Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
«Вода-основа жизни». Вода- основа жизни на нашей планете! «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться.
ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ Жизнедеятельность организмов.
Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Урок биологии в 10 классе. Учитель : Бердникова Е. Г. Муниципальное автономное образовательное.
Автор презентации: Ковалева Елена Сергеевна Ученица 11 класса.
Минеральные удобрения. Состав растений Органические вещества Неорганические вещества белки жиры углеводы Нуклеиновые кислоты H, O P, N, K, Ca, Mg, Fe,
1. Введение. 2. Классификация удобрений. 3. Потребность растений в элементах питания. а)Признаки недостатка магния и калия. б) Признаки недостатка фосфора.
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты сама жизнь... Ты самое большое богатство в мире». А. де Сент-Экзюпери.
Химический состав клетки. Вода 75-85% Минеральные вещества 1,0-1,5% Белки 10-20% Органические вещества Жиры 1-5%Углеводы 0,2- 2,0% Нуклеиновые Кислоты.
Транксрипт:

Урок 1. Биогенные элементы

Таблица кларков по декадам (по А.Е. Ферсману, 1932 г.) декадыПорядок величины кларков Элементы, входящие в декаду масс. %атомный % I10O, SiO, H, Si II1-10Al, Fe, Ca, Na, Mg, K, HAl, Na, Mg, Ca, Fe, K III10 -1 – 10 0 Ti, C, Cl, P, S, MnC, Ti, Cl IV Ba, F, N, Sr, Cr, Zr, V, Ni, Zn, B, CuF, P, N, S, Mn, B, Li V Rb, Li, Y, Be, Ce, Co, Th, Nd, Pb, Ga, Mo, Br Cr, V, Sr, Be, Ni, Ba, Zr, Zn, Cu, Rb, Y VI U, Yb, Dy, Gd, Sm, Er, La, Sn, Sc, W, Cs, Cd, As, Pr, Hf, Ar, Lu, Hg, Tu, Ho, Tb, I, Ge Co, Ce, Sc, Ga, Br, Mo, Nd, Ar, Th, As, Pb VII Se, Sb, Nb, Ta, Eu, In, Bi, Tl, AgCd, Sn, La, Sm, Gd, Di, Yb, Er, U, Cs, Pr, W, Hf, Ge, Lu, Se, I, Te, Ho, Tu VIII Pd, Pt, Ru, Os, Po, Au, Rh, Ir, Te, HeSb, Hg, Nb, He, Eu, Ta, Ag, In, Pd, Ru IX Ne, Re, TcTl, Bi, Os, Ne, Pt, Au, Po, Rh, Te, Ir X KrTc, Re XI XeKr XII RaXe XIII PaRa XIV Pa

Массовые кларки главнейших химических элементов, в % ЭлементСодержание в земной коре, массовый % O49,13 Si26,00 Al9,45 Fe4,20 Ca3,25 Na2,40 Mg2,35 K H1,0 Ti0,6 C0,9 Cl0,2

Содержание биогенных элементов в животных и растительных организмах Символ элемента Содержание в живых организмах, % Символ элемента Содержание в живых организмах, % O65-75Cl0,05-0,10 C15-18Mg0,02-0,03 H8-10Na0,02-0,03 N1,5-3Fe0,01-0,015 Ca0,04-2Zn0,0003 P0,20-1,00Cu0,0002 K0,15-0,20I0,0001 S0,15-0,20F0,0001

Значение биогенных элементов ЭлементыБиологическое значение Макроэлементы O, C, H, NВходят в состав всех органических веществ клетки, воды PВходит в состав нуклеиновых кислот, АТФ, ферментов, костной ткани и эмали зубов Ca 2+ У растений входит в состав оболочки клетки, у животных – в состав костей и зубов, активизирует свертываемость крови

Элементы Биологическое значение Микроэлементы SВходит в состав белков, витаминов и ферментов K+K+ Обусловливает проведение нервных импульсов, активатор ферментов белкового синтеза, процессов фотосинтеза, роста растений Cl - Является компонентом желудочного сока в виде соляной кислоты, активизирует ферменты Na + Обеспечивает проведение нервных импульсов, поддерживает осмотическое давление в клетке, стимулирует синтез гормонов Mg 2+ Входит в состав молекулы хлорофилла, содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК, энергетический обмен I-I- Входит в состав гормона щитовидной железы, влияет на обмен веществ Fe 3+ Входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активатор ферментов, участвует в синтезе хлорофилла, обеспечивает транспорт кислорода к тканям и органам

ЭлементыБиологическое значение Ультрамикроэлементы Cu 2+ Участвует в процессах кроветворения, фотосинтеза, катализирует внутриклеточные окислительные процессы Mn 2+ Повышает урожайность растений, активизирует процесс фотосинтеза, влияет на процессы кроветворения ВВлияет на ростовые процессы растений FВходит в состав эмали зубов, при недостатке развивается кариес, при избытке флюороз

Положение токсичных элементов в периодической системе Д.И. Менделеева Период / группа IIBe III IVCuZnAsCrNi VAgCdSnSbTePd VIAuBa, Hg TePbBiPt

Биологическое значение элементов-аналогов Элемент Биологическое значение II группа Магний это макроэлемент, участвующий в образовании костной ткани животных и человека, хлорофилла растений, в белковом обмене, регуляции кровяного давления. Магний необходим для образования структуры и нормальной функции митохондрий. Барий даже в небольших количествах опасен для организма. Многие растворимые в воде соли бария очень ядовиты. При остром отравлении ими поражаются нервная система, сосуды, а при хроническом – костная ткань, костный мозг, печень. Барий вытесняет из костей кальций и фосфор, что приводит к нарушению кальциевого обмена и тяжелому поражению костной ткани – размягчению костей. Цинк незаменимый для живых организмов микроэлемент. Он входит в состав ферментов, влияет на рост растений и животных (недостаток его вызывает карликовость), участвует в анаэробном дыхании растений (спиртовое брожение), транспорте углекислого газа в крови позвоночных, разрушении пептидных связей при пищеварении (гидролизе белков).

Биологическое значение элементов-аналогов Элемент Биологическое значение Кадмий в небольших количествах необходим, поскольку регулирует содержание сахара в крови. Но его содержание в живом организме минимально. При избытке кадмий проявляет канцерогенные свойства, снижает активность пищеварительных ферментов, угнетает синтез гликогена в печени, влияет на углеводный обмен, вызывает декальцификацию скелета, приводящую к его деформации, угнетению роста костей, сильным болям в пояснице, мышцах ног, к хрупкости костей, раку легких, прямой кишки, поражению почек. Тормозит процессы самоочищения в природных водоемах, накапливается в растениях (например, табаке). Ртуть в ультрамикроколичествах участвует в синтезе простых белков и передаче наследственной информации. В то же время в повышенных дозах ионы ртути разрушают белковые молекулы, образуя с ними устойчивые соединения, затрудняют работу сердца, вызывают расстройства нервной системы, угнетают синтез фитопланктона.

Элемент Биологическое значение III группа Бор входит в число обязательных для организма микроэлементов. Этот элемент положительно влияет на рост растений, процесс дыхания, углеводный обмен. Недостаток его приводит к отмиранию у растений точек роста стеблей и корней. Галлий и Таллий сильно ядовиты, их концентрация в организме человека очень мала: 10-6 и 10-12% соответственно. IV группа Углерод основа жизни. Свинец (10-6 и 10-12%) и его соединения яды, вызывающие рак почек, желудочно-кишечного тракта. Препятствуют газообмену у рыб (уплотняют слизь, покрывающую жабры). Хроническое свинцовое отравление оказывает угнетающее влияние на функции центральной нервной системы: ослабевает воля, снижается быстрота реакций.

Элемент Биологическое значение V группа Азот и фосфор образуют живое вещество биосферы. Мышьяк (10-6 %) в больших концентрациях вызывает нарушение тканевого дыхания и снижение энергетических ресурсов клетки, закисление организма (ацидоз), изменение толщины стенок сосудов, расстройство сердечной деятельности, обезвоживание организма, потерю солей, нарушает транспорт кислорода из-за включения в молекулу гемоглобина (развивается анемия). Доказана взаимосвязь между воздействием мышьяка и повышенной заболеваемости раком кожи, лимфатической системы и желудочно-кишечного тракта. Заменяя в организме фосфор, мышьяк тем самым разрушает молекулу ДНК. VI группа Сера структурный компонент. структурный компонент клетки. Селен (10-5 %) единственный элемент, который при высоком содержании в растениях может вызвать смерть животных и человека, употребивших их в пищу. Селен замещает серу в аминокислотах, белках, эфирных маслах.

Урок 2. Вода и сельское хозяйство

«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери

Аномальные свойства воды Свойство водыЗначение в природе 1 Сильный растворительЯвляется средой для передвижения и обмена веществ, основная часть живых организмов. Растворяет питательные вещества для их усвоения. 2 При плавлении уменьшается в объеме Водоемы при охлаждении не промерзают до дна, что позволяет водным растениям и животным выжить в зимнее время. 3 Уменьшение плотности воды при t = 4°C Холодная вода опускается вниз до тех пор, пока температура всего водоема не снизится до +4. При этом растворимость газов увеличивается, что обеспечивает снабжение кислородом глубинных слоев водоемов. 4 Высокое значение теплоемкости Смягчает климат на земном шаре. Весной и летом медленно нагревается и охлаждается воздух, осенью остывает, согревая воздух. 5 Высокая скрытая теплота плавления Позволяет почве впитывать достаточное количество влаги при таянии снега. 6 Высокое поверхностное натяжение Вода может двигаться против действия силы тяжести в узких сосудах или промежутках между частицами, что имеет большое значение для передвижения в почве.

СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ ВОДЫ. МОЛЕКУЛА ВОДЫ СОСТОИТ ИЗ 2 АТОМОВ ВОДОРОДА И 1 АТОМА КИСЛОРОДА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ДРУГ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГА ПОД УГЛОМ 105°

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ. ЧИСТАЯ (ДИСТИЛЛИРОВАННАЯ) ВОДА – БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ, БЕЗ ЗАПАХА И ВКУСА ЕДИНСТВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО, КОТОРОЕ НА ЗЕМЛЕ СУЩЕСТВУЕТ В ТРЕХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ 100°С ТЕМПЕРАТУРА КРИСТАЛЛИЗАЦИИ (ПЛАВЛЕНИЯ) 0°С

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ. 1.С МЕТАЛЛАМИ. а) очень активные металлы при взаимодействии с водой образуют гидроксид и водород 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2 гидроксид натрия 2K + 2H 2 O = 2KOH + H 2 гидроксид калия Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2 гидроксид кальция

б) средние по активности металлы при взаимодействии с водой при нагревании образуют оксид металла и водород Zn + H 2 O = ZnO + H 2 оксид цинка в) малоактивные металлы с водой не реагируют

2. С ОКСИДАМИ. а) оксиды металлов при взаимодействии с водой образуют гидроксиды CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 гидроксид кальция б) оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют кислоты SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 серная кислота

3. РАЗЛОЖЕНИЕ (ЭЛЕКТРОЛИЗ) 2H 2 O = 2H 2 + O 2

«плюсы»«минусы» Вода и сельское хозяйство

Урок 3. Вода. Источники и виды загрязнения воды

Аквафор АквариумАкваланг Акварель Акватория

1. Среди указанных физических свойств выберите те, которые относятся к свойствам воды: а) бесцветная, б) прозрачная, в) имеет цвет, г) кипит при температуре 90 0 С, д) плотность равна 1г/мл е) вязкая жидкость, ж) кипит при температуре С, з) замерзает при 0 0 С.

2. Вода, содержащая много растворённых солей, является: а) водопроводной, б) дистиллированной, в) речной, г) колодезной, д) морской. 3. С каким свойством воды связано присутствие в ней растворимых примесей: а) жидкость, б) растворитель, в) большая теплоемкость, г) плотность.

4. Вода, не содержащая никаких примесей, является: а) водопроводной, б) дистиллированной, в) речной, г) колодезной.

Основные виды загрязнения воды Виды загрязнения воды Механическое Химическое Биологическое Тепловое

Основные факторы, загрязняющие окружающую среду. канализационные стоки кислотные дожди опилки минеральные удобрения пластмассовые бутылки и пакеты бензин шлак Соли тяжелых металлов и другие

Загрязнение природной воды. Видзагрязнения Загрязняющий фактор Источник загрязнения Устранение загрязнения

КАК ОЧИЩАЮТ ВОДУ? Питьевая вода, должна отвечать трем основным требованиям: 1. Не содержать посторонних веществ в концентрациях, которые могут вредно влиять на здоровье человека. 2. Не содержать болезнетворных организмов. 3. Не иметь запаха, цвета, быть прозрачной и приятной на вкус.

Урок 4. Определение чистоты воды

«Вода стоит особняком в истории нашей планеты…. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество… ею проникнуто и охвачено» В.И.Вернадский

Объект исследования: вода из разных источников. Исследуемые показатели: 1.Прозрачность 2.Запах 3.Концентрация ионов водорода 4.Содержание ионов железа (II) 5.Содержание ионов железа (III) 6.Содержание хлорид-ионов 7.Содержание сульфат-ионов 8.Содержание ионов аммония 9.Наличие ионов кальция 10.Наличие нитрат-иона 11.Наличие сероводорода 12.Холодная окисляемость

Определение силы запаха в баллах Балл Характеристика запаха 1 – нет или очень слабый Запах обычно не замечается 2 – слабый Обнаруживается, если на запах обратить внимание. 3 – заметный Легко замечаемый и могущий вызвать неодобрительные отзывы о воде 4 – отчетливый Могущий заставить воздержаться от питья 5 – очень сильный Запах настолько сильный, что вода совершенно не пригодна для питья

Определение концентрации ионов водорода. Питьевая вода должна иметь рН в пределах 6,5 – 9,6

Зависимость окраски раствора от концентрации ионов железа (II) Окраска раствораКонцентрация ионов Fe 2+ Светло-сине-зеленая1 – 6 мг/л Сине-зеленая6 – 10 мг/л Синяя10 – 15 мг/л Темно-синяя15 – 30 мг/л

Зависимость окраски раствора от концентрации ионов железа (III) Окраска раствораКонцентрация ионов Fe 3+ Слабо-красновато- желтоватая 0,095 – 0,4 мг/л Желтовато-красная0,4 – 1,0 мг/л Красная1 – 3 мг/л Ярко-красная3 – 10 мг/л

Зависимость интенсивности помутнения раствора от концентрации хлорид-ионов Интенсивность помутненияКонцентрация ионов Cl - Опалесценция1 – 10 мг/л Сильная муть10 – 50 мг/л Хлопья, осаждаются сразу50 – 100 мг/л Белый объемистый осадокБолее 100 мг/л

Зависимость интенсивности помутнения раствора от концентрации сульфат-ионов Интенсивность помутненияКонцентрация ионов SO 4 2- Слабая муть через несколько минут1 – 10 мг/л Слабая муть сразу10 – 100 мг/л Сильная муть100 – 500 мг/л Большой осадок, быстро оседающийБолее 500 мг/л

Зависимость окраски раствора от концентрации ионов аммония Окраска раствораКонцентрация ионов NH 4 + Слабо-желтая0,05 – 0,3 мг/л Желтоватая0,3 – 0,6 мг/л Светло-желтая0,6 – 1,0 мг/л Желтая1,0 – 2,0 мг/л Буро-желтая2 – 7 мг/л Буро-желаяй мутная7 – 12 мг/л Темно-оранжевый осадокБолее 20 мг/л

Характеристика анализируемых показателейИсследуемыепоказатели Характеристика показателей 1.Прозрачность 2. Запах 3. Концентрация ионов водорода 4. Содержание ионов Fe Содержание ионов Fe Содержание хлорид-ионов 7. Содержание сульфат-ионов 8. Содержание ионов аммония 9. Наличие ионов кальция 10.Наличие нитрат-ионов 11.Наличие сероводорода 12.Холодная окисляемость

Урок 5. В поисках чистой воды

Маршрут эстафеты "В поисках чистой воды" старт

Водные ресурсы Земли РезервуарОбъем воды, тыс. км 3 Мировой океан Подземные воды60000 Ледники24000 Озера280 Почвенная влага85 Влага атмосферы14 Реки1,2 Всего: ,2

Расход воды на хозяйственные нужды (км 3 ) Вид водоснабжения Водозабор из источников Безвозвратный расход воды Сброс сточных вод Хозяйственно- питьевое Промышленность Животноводство Энергетика

Вещества, загрязняющие водную среду Консервативные не разлагающиеся или разлагающиеся в природной среде очень медленно (минеральные удобрения, пестициды, углеводороды) Биогенные участвующие в биологическом круговороте (минеральные формы азота и фосфора, легкоусвояемые органические соединения) Водо-растовримые не вовлекаемые в биологический круговорот (токсичные вещества промышленного или сельскохозяйственного происхождения)

Каковы последствия загрязнения сточными водами? Проведите соответствие. Виды загрязненияПоследствия 1)тепловое; 2)минеральными солями; 3)взвешенными частицами; 4)тяжелыми металлами; 5)нефтепродуктами; 6)органическими веществами; 7)биогенными элементами. а) происходит интенсификация процессов жизнедеятельности водных организмов; б) меняется водный режим одноклеточных организмов, обменивающихся с внешней средой путем осмоса; в) ухудшается прозрачность вод, что снижает фотосинтетическую аэрацию водной среды; г) губительно действуют на водную флору и фауну; д) образуется пленка, препятствующая газообмену воды с атмосферой; е) возникает токсикологическая ситуация; ж) возникают вторичные эффекты.

Схема очистки промышленной воды Сточные воды Механическая очистка Биохимическая очистка Осветление Обеззараживание СтабилизацияУмягчение Возврат к потребителю

Схема очистки питьевой воды Механическая очистка Биохимическая очистка Стабилизация Умягчение Возврат к потребителю

Урок 6. Кислотность почв путешествие

Маршрут по Кислотной области Станция 1. ПОЧВЕННАЯ Станция 4. ИНДИКАТОРНАЯ Станция 5. ИЗВЕСТКОВАЯ Станция 2. ХИМИЧЕСКАЯ Станция 3. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

Станция 1. Почвенная Фазы почвы: газовая, жидкая, твердая Почвенный воздух Почвенный воздух содержит большое количество СО 2 Почвенный раствор Почвенный раствор содержит минеральные (анионы HCO 3-, CI -, NO 3-, SO 4 2-, H 2 PO 4 - и катионы Ca 2+, Mg 2+, Na +, NH 4 +, K +, H + ) и органические вещества, а также растворенные газы (CO 2, NH 3, O 2 и др.). Твердая фаза Твердая фаза состоит из минеральной и органической части. Почвенный поглощающий комплекс (ППК) – Почвенный поглощающий комплекс (ППК) – совокупность мелкодисперсных частиц почвы, как органических, так и минеральных, участвующих в обменных процессах с участием катионов. Имеет отрицательный заряд. В его состав входят поглощенные катионы: Ca 2+, Mg 2+, H +, AI 3+, Na +, NH 4+ и др.

Станция 2. Химическая Кислотность почвы – свойство почвы, обусловленное содержанием H + и AI 3+. Кислотность почвы Актуальная (активная) Кислотность почвенного раствора Пассивная («скрытая») Обусловлена концентрацией H + или AI 3+, содержащимися в ППК

Типы почв в зависимости от pH Тип почвыpH Сильнокислаяменее 4,5 СреднекислаяpH до 5 Слабокислаядо 5,5 Близкая к нейтральнойдо 6,4 Нейтральнаядо 7,3 Слабощелочнаядо 8,0 Щелочнаядо 8,5 Сильнощелочнаяболее 8,5

Станция 3. Сельскохозяйственная Опасность кислых почв состоит в следующем: в кислой среде не усваиваются основные элементы питания (азот, фосфор, калий); в кислой среде не усваиваются основные элементы питания (азот, фосфор, калий); при высокой кислотности в почвенный раствор выделяются алюминий и марганец в избыточном количестве, которые являются вредными для растений; при высокой кислотности в почвенный раствор выделяются алюминий и марганец в избыточном количестве, которые являются вредными для растений; кислая среда подавляет деятельность полезных бактерий. кислая среда подавляет деятельность полезных бактерий.

Оптимальная кислотность для различных растений Тип почвыПодходящие растения Среднекислая и близкая к нейтральной Картофель, подсолнечник, щавель, дыня, кукуруза, земляника, гортензия метельчатая, крыжовник, вишня, яблоня Слабокислая или нейтральная Розы, лилии НейтральнаяБольшинство огородных растений, цикорий, абрикос, виноград, черная смородина, сирень, хризантемы, крокусы От нейтральной до слабощелочной Морковь, репчатый лук, кочанная и цветная капуста, петрушка, спаржа, сельдерей, артишок, тюльпаны

Станция 4. Индикаторная Индикаторы – вещества, способные менять свою окраску в присутствии кислоты или щелочи: фенолфталеин, фенолфталеин, лакмус, лакмус, метилоранжевый. метилоранжевый.

Станция 5. Известковая В целях преодоления избыточной кислотности почвы с pH менее 5,5 известкуют. В целях преодоления избыточной кислотности почвы с pH менее 5,5 известкуют. CaCO 3 + H 2 O + CO 2 Ca(HCO 3 ) 2 Ca(HCO 3 ) 2 + 2H 2 O Ca(OH) 2 + 2H 2 O + 2CO 2

Урок 7. Минеральные удобрения

Азотные 1.Аммиачные (жидкий аммиак, аммиачная вода) 2.Аммонийные NH 4 Cl, (NH 4 ) 2 SO 4 3.Амидные (мочевина) 4.Нитратные (NaNO 3, Ca(NO 3 ) 2 ) Фосфорные 1.Суперфосфат простой 2.Суперфосфат двойной 3.Преципитат 4.Фосфоритная мука Калийные 1. Концентрированные а) хлоридные (KCl) б) бесхлорные (K 2 SO 4 ) 2. Сырые соли (сильвинит KCl + NaCl) 3. Древесная и торфяная зола (K 2 CO 3 ) Микроудобрения 1.Борные (H 3 BO 3 ) 2.Медные (CuSO 4 5H 2 O) 3.Марганцевые (MnSO 4 ) 4.Цинковые соли (ZnSO 4 ) 5.Молибденовые (суперфосфат молибденизированный) 6.Кобальтовые (СоCl 2 ) Смешанные 1.Смесь NH 4 NO 3 + суперфосфат 2.(NH 4 ) 2 SO 4 + уперфосфат Сложные 1. Аммофосы 2. KNO 3 3. Нитрофоска Удобрения (по происхождению) Органические (навоз, компост, птичий помет, торф, сапропель) Органоминеральные (аммиак + торф, сланцы + фосфорная кислота) Минеральные (по действию на почву) Бактериальные (азотобактерии, нитрагин почвенный) Простые Прямые (по составу) Косвенные Комплексные

Азотные удобрения Название удобренияХимический состав Простые Твердые Аммиачная селитраNH 4 NO 3 Карбамид (мочевина)(NH 2 ) 2 СO Сульфат аммония(NH 4 ) 2 SO 4 Натриевая селитраNaNO 3 Кальциевая селитраCa(NO 3 ) 2 Жидкие Жидкий безводный аммиакNH 3 Аммиачная водаNH 3 + H 2 O Водный раствор аммиачной селитры и аммиака NH 4 NO 3 + NH 3 + H 2 O Комплексные Калиевая селитраКNO 3 Аммофос(NH 4 ) 2 НРO 4 + NH 4 H 2 РО 4 Аммофоска(NH 4 ) 2 НРO 4 + NH 4 H 2 РО 4 + KCl НитроаммофосNH 4 H 2 РO 4 + NH 4 NO 3 НитроаммофоскаNH 4 H 2 РO 4 + NH 4 NO 3 + KCl

Фосфорные удобрения НазваниеСостав Растворимые в воде Простой суперфосфатСа(Н 2 РО 4 ) 2 и СаSO 4 Двойной суперфосфатСа(Н 2 РО 4 ) 2 Н 2 О Нерастворимые в воде, но слабых кислотах ПреципитатСаНРО 4 2Н 2 О Томаксилак4СаО Р 2 О 5 + 4СаО Р 2 О 5 СаSiО 3 ТермофосфатыNa 2 O 3СаО Р 2 О 5 + SiО 2 Нерастворимые в воде, растворимы только в сильных кислотах Фосфорная мукаСа 3 (РО 4 ) 2

Калийные удобрения Название удобренияХимический состав Простые Хлорид калияKCl Сульфат калияК 2 SO 4 Зола растительного происхожденияСложный состав, содержит К 2 СO 3 Комплексные Калиевая селитраКNO 3 Фосфат калияК3РO4К3РO4 Аммофоска(NH 4 ) 2 НРO 4 + NH 4 H 2 РО 4 + KCl

закисление почвы негативное действие минеральных удобрений на окружающую среду избыток нитратов избыток фосфатов в водоемах угнетают флору и фауну переходят в нитриты вред здоровью человека ухудшают вкус овощей снижает качество питьевой воды избыток мочевин накопление мочевой кислоты накопление в почве тяжелых металлов уменьшение урожая засоление почвы N2ON2O загрязнение атмосферы разрушение азонового слоя Кластер «Негативное действие минеральных удобрений на окружающую среду»

Синквейн Удобрения Удобрения Минеральные, органические Минеральные, органические Кормят, всасываются, загрязняют Кормят, всасываются, загрязняют Удобрения увеличивают плодородие почвы Удобрения увеличивают плодородие почвы Необходимы Необходимы