Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Advertisements

Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Критическое мышление – это.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Составила Дорофеева И А. – это естественный способ взаимодействия; отправная точка для развития мышления, умения принимать взвешенное решение.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
Приёмы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника Учитель начальных.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Технология развития критического мышления Гимназия 111 Пильская М.А. «Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать». Рене Декарт.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить. Критическое.
Технология «Развитие критического мышления» Проблемная тема учителя начальных классов Ганичевой Е.Б.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Транксрипт:

Развитие критического мышления через чтение и письмо при обучении младших школьников.

Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли.

Критическое мышление- творческое проявление детской любознательности.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. Критическое мышление- мышление социальное.

Формируются общеучебные умения: работать в группах графически оформлять текстовый материал перерабатывать имеющуюся информацию по степени новизны и значимости обобщать полученные знания.

Три этапа в технологии критического мышления: Вызов-пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта. Осмысление содержания -получение новой информации. Рефлексия- осмысление, рождение новых знаний.

Метод «Карусели» Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. Всё быстрей они бегут, Совершая целый круг. Задание: выбрать из слов, записанных на доске, слова с удвоенной согласной буквой. Те..ис, те..истый, ва..а, Ва..я, а..ый, а..ея. ЗнаюХочу знатьУзнал(а)

Приём «Кластер» или «Гроздья» Правописание глаголов Частица НЕ с глаголами пишется отдельно У глаголов после буквы Ш на конце пишется Ь -ШЬ -СЬ и –СЯ у глаголов – постфикс. Он пишется после окончания

Приём «Кластер» или «Гроздья» Заяц трусливыйМного врагов Меняет окраску Живёт в лесу, в поле, в степях 1 экскурсовод даёт характеристику зайцу как литературному герою. 2 экскурсовод читает отрывок из произведения научно-популярного характера. 3 экскурсовод читает отрывок из энциклопедии о разных видах зайцев и местах их обитания. ЗнаюЧто узнал(а) от товарищейЧто совпало, что удивило

Приём «Прогнозирование» Прочитайте название произведения и назовите его автора. Рассмотрите иллюстрации и предположите, о чём или о ком написано произведение? Почему так решили? Что происходит с главными героями? Насколько внимательно читал художник литературное произведение и насколько правдивы его иллюстрации, мы проверим, читая текст.

Этап Вызов- приём «Прогнозирование» 1 группа: …имели слона..,..оставляли,,...ухаживали за ребёнком.., …брал его хоботом..,..игра..,..нянчил..,отгонял мух..,..любил.. 2 группа:..имели слона..,..уходила на работу..,..ребёнок уползал..,..мухи..,..нежно..,..играл..,..любил.. Что совпало?Что не совпало?Что вас удивило?

Приём «Ассоциация» Какие ассоциации возникают у вас при прочтении названия произведения «Волшебные краски?» (ассоциация с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром). Почему автор выбрал именно такое название? Можно ли изменить его заголовок любыми из тех слов, которые вы назвали? Дети рассуждают, ищут обоснования своим ответам.

Стадия осмысления. Приём «Чтение с пометами» (инсерт) «V»- знаю, мне известно «+» -новое «-»- вызывает сомнение, думал иначе «?»- осталось непонятным

Приём «Кубика» Почему…- причинно-следственные связи Объясни...- используй понятия в новых ситуациях Назови…- воспроизведи знания Предложи… - активизация мыслительной деятельности Придумай… Поделись…

Метод «Чтение с остановками» Простые ( тонкие ) вопросы. Нужно назвать какие-то факты, воспроизвести некую информацию). Уточняющие вопросы. Они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что..?» «Если я правильно понял, то…»? Творческие вопросы. Тот случай, когда есть частица «бы». В его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. -Что бы изменилось.., если бы..? -Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Объясняющие вопросы(толстые).Начинаются со слов «Почему?» Направлены на установление причинно-следственных связей. Оценочные вопросы. Выяснение критериев оценки тех или иных событий. Явлений. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?» Практические вопросы. Устанавливается взаимосвязь между теорией и практикой. Например, «Как бы вы поступили на месте героя?»

Приём «Дерево предсказаний» Что будет дальше? Как будут развиваться события дальше? Чем всё закончится?

Фаза рефлексия. Приём «Синквейна» Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка- описание темы в двух словах( Двумя прилагательными) Третья строчка- это описание действия в рамках темы тремя словами( глаголы) Четвёртая строчка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме( чувства одной фразой) Пятая строчка- синоним к первому слову, который выражает суть темы. Приставка Важная, «ошибкоопасная» Образовывает, помогает, меняет Корню очень нужна Часть слова Предлог Самостоятельный, связывающий Помогает, указывает, служит Без него нельзя выразить мысль Самостоятельное слово-часть речи

Приём «Шести шляп» Красная - что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе Белая - учит, чему следует поучиться у героев Чёрная - найдёт, что плохого в поступках героев Зелёная - даёт советы герою, читателю Синяя - продолжени е сюжета Жёлтая – оптимизм, что хорошего можно взять из произведения для себя

Работа в Центрах Научный центр. Определить, какая из лягушек на рисунке больше всего соответствует образу героя. Центр письма. Научитесь читать текст по ролям. Центр драматизации. Инсценируйте последний эпизод сказки. Центр литературоведов. Найдите среди фразеологизмов близкие по значению и объясните их с помощью текста.

Результат: Изменить отношение к урокам. Изменить отношение детей к собственным ошибкам и затруднениям. Изменить отношение к индивидуальной, групповой и коллективной работе. Повысить уровень интеллектуальных способностей учащихся. Формировать умение высказываться логично, задавать вопросы. Повысить активность детей на уроках, оживить интерес к познанию.