1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.
Advertisements

1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.
Государственная поддержка малого предпринимательства.
ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная поддержка кредитной кооперации на региональном уровне Правительство Ростовской.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Поддержка МСП через организации, осуществляющие микрофинансирование» О.В. Теплоухова,
1 Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению «Микрофинансирование» , г. Киев.
Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
Малый и средний бизнес Томской области. 2 Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства ( 209-ФЗ от ) численность -
ОАО Новосибирский Муниципальный банк представляет линейку кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса Новосибирск, 2010 год.
1 ОБ ИТОГАХ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЛГОГРАДА 11 месяцев 2013 года Материал подготовлен управлением промышленной политики департамента экономического.
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года 18 мая 2009 года.
Партнерство региональных фондов поддержки малого предпринимательства и кредитных организаций.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Материал подготовлен комитетом промышленности и торговли Волгоградской области Волгоград 2015.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Программа ОАО «РосБР» как одна из форм государственной поддержки микрофинансирования.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
ТЕРРИТОРИЯ БИЗНЕСА ФОРУМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ. Государственная поддержка малого бизнеса.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Развитие малого предпринимательства в Чувашской Республике. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Чувашской Республике Министерство.
Транксрипт:

1 Механизмы финансовой поддержки развития малого предпринимательства в 2005 г.

2 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Недоступность банковского кредитования Недостаток помещений/высокая арендная плата Недостаточный спрос на продукцию СМП/отсутствие системы сбыта Изношенность оборудования (у производственных СМП) Недостаток квалифицированных кадров Трудности при экспорте Недоступность общеэкономических и специализированных консультаций Трудности организации нового малого бизнеса Высокие административные барьеры/издержки Высокий уровень налогообложения Несовершенство нормативно-правовой базы и информационной среды малого предпринимательства Нежелание и неумение чиновников местного уровня работать с предпринимателями Отсутствие достоверной статистики по СМП Источники:Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, ОПОРА России, НИСИПП, Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Существуют финансовые механизмы государственной политики, которые могут повлиять на решение проблем Тема документа Основные механизмы решения проблем находятся в области изменения нормативно- правовой базы Необходимо проведение статистических исследований

3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СМП И ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕШЕНИЯ Лизинг оборудова- ния Недоступность банковского кредитования Недостаток помещений/высокая арендная плата/низкая «выживаемость» Недостаточный спрос на продукцию/отсутствие системы сбыта Изношенность оборудования (у производственных СМП) Недостаток квалифицированных кадров Высокие издержки выхода на внешние рынки Недоступность общеэкономических и специализированных консультаций Комментарии Образо- вательные программы Консульта- ционные услуги Бизнес- инкубаторы Микро- кредиты Поддержка экспорта Выставки, ярмарки Проблемы Механизмы Не систематизировано, необходимо участие федеральной власти для разработки стандартных технологий Механизмы реализуются на уровне субъектов Российской Федерации. Проведение данных мер на федеральном уровне – нецелесообразно. Предлага- ется для поддержки экспорта Федеральные программы 2005 г. Информацион- ная поддержка В 2005 г. планируется провести в рамках портала «Малый бизнес» за счет средств Министерства (НИОКР)

4 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРОЕКТЫ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2005 Г. Создание сети бизнес-инкубаторов Поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса Развитие микрофинансирования малого бизнеса Поддержка инновационного малого бизнеса ИТОГО Предлагаемые проекты Возможный объем финансирования 600 млн. руб. 450 млн. руб. 300 млн. руб млн. руб. 150 млн. руб.

5 «Создание сети бизнес-инкубаторов» Проект 1

6 Цель и ожидаемый эффект Основные проблемы, на решение которых направлен проект Низкая «выживаемость» новых предприятий; Высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение); Дефицит пригодных и доступных производственных и офисных площадей для малого бизнеса. Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ – стимулирование создания новых предприятий ЗАДАЧИ: создание сети инновационных и производственных БИ для начинающих предприятий; разработка технологии для дальнейшего тиражирования БИ субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Ожидаемый эффект Создание БИ; Создание новых предприятий малого бизнеса (от 200 до 250); Создание от 3000 до 4500 новых рабочих мест; Снижение издержек для субъектов малого предпринимательства на администрирование и организацию бизнеса; Повышение «выживаемости» субъектов малого предпринимательства; Создание тиражируемой технологии развития БИ; Вовлечение в хозяйственный оборот недвижимого имущества для малого предпринимательства. * Исходя из средних затрат на 1 кв. м. –15 тыс. руб.

7 Предполагаемые характеристики создаваемых бизнес-инкубаторов Бизнес-инкубатор Организация любой организационно- правовой формы и формы собственности Оказывает услуги субъектам малого предпринимательства Производственные Инновационные Консалтинговые: Ведение бухгалтерского учета и правовые консультации; Консультации по управлению бизнес- процессом; Маркетинговые услуги. Офисные: Льготная аренда помещения, рабочего места и оборудования; Организованное делопроизводство. Услуги, осуществляемые БИ: Страховые; Образовательные; Банковские. По информации представленной субъектами Российской Федерации на сегодняшний день: общая площадь бизнес-инкубатора составляет от кв.м. до кв. м.; стоимость составляет от 5 млн. руб. до 105 млн. руб. Офисные Start-Up

8 Федеральный уровень 1. Определяет методику оценки проектов создания БИ; 2. Проводит конкурс проектов БИ среди субъектов Российской Федерации; 3. Выделяет финансовые средства победителям в размере не более 50% от стоимости заявленного проекта на строительство, реконструкцию, ремонт, оснащение связью и оргтехникой; 4. Осуществляет контроль за целевым использованием полученных по итогам конкурса бюджетных средств. Региональный и муниципальный уровень, частный инвестор 1. Определяет объект или земельный участок, пригодный для создания БИ; 2. Представляет в Минэкономразвития России конкурсную заявку на получение финансовых средств с обязательствами по целевому софинансированию БИ (не менее 50%), с возможностью привлечения частных инвесторов; 3. Выделяет финансовые средства на строительство, реконструкцию, ремонт, техническое оснащение; 4. Осуществляет текущее содержание проекта; 5. Предоставляет помещение в долгосрочную аренду бизнес-инкубатору на срок не менее 10 лет по цене, не превышающей 35 процентов от ставки, устанавливаемой для аренды госимущества субъекта Российской Федерации; 5. Осуществляет контроль за предоставлением льготных условий аренды для малого бизнеса. Бизнес- инкубатор 1. Проводит конкурс бизнес-планов новых малых предприятий. Победителям конкурса предоставляет помещение (рабочее место) в аренду по льготной ставке не более чем на 2 года; 2. Предоставляет льготную аренду для СМП в течение двух лет (в первый год предоставление льготной аренды не превышающей 70 % от ставки, устанавливаемой для аренды госимущества субъекта РФ, во второй – не более 85 %). По истечению двух лет СМП обязан покинуть бизнес-инкубатор. 3. Предоставляет образовательные, офисные и консалтинговые услуги СМП. Описание проекта

9 Риски проекта 1.Стандартные риски, сопровождающие строительство, реконструкцию объектов; 2. Неисполнение обязательства софинансирования со стороны субъекта Российской Федерации; 3.Нецелевое использование помещения (предоставление аренды по рыночной стоимости или не СМП). Минимизация рисков 1. Формирование конкурсной комиссии с участием представителей профессиональных строительных объединений для проведения экспертизы проектов; 2. Включение финансовых санкций в государственный контракт. Установление временного запрета на участие в федеральных программах поддержки малого предпринимательства; 3. Создание при каждом бизнес- инкубаторе конкурсной комиссии с участием представителей объединений предпринимателей, торгово- промышленных палат, органов власти, осуществляющей отбор СМП.

10 «Поддержка экспортно- ориентированного малого бизнеса» Проект 2

11 Цель и ожидаемый эффект Основные проблемы, на решение которых направлен проект Высокие издержки для СМП при преодолении разрешительных процедур, обязательных для выхода на внешний рынок; Низкая информированность о потенциальных потребителях производимой СМП продукции; Высокие издержки на маркетинговые исследования экспортных рынков; Значительные ставки процентов по кредитным ресурсам для СМП. Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ – увеличение экспорта малого бизнеса. ЗАДАЧИ: Снижение расходов СМП на преодоление разрешительных процедур; Информированность рынков о производимой продукции; Поддержка выставочной деятельности СМП на международных выставках; О беспечение доступности кредитных ресурсов. Ожидаемый эффект Увеличение доли продукции малого бизнеса поставляемого на экспорт; Повышение конкурентоспособности малого бизнеса.

12 Блок-схема ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ Финансовые средства Субъект Российской Федерации Финансовые средства на выплату компенсаций (субсидий) Уполномоченные организации в регионах Денежная компенсация (не более 50% от расходов) направленная на: -Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования); -Частичное возмещение предпринимателю расходов на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации; -Оплата расходов, связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности. Предоставление документов, подтверждающих факт оплаты расходов Субъекты малого предпринимательства Конкурс среди субъектов Российской Федерации

13 Описание проекта Федеральный уровень 1. Проводит конкурс среди субъектов Российской Федерации; 2. Выделяет победителям бюджетные средства в целях частичного возмещения СМП расходов (не более 25%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок - Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования), частичное возмещение предпринимателю расходов на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации, связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности; 3. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Региональный уровень 1. Проводит конкурс для выбора уполномоченной компании; 2. Софинансирует частичное возмещение расходов (не более 25%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок; 3. Предоставляет уполномоченной компании средства, используемые для частичного возмещения СМП расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с выходом на внешний рынок. Уполномоченна я компания 1. Конкурс заявок среди экспортно-ориентированных малых предприятий; 2. Победителю конкурса выплачивается компенсация (не более 50%) расходов, связанных с выходом на внешний рынок. Экспортно- ориентированн ый малый бизнес 1. Обращается в уполномоченную компанию с заявкой на конкурс: - Субсидирование части процентной ставки по кредитам под экспортные контракты (50% от ставки рефинансирования); - Частичное возмещение предпринимателю расходов (не более 50%) на оплату услуг, связанных с преодолением разрешительных процедур, в т.ч. аккредитации и сертификации; - Оплата расходов (не более 50%), связанных с участием в международной выставочно-ярмарочной деятельности. 2. Погашает оставшуюся часть расходов связанных с выходом на экспорт.

14 Риски проекта 1. Коррупционность при распределении ресурсов; 2. Недостаточность предлагаемых мер для выхода на внешний рынок; 3. Фальсификация документов, предъявляемых для выплаты компенсации; 4. Сложность в администрировании. Минимизация рисков 1. Проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку. Раскрытие информации об учредителях предприятий. Непременным условием должно быть наличие у малого предприятия экспортного контракта. Наличие у коммерческого банка лицензии на право осуществления экспортных операций; 2. Включение в перечень конкурсной документации бизнес-плана проекта. Независимая экспертная оценка проекта; 3. Предоставление документов, подтвержденных фактическим получателем платежа; 4. Формирование открытых процедур отбора проектов, постоянный мониторинг осуществления проекта, установление финансовых санкций за нецелевое использование средств в качестве способов оптимизации администрирования.

15 «Развитие микрофинансирования малого бизнеса» Проект 3

16 Цель и ожидаемый эффект Основные проблемы, на решение которых направлен проект Неудовлетворенный спрос на услуги микрокредитования; Неразвитость сектора МФО* (отсутствуют в трети субъектов Российской Федерации; Отсутствие у МФО доступа к банковскому кредитованию в связи с высокой процентной ставкой (30-35%). Цель и задачи проекта ЦЕЛЬ – развитие системы микрофинансирования. ЗАДАЧИ: Расширение предложения микрофинансовых ресурсов; Увеличение совокупного объема микрофинансовых услуг; Рост числа использующих микрофинансирование. Ожидаемый эффект Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к заемным средствам; Рост числа МФО за счет расширения географии их распространения; Снижение процентной ставки для конечного заемщика вдвое, что составит – 30-35% (экспертная оценка); Увеличение кредитования малого бизнеса МФО до 150 млн.$. (на 50%). *Организационно-правовые формы МФО: - Кредитные потребительские кооперативы граждан; - Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы; - Потребительские кооперативы и общества. Согласно действующему законодательству, все указанные формы организаций могут привлекать заемные средства, в том числе кредиты банков, для осуществления деятельности по выдаче микрозаймов. Кредитные кооперативы, при этом, могут выдавать займы только своим членам (физические лица и индивидуальные предприниматели в КПКГ, физические и юридические лица в остальных формах кредитных кооперативов).

17 Блок-схема проекта Федеральный бюджет Уполномоченная организация Выделение целевых бюджетных средств направленных на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО (на условиях 50-ти процентного софинансирования) Субъект Российской Федерации (непременное условие – наличие собственных действующих финансово-кредитных программ малого предпринимательства) Выделение на конкурсной основе бюджетных средств направленных на субсидирование процентной ставки по кредитам МФО. Контроль за целевым использованием предоставленных средств. На конкурсной основе субсидирование части процентной ставки (не более 50%) по банковским кредитам МФО Микрофинансовые организации (МФО) Отчет о целевом использовании предоставленных средств Коммерческий банк Получение на общих основаниях банковского кредита (30-35%) Малый предпри ниматель Микро кредиты

18 Федеральный уровень 1. Проводит конкурс среди субъектов Российской Федерации, с условием софинансирования проекта (не менее 50%), имеющих собственные программы финансово-кредитной поддержки, в целях частичного субсидирования процентной ставки по банковским кредитам МФО; 2. Предоставляет бюджетные средства (не более 50% от субсидируемой суммы); 3. Осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Субъект Федерации 1. Предоставляет в Минэкономразвития России конкурсную заявку на получение бюджетных средств; 2. Выделяет предоставленные бюджетные федеральные средства (50%) и региональные средства (50%) на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО уполномоченной организации; 3. Контроль за целевым использованием предоставленных бюджетных средств. Уполномоченная организация 1. Подача конкурсной заявки на получение средств предназначенных на частичное субсидирование процентной ставки по кредитам МФО (не более 50%; 2. Проведение конкурса среди микрофинансовых организаций с целью субсидирования части процентной ставки (не более 50%); 3. Субсидирование процентной ставки по банковскому кредиту, предоставленному МФО. Микрофинансовая организация 1. Подача заявки на выделение бюджетных средств с целью частичного субсидирования процентной ставки по уже взятому банковскому кредиту; 2. Получение компенсации по выплаченным процентам (не более 50%). Описание проекта

19 Риски проекта 1. Коррупционность при выборе уполномоченной организации; 2. Предлагаемые меры не повлияют на размер процентной ставки для конечного заемщика. Минимизация рисков 1. Проведение открытых конкурсов при отборе проектов, претендующих на поддержку; включение в конкурсную комиссию представителей общественных объединений и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Ограничение максимального размера поддержки для одной микрофинансовой организации; 2. Снижение процентной ставки в качестве необходимого условие получения государственной поддержки.

20 Проект 4 «Поддержка малого инновационного бизнеса»

21 Цель и ожидаемый эффект Основная проблема, на решение которой направлен проект Недостаточное финансирование инновационных проектов в связи с отсутствие интереса у частных инвесторов финансировать такие проекты, а также ввиду высоких рисков. Цель и задача проекта ЦЕЛЬ – привлечение частного капитала к созданию новых малых инновационных предприятий. ЗАДАЧА: финансирование большего числа инновационных проектов находящихся на начальной стадии развития, а также на стадии создания прототипа продукта или производства в небольших масштабах. Ожидаемый эффект Увеличение количества новых малых наукоемких предприятий и объема наукоемкой продукции.

22 Блок-схема проекта Федеральный бюджет Выбор на конкурсной основе уполномоченных компаний (инвесторов), в целях организации софинансирования инновационных проектов. Средства федерального бюджета – не более 40% от стоимости проекта. ИНВЕСТОРЫ (венчурные, инвестиционные фонды, региональные фонды поддержки малого предпринимательства), привлекаются на условиях софинансирования инновационных проектов, не менее 40% от стоимости проекта Финансирование на конкурсной основе инновационных проектов, находящихся на начальной стадии своего развития (от идеи до опытной партии) Малое инновационное предприятие (софинансирование проекта, не менее 20%) Создание новой наукоемкой продукции Финансирование на конкурсной основе инновационных проектов, находящихся на стадии создания прототипа продукта или производства в небольших масштабах (от НИОКР до организации серийного производства) Малое инновационное предприятие (софинансирование проекта, не менее 20%) Возможность участия в Уставном капитале малого инновационного предприятия

23 Федеральный уровень 1. Проведение конкурса на выбор инвестора (венчурный, инвестиционный фонды, фонд поддержки малого предпринимательства), с условием софинансирования проекта не менее 40%; 2. Выделение победителю конкурса финансовых средств на безвозвратной и безвозмездной основе; 3. Право представлять и направлять лиц, не являющихся государственными служащими, в конкурсную комиссию по выбору инновационных проектов; 4. Контроль за целевым использованием бюджетных средств. Инвестор (венчурный, инвестиционный фонды, фонд поддержки малого предпринимательства) 1. Проведение конкурса на выбор инновационного проекта; 2. осуществление финансирования инновационных проектов по следующим направлениям: - НИОКР, - компенсация за арендную плату и иных условно-постоянных расходов, - приобретение оборудования; 3. Контроль за целевым использованием предоставленных средств. Малое инновационное предприятие 1. Разработка инновационного проекта; 2. Доработка результатов научно-технической деятельности, разработка прототипа продукта, его испытание, патентование и составление бизнес-плана; 3. Налаживание серийного производства нового наукоемкого продукта. Описание проекта

24 Риски проекта 1.Коррупционность при выборе инвесторов (венчурный, инвестиционный фонды, фонд поддержки малого предпринимательства); 2.Неоптимальный выбор инновационных проектов; 3.Недостаточное количество качественных инновационных проектов (неосвоение выделенных средств). Минимизация рисков 1.Проведение открытых конкурсов при отборе инвесторов, претендующих на участие в проекте. Включение в конкурсную комиссию представителей научных и образовательных организаций; 2.Система разделения рисков через софинансирование проекта отобранным инвестором, а также малым инновационным предприятием; 3.Конкуренция между отобранными инвесторами.