АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ФИЛОЛОГА-ПРАКТИКА Чернышова Татьяна Владимировна, д. фил. н., проф. кафедры современного русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Advertisements

Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ По работам Шумаковой Н.Б.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Практика ситуационных анализов и учебный процесс Заведующая Кафедрой ПАМП д.полит.н. Татьяна Алексеевна Шаклеина.
Антонова Любовь Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Кафедра теории.
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
Описание и представление результатов исследования Беспалова Г.М. Гимназия 4 г.Брянска
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Иностранный язык для специальных целей Рабочая программа Направление «Регионоведение России» Профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире»
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Магистерская программа Филология Русский язык Направление подготовки ФИЛОЛОГИЯ Институт филологии и языковой коммуникации.
Транксрипт:

АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ФИЛОЛОГА-ПРАКТИКА Чернышова Татьяна Владимировна, д. фил. н., проф. кафедры современного русского языка и речевой коммуникации Алтайского государственного университета

ФГОС-3: Аналитико - экспертная деятельность : O научно - исследовательская, предполагающая умение выпускника критически анализировать тексты разных жанров и применять теоретические и практические знания в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований ; O прикладная, вытекающая из умения создавать, редактировать, реферировать все типы деловой документации ; квалифицированно трансформировать различные типы текстов, создавать, реферировать и редактировать публицистические тексты, аналитические обзоры и эссе ; продуцировать самостоятельные, обладающие смысловой, эстетической и практической ценностью словесные конструкты – деловую документацию, рекламные, пропагандистские, публицистические и другие тексты.

Аналитико-экспертная деятельность Анализ исходного текста Этап 1 Оценка исходного текста Этап 2 Создание экспертного заключения (вторичного текста) на базе исходного Этап 3

ФГОС-3: Характеристика профессиональной деятельности магистров, имеющей отношение к аналитико-экспертной деятельности O научно - исследовательская деятельность : самостоятельное исследование системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах ; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов ; квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта …

В области прикладной деятельности, сопряженной с аналитико-экспертной: O - квалифицированная трансформация различных типов текстов …, в том числе создание на базе трансформируемого текста новых текстов ; создание, редактирование и реферирование публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе ; O - продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов – деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических и других текстов … планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства …

Этапы создания лингвоэкспертного текста O лингвистический анализ конфликтного ( спорного ) текста – исследовательская часть ; O ответы на вопросы, касающиеся возможности квалификации анализируемого текста как речевого правонарушения ; O формулировка выводов в соответствии с поставленными перед экспертом вопросами.

Этап 1: лингвистический анализ текста

Слово, словосочетание, предложение Понятие, суждение, умозаключение, система доказательств Типы развертывания нулевого уровня композиции Абзац, параграф, раздел Текст с позиций литературного редактирования Автор Читатель Текст как объект лингвистической экспертизы

Редакторский анализ текстаЛингвоэкспертный анализ текста Из чего сделан текст ? Как сделан текст ? Почему для выражения данной мысли в данных условиях необходимы именно эти языковые средства, именно такая их организация ? Из чего сделан текст ? Как сделан текст ? Почему для выражения данной мысли в данных условиях необходимы именно эти языковые средства, именно такая их организация ? Какое из этих слов и оборотов является лишним для выражения данной мысли в данных условиях ( учет ситуации ) и, следовательно, негативно воспринимается не только субъектом речи, но и адресатом ? Цель : оценив текст, помочь автору усилить достоинства, устранить и ослабить недостатки ; подготовить рукопись к печати Цель : через оценку проверить истинность / ложность ( категорические выводы ), возможность / невозможность ( модальные положительные и отрицательные выводы ) высказываний о предмете исследования, которые вытекают из вопросов, поставленных перед экспертом.

3. Функции текстового материала (Стефан Тичер, Майкл Мейер, Рут Водак «Методы анализа текста и дискурса»)

Этап 2: оценка текста (отождествление на уровне кода)

Цель анализа: Редакторский анализ текста: оценив текст, помочь автору усилить достоинства, устранить и ослабить недостатки; подготовить рукопись к печати Лингвоэкспертный анализ: через оценку проверить истинность / ложность (категорические выводы), возможность / невозможность (модальные положительные и отрицательные выводы) высказываний о предмете исследования, которые вытекают из вопросов, поставленных перед экспертом.

Цель лингвоэкспертного анализа: через оценку проверить истинность / ложность (категорические выводы), возможность / невозможность (модальные положительные и отрицательные выводы) высказываний о предмете исследования, которые вытекают из вопросов, поставленных перед экспертом Конкретные исследовательские задачи эксперта связаны с решением проблемы тождества. Применительно к лингвистической экспертизе проблема тождества возникает в трех случаях : первый связан с тождеством на уровне кода, второй – с тождеством на уровне пропозиционального содержания сообщения, третий – с тождеством на уровне фактических намерений производящего сообщение и достижения ими ( сообщениями ) поставленных говорящим целей ( Бринев К. И. Проблема тождества языковых единиц, задачи лингвистической экспертизы и пределы компетенции лингвиста - эксперта ).

Описание кодирующих возможностей продуктов речевой деятельности задача по установлению содержания спорного речевого произведения (текста закона, договора, инструкции) задача по установлению кодирующих возможностей словесных обозначений (при исследовании словесных обозначений спорных товарных знаков на предмет тождественности) Квалификация речевого поведения говорящего через описание того варианта поведения, который выбирает субъект речевого произведения ситуации, квалифицируемой как юридический факт, влекущей юридически значимые последствия отождествление речевых актов (оскорбления, призыва, утверждения, угрозы и др.) Отождествление семантических характеристик высказывания (являются ли спорные высказывания утверждениями о фактах или оценочным суждением автора) Тождество на уровне кода:

Спасибо за внимание!