Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Факторы риска профессиональной деформации личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Advertisements

Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор: Горбачева Т.С., педагог-психолог ТОГУ «Сосновская школа-интернат» Профессиональное.
Психологическая профилактика профессиональной деформации педагога Автор:педагог-психолог Марянова В.И. МДОУ детский сад комбинированного вида 12 «Сказка»
«… в России есть различные общества покровительства, в том числе даже животным, но нет ничего и никого, кто заботился бы об учителе» В.Розанов, педагог.
Педагогический Совет. Тема: «ФАКТОРЫ РИСКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ» ПЛАН.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Синдром профессионального выгорания 1. Представление о СЭВ. Причины. Симптомы. 2. Результаты диагностики педагогического коллектива ОБОУ Новые технологии.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
Профилактика профессиональной деформации педагогов Опыт работы психологической службы МОУ гимназия 2 г. Раменское Педагог- психолог Тимченко Е.В.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Профессия педагога как фактор, оказывающий влияние на психосоматическое здоровье человека Исполнитель: Суворова Юля, лицей 6, г. Качканар.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Синдром эмоционального выгорания педагога : способы профилактики. МОУ « СОШ им. М. М. Рудченко с. Перелюб » Педагог - психолог Швецова Венера Ильясовна.
Синдром эмоционального выгорания педагога : способы профилактики.
Концепция профессионального долголетия Проблема «эмоционального выгорания» «эмоционального выгорания» у педагогов у педагогов.
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
Психологическое выгорание менеджеров Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
«Профилактика эмоционального выгорания». – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов. Синдром.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания» Март 2011 год

План проведения педагогического совета 1. Подведение итогов 3 четверти (отчеты классных руководителей). 2. Аттестация педагогических работников (нормативные документы). 3. Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. 4. Разное.

«Все слышали о людях, у которых от беспокойств начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа «Эта работа - сплошная головная боль!» Эрик Берн

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Педагогическая деятельность - один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических, а также социально- психологических проблем, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Труд педагога относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь учащихся, воспитанников и общества в целом. О высокой стрессогенности преподавательской работы говорят многие исследования, которые обнаружили наличие специфических для педагогической деятельности стрессоров и факторов дезадаптации, указывая на то, что показатели степени выраженности профессиональных деформаций и неврозов у учителей выше, чем средние показатели популяции. Кроме того, установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него такого вида профессио­нальной деформации, как «синдром эмоционального сгорания».

Исследования специалистов констатируют, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которые снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Спустя лет педагогической деятельности специалист оказывается в состоянии психологического кризиса: развивается истощение нервной системы, эмоциональное выгорание. В связи с этим неудивительно, что 39,7% педагогов в России имеют высокий уровень невротизма, а 66% учителей страдают от высокого уровня тревожности, и основная масса педагогов при этом имеет профессиональную деформацию.

Возникает ощущение, что российское учительство закодировано самой историей на повышенный фактор риска для здоровья. Чтобы разорвать этот более чем столетний заколдованный круг, сам педагог должен осознать, что здоровье - это ценность. Необходимо к тому же понять, что профессия учителя коренным образом отличается от всех других, что, в свою очередь, требует и особой заботы о себе. Чем же отличается профессия педагога? В первую очередь, повышенным долженствованием. Оно многократно по сравнению с другими профессиями увеличивает наше «обязан». Кому и чем? Скорее всего, это не совсем осознанное долженствование перед будущим, что, безусловно, отражается не только на психологическом, но и на физиологическом состоянии. Специфические особенности труда педагога как представителя интеллекту­ально-эмоциональной деятельности позволяют сравнить некоторые черты умственного и физического труда, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.

Первоначально под синдромом выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше связывали синдром с психосоматическим самочувстви­ ем, относя его к состояниям предболезни. В Международной классификации болезней (МКБ-Х) синдром эмоционально­го выгорания (СЭВ) отнесен к рубрике «Стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни».

По мнению Е.В. Руденского, у представителей педагогической профессии деформированность личности деятельностью может проявляться на четырех уровнях: 1.Общепедагогические деформации; 2.Типологические деформации; 3. Специфические или предметные деформации; 4. Индивидуальные деформации.

Личность человека - достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой. «Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома эмоционального выгорания.

Синдром профессионального выгорания. Симптомы и фазы синдрома выгорания. Спектр негативных последствий выгорания. Межличностные последствия; Установочные последствия; Поведенческие последствия; Психологические последствия.

Наиболее распространенными симптомами выгорания являются: постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты, связанное с ней; раздражение, направленное на коллег или субъектов делового общения; отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости, а не как к тому, что может приносить удовлетворение.

Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима понятия «синдром эмоционального выгорания», используются термины «синдром психического выгорания» и «синдром профессионального выгорания». Развитие синдрома выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной считается модель синдрома выгорания, описанная американскими психологами Маслач и Джексон. Синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность; деперсонализацию; редукцию профессиональных достижений.

РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Предложенная методика дает подробную картину синдрома выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового. Уровень выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются по 4 симптомам в соответствии с 3 фазами: тревожное напряжение, резистенция, истощение.

1-я фаза – «Тревожное напряжение». Переживание психотравматических обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия

2-я фаза – «Резистенция»(сопротивление) Неадекватное эмоциональное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей.

3-я фаза – «Истощение» Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность; Деперсонализация или личностная отстраненность; Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Профилактика выгорания педагогов. Деятельность по профилактике профессионального выгорания педагогов должна осуществляться по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.

Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания. Первая задача в профилактике выгорания расширение информированности учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться с помощью общения в профессиональном клубе педагогов. В рамках клуба желательно проводить «круглые столы», психологические практикумы, тренинги, совместное проведение досуга - все это позволяет отключиться от профессио­нальных проблем, получить заряд бодрости.

Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической профессии. Некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей, которым так необходимо структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы работа стала более значимой для сотрудника. Повышению значимости труда педагога помогают такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, поощрений и награждений. Профилактические и реабилитационные мероприятия, снижающие риск высокого профессионального выгорания учителей, должны включать тренинги, направленные на формирование конструктивных моделей преодолевающего поведения, а именно: тренинг уверенности в себе, тренинг социальных навыков, позволяющий расширить коммуникативный потенциал личности.

Доказано, что к эффективным стратегиям вмешательства относятся: обучение сотрудников конструктивным моделям поведения при взаимодействии с «трудными» людьми и обстоятельствами; обучение навыкам ведения организационных переговоров и разрешению конфликтов в коллективе; своевременная обратная связь и положительное подкрепление тех сотрудников, которые чувствительны к моральному поощрению или отличаются высокой тревожностью и неуверенностью; регулярное предоставление возможности для обучения, повышения профессиональной квалификации и ролевой эффективности; индивидуальное психологическое консультирование; поощрение.

Разработка профилактических стратегий помощи представляется весьма важной и перспективной для сохранения кадрового потенциала любой организации Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит прежде всего, самому работнику. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, сотрудник не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. Определение краткосрочных и долгосрочных целей; Использование «тайм-аутов». Овладение умениями и навыками саморегуляции. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Избегание ненужной конкуренции. Эмоциональное общение.; Поддержание хорошей спортивной формы.

При профилактике стрессов рекомендуется действовать на следующих уровнях: физиологическом - необходимо заняться своим здоровьем, режимом питания, внешним видом. С физиологической саморегуляции начинается решение любой психической проблемы. «Болезни души неотделимы от болезни тела»; эмоциональном - необходимо находить для себя эмоционально ком­ фортные ситуации, обеспечить себе хоть чуть-чуть ощутимый успех в каком-нибудь занятии, создавать себе и другим маленькие праздники. Поло­жительные эмоции от работы можно испытывать в двух случаях: когда цель работы достигнута и когда работа сама по себе приятна и интересна. К сожалению, в жизни часто происходит смещение с процесса на результат. Когда цель достигается всеми возможными (не самыми лучшими) средствами, она не приносит счастья и удовлетворения. Радуйтесь процессу, научитесь спонтанному чувству радости; интеллектуальном - искореняйте негативные стрессовые мысли, необхо­димо принять и полюбить себя таким, каков есть; мировоззренческом - дифференциация цели (цели бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), концепция развития, позитивное мышление

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «Бодрое и веселое расположение духа - не только богатый источник жизненного наслаждения, но в то же время и сильная охрана характера». С. Смайлс

Упражнение 1. «Позитивное описание негативных феноменов» Цель: научиться находить хорошие стороны в плохом. Упражнение 2. «Положительное и отрицательное подкрепление» Цель: дать возможность почувствовать, как эмоционально на действия чело­века оказывает влияние положительное и отрицательное стимулирование.

Упражнение 3. «Любопытство» Упражнение 4. «Все равно ты молодец, потому что...» Упражнение 5. «Комплимент с плюсом» Цель упражнений 4 и 5 - осознание своих личностных ресурсов.

Выгорание связано с использованием неконструктивных моделей поведения в проблемных и профессионально трудных ситуациях. Выгоранию способствует пассивное поведение (чрезмерная осторожность, постоянное откладывание реше­ний «на потом») или стратегия ухода (избегания) от поиска решения проблем. Упражнение 6. «Марионетка»

Следующие упражнения направлены на тренировку умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, в частности, при отстаивании своих интересов. Упражнение 7. «Агрессивный и застенчивый» Упражнение 8. «Три способа поведения»

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА 1. Разработать Программу профилактики профессиональных деформаций педагогов с проведением превентивных тренингов, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышение мотива­ции на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания. 2. Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профилактической деятельности. 3. Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через: систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность учителей ; обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе; использование системы поощрений; обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоционально включенности сотрудников.